; ;

Деятельность

Информация о деятельности

Счетной палаты Алтайского края

Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2012 год

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года № 123–ЗС «О Счетной палате Алтайского края».


     1. Общие сведения и основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края

     Счетная палата Алтайского края (далее – Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием и ему подотчетным, обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью.
     Компетенция Счетной палаты определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
     В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края. Работа Счетной палаты строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
     Комплекс контрольных и экспертно–аналитических мероприятий в 2012 году составлял единую систему контроля (предварительного, оперативного и последующего) за формированием и исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В отчетном году продолжена практика проведения аудита эффективности, в процессе которого дается оценка эффективности использования государственных средств на основе установленных критериев.
     Организация, проведение и подведение итогов контрольных мероприятий строится на соблюдении принципов объективности и системности. Основной целью контрольных мероприятий, помимо выявления нецелевого использования бюджетных средств, является оценка эффективности произведенных расходов, выявление системных нарушений и проблемных вопросов с целью выработки предложений для решения актуальных проблем, совершенствования действующего законодательства.
     Контрольные полномочия Счетной палаты в отчетном периоде распространялись на 553 структуры государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них 14 государственных органов управления Алтайского края и 489 муниципальных; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края; 15 краевых государственных и 17 муниципальных учреждений; три краевых государственных и три муниципальных унитарных предприятия; 11 организаций различных форм собственности.
     План работы Счетной палаты, утвержденный коллегией Счетной палаты Алтайского края на 2012 год, исполнен в полном объеме.
     В 2012 году проведено 88 контрольных и экспертно–аналитических мероприятий, в том числе 28 документальных, 32 камеральные проверки, один мониторинг и 27 экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края.
     В отчетном периоде проводилось три аудита эффективности использования бюджетных средств. Контрольными мероприятиями охвачено шесть краевых и ведомственных целевых программ, исполнение местных бюджетов шести муниципальных районов и городов, 53 сельских поселений, проведена оценка доходного потенциала в двух муниципальных районах и тематическая проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, направленных на проведение мероприятий по благоустройству кладбищ, в 40 муниципальных районах и городах края.
     Из общего количества контрольных и экспертно–аналитических мероприятий три проведено по поручению Губернатора Алтайского края, обращению правоохранительных органов и в рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации.
     Общий объем проверенных средств с учетом внешних проверок отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края составил 108819,5 млн. рублей.
     В 2012 году нарушения в финансово–бюджетной сфере Алтайского края выявлены на общую сумму 991,1 млн. рублей (сократились к уровню 2011 года на 19,6 %), в том числе нецелевое использование государственных средств на сумму 7,0 млн. рублей. Неэффективное расходование средств выявлено на сумму 380,9 млн. рублей.      
     Анализ результатов деятельности Счетной палаты за последние годы показал существенное снижение нецелевого использования бюджетных средств к уровню 2009 года, что свидетельствует об усилении краевыми органами исполнительной власти контроля за использованием бюджетных средств.     
     В соответствии со статьей 15 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направлено органам государственной власти и муниципальных образований Алтайского края, руководителям проверенных предприятий, учреждений и организаций 410 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства и в бесхозяйственности, которые в основном реализованы.
     По итогам проведенных контрольных мероприятий Губернатору Алтайского края, главным распорядителям средств краевого бюджета, органам местного самоуправления направлено 11 информационных писем.
     По материалам проверок предложено к устранению нарушений на сумму 654,3 млн. рублей, в том числе – к восстановлению – 82,6 млн. рублей, из которых – в краевой бюджет – 76,3 млн. рублей.
     Значительная часть предложений в адрес органов государственной власти и местного самоуправления касается совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и муниципальной собственности, возмещения ущерба, причиненного бюджету.
     В 2012 году устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на сумму 609,5 млн. рублей, в том числе восстановлено в бюджеты всех уровней – 72,9 млн. рублей, из них в краевой – 68,9 млн. рублей.
     Не устраненные в ходе проведения контрольных мероприятий нарушения находятся на контроле Счетной палаты.
     Замечания и предложения Счетной палаты учтены в 92 нормативных правовых и локальных актах органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, касающихся организации бюджетного процесса, формирования краевого и местных бюджетов, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности.
     Согласно представленным информациям результаты проверок обсуждены в краевых органах власти, органах местного самоуправления, предприятиях, организациях и учреждениях, разработаны меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. По материалам контрольных мероприятий в 2012 году привлечено к дисциплинарной ответственности 46 человек, или на 32 человека больше, чем в 2011 году, что свидетельствует об ужесточении ответственности за допущенные финансовые нарушения.
     В рамках соглашения о взаимодействии в прокуратуру Алтайского края направлено 35 материалов проверок. В 2012 году возбуждено одно уголовное дело, опротестован один незаконный правовой акт, направлено три исковых заявления в суд, три лица привлечены к административной ответственности, внесено 11 представлений. По остальным материалам меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением нарушений бюджетного законодательства по представлениям Счетной палаты.
     По запросам правоохранительных органов представлены материалы 25 проверок. Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю направлена информация по итогам проведенных в 2011 году контрольных мероприятий.
     В отчетном периоде проведено восемь заседаний коллегии Счетной палаты в соответствии с законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» и Регламентом коллегии Счетной палаты Алтайского края, на которых рассмотрено 78 вопросов.
     Коллегией Счетной палаты в 2012 году рассматривались заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2011 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, отчет о работе Счетной палаты за 2011 год, результаты контрольных и экспертно– аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие.
     На повышении результативности деятельности Счетной палаты положительно сказывается возможность информирования Губернатора Алтайского края об основных результатах проведенной работы. Отчеты об итогах контрольных мероприятий направляются в Алтайское краевое Законодательное Собрание.


     2. Контрольно–ревизионная деятельность

     Основным направлением в контрольно–ревизионной деятельности Счетной палаты Алтайского края в отчетном году являлись контрольные мероприятия, направленные на повышение эффективности, результативности использования средств краевого бюджета, соблюдение бюджетного законодательства в процессе формирования и исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, увеличение доходного потенциала бюджетов, в том числе за счет рационального, качественного управления и использования государственной и муниципальной собственности.


     2.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края.

     В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2011 год, включая проверку бюджетной отчетности 36 главных администраторов бюджетных средств.
     Позитивные изменения в экономике края позволили увеличить доходную часть краевого бюджета в 2011 году против плановых назначений на 2,1 процента, рост к предыдущему году составил 12,6 процента. В структуре доходов краевого бюджета налоговые и неналоговые доходы (далее – собственные доходы) составили 45,4 процента и имеют тенденцию к ежегодному росту, что повышает финансовую самостоятельность края.
     Уточненный план по собственным доходам выполнен на 104,7 процента, к достигнутому уровню предыдущего года рост составляет 12,7 процента. Сверхплановые поступления налоговых доходов, доля которых в собственных доходах краевого бюджета составляет 96,3 процента, обеспечены за счет перевыполнения плановых назначений по всем видам доходов: налогу на прибыль (104,1%), налогу на доходы физических лиц (103,3%), акцизам (101,9%), налогу на имущество организаций (105,1%), транспортному налогу (112,3%).
     В 2011 году увеличилась доля неналоговых доходов в объеме собственных доходов до 3,7 процента против 0,6 процента в 2010 году за счет положительной динамики поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края (111,2% к уточненному плану), доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (157,1%), платежей за пользование природными ресурсами (105,3%).
     Не обеспечено выполнение прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества. Планируемые доходы от продажи акций трех акционерных обществ в сумме 40000 тыс. рублей в краевой бюджет не поступили.
     Кассовое исполнение расходов краевого бюджета составило в 2011 году 91,3 процента к уточненному плану. Ниже среднекраевого уровня профинансированы расходы по шести разделам классификации, выше – по восьми. В полном объеме исполнены расходы по разделу «Национальная оборона» – 100 процентов, в минимальном – «Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга» – 64,9 процента.
     В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику – 21,7 процента, образование – 20,7 процента, национальную экономику – 19,6 процента, здравоохранение – 17,7 процента.
     Увеличилась доля расходов на инвестиции в общих расходах краевого бюджета до 8 процентов против 4,6 процента в 2010 году. План по объему инвестиций в объекты капитального строительства исполнен на 90,5 процента.
     Результаты внешних проверок главных администраторов бюджетных средств свидетельствуют об укреплении бюджетной дисциплины и соблюдении, в основном, требований, предъявляемых к ведению учета и формированию отчетности.
     На основании статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее – Территориальный фонд), по результатам которой отмечено качественное исполнение бюджета, соблюдение действующих порядков ведения бухгалтерского учета и формирования бюджетной отчетности.
     Бюджет Территориального фонда исполнен по доходам на 139,8 процента, в том числе за счет сверхплановых безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (143,0%), налоговых и неналоговых доходов (126,6%). В структуре доходов безвозмездные поступления составляют 82,7 процента, налоговые и неналоговые доходы – 17,3 процента.
     План по расходам выполнен на 97,2 процента, исполнение в разрезе разделов классификации составило: «Общегосударственные вопросы» - 90,6 процента, «Здравоохранение» - 96,7 процента, «Межбюджетные трансферты» (реализация программ модернизации здравоохранения) – 100 процентов.
     В общих расходах бюджета Территориального фонда расходы по разделу «Здравоохранение» составляют 80,2 процента, из них на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования приходится 71,7 процента.
   

        2.2. Контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств

     В отчетном году Счетной палатой продолжена практика проведения аудита эффективности использования бюджетных средств, как одного из механизмов государственного финансового контроля, отвечающего современным требованиям и позволяющего определить степень достижения результатов.
     Контрольные мероприятия проводились по вопросам эффективности и результативности использования средств краевого бюджета, направленных на развитие систем коммунальной инфраструктуры, дорожного хозяйства, на оказание бесплатной медицинской помощи населению Алтайского края.
     Аудит эффективности расходования бюджетных средств на реализацию долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Алтайского края на 2011-2013 годы» (далее – программа) проводился по шести направлениям, 26 критериям, характеризующим деятельность управления Алтайского края по жилищно – коммунальному хозяйству в достижении поставленных целей.
     Программа утверждена для решения назревших проблем в коммунальном комплексе Алтайского края и развития сферы жилищно-коммунального хозяйства, как одной из приоритетных задач социально–экономического развития края.
     Программой предусмотрено достижение двух социально значимых целей: обеспечение жителей края коммунальными услугами нормативного качества и развитие газораспределительной системы на территории муниципальных образований.
     Для оценки эффективности реализации программы предусмотрено 13 целевых индикаторов и показателей, из которых по трем не установлены конкретные измеримые значения, по одному – количество мероприятий не соответствует его достижению.
     Согласно паспорта программы на ее реализацию предусмотрено за счет краевого и местных бюджетов 2099580,0 тыс. рублей, в том числе средства краевого бюджета составляют 1909700,0 тыс. рублей (91%). Из общего объема инвестиций 71,8 процента направлено на расходы на развитие газораспределительной системы, 21,1 процента – на мероприятия по рациональному использованию энергоресурсов и снижению потерь тепловой энергии в тепловых сетях и 7,1 процента – на мероприятия по увеличению объема и улучшению качества питьевой воды.
     Государственным заказчиком программы – управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (далее – управление ЖКХ) допущены недостатки при формировании программных мероприятий, что привело к невозможности оценки результативности программы и неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных на ее реализацию. Запланированные в программе мероприятия (объекты) не соответствуют количеству и объемам финансирования объектов, предусмотренным в краевой адресной инвестиционной программе и постановлении Администрации края о газификации на соответствующий год. Так, в программу включено строительство в 2011 году 17 объектов газификации, в 2012 году – 33 объектов газификации и 31 объекта теплоснабжения, тогда как бюджетные инвестиции выделены на строительство 16,13 и 10 объектов соответственно.
     Предусмотренные в программе финансовые ресурсы превышают объемы финансирования, утвержденные в краевом бюджете, в 2011 году на 55596,0 тыс. рублей (на 10,8%), в 2012 году – 385715,9 тыс. рублей (55,8%).
     При планировании объемов финансирования по отдельным мероприятиям не обоснована финансовая потребность, в связи с чем на выполнение работ на 12 объектах предусмотрено излишне средств в сумме 47053,0 тыс. рублей, на 5 объектах – недостаточно средств 151952,3 тыс. рублей.
     В программные мероприятия включено строительство (реконструкция) 27 объектов теплоснабжения (из 33) при отсутствии проектно–сметной документации.
     Профинансировано из краевого бюджета на реализацию программных мероприятий в 2011 году 94,6 процента плановых назначений, за 9 месяцев 2012 года – 36,2 процента.
     Несбалансированность расходов на выполнение программы и источников финансирования, низкое освоение бюджетных средств, а также допущенные нарушения и недостатки являются причинами недостижения запланированных результатов.
     В ходе аудита эффективности установлены факты оплаты невыполненных работ и завышенной стоимости выполненных работ на общую сумму 4881,0 тыс. рублей.
     Допущены нецелевые расходы на строительство и реконструкцию двух объектов, не предусмотренных в программных мероприятиях и адресной инвестиционной программе, в сумме 3854,0 тыс. рублей.
     Без соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, израсходованы средства на строительство двух объектов газоснабжения на общую сумму 47960,6 тыс. рублей, которые не введены в эксплуатацию в течение 8 – 11 месяцев с момента завершения строительства (по состоянию на 1 января 2013 года).
     Приобретенное оборудование для реконструкции котельной и тепловых сетей в с. Романово на сумму 2882,6 тыс. рублей не используется больше года в связи с отсутствием средств для его монтажа.
     Произведена оплата проектно–сметной документации в сумме 1417,3 тыс. рублей, получившей отрицательное заключение государственной экспертизы.
     В нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на трех объектах газификации работы выполнялись до проведения торгов на право заключения контрактов, не соблюдались сроки выполнения контрактов на 11 объектах газификации из 14, при этом превышение установленных сроков строительства составляет от 10 месяцев до трех лет.
     Всего по результатам аудита эффективности выявлено нецелевое и необоснованное использование средств краевого бюджета – 8735,0 тыс. рублей; нарушение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – 7011,3 тыс. рублей. Кроме того, неэффективно израсходовано бюджетных средств в сумме 52260,5 тыс. рублей.
     Управлением ЖКХ не осуществляется должный контроль за ходом реализации программных мероприятий, не проводится мониторинг выполнения целевых индикаторов и показателей, не анализируются причины недостижения запланированных результатов, не разработана и не доведена до участников программы форма отчетности. В отчете Управления ЖКХ о реализации программы за 2011 год, представленном в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, отражено выполнение 9 показателей из 12, тогда как по сведениям, полученным от муниципальных образований, ни один показатель не выполнен.
     По результатам аудита направлены предложения по устранению нарушений и принятию мер по повышению эффективности использования бюджетных средств на реализацию программы с целью достижения поставленных в ней задач, предложено восстановить в краевой бюджет 7766,1 тыс. рублей. Восстановлено – 2006,7 тыс. рублей.
     Аудит эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на развитие дорожного хозяйства и на оказание бесплатной медицинской помощи населению Алтайского края, продолжен в 2013 году.
     В отчетном году проведены проверки шести краевых и ведомственных целевых программ, в ходе которых выявлены отдельные недостатки и нарушения, снижающие эффективность бюджетирования, ориентированного на результат.
     Проверкой реализации краевой целевой программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» на 2009 - 2012 годы (далее – программа), проведенной в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – Главное управление), установлено, что объемы финансирования, определенные паспортом программы, превышают ассигнования, утвержденные законами о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. На 2009–2011 годы потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий определена в программе в сумме 126212,0 тыс. рублей, в краевом бюджете предусмотрено 55740,6 тыс. рублей (44,2%).
     В мероприятия программы изменения по источникам финансирования не внесены, индикативные показатели не скорректированы. Мониторинг выполнения мероприятий не проводился, не анализировались причины недостижения результатов.
     Несбалансированность источников финансирования повлекла невыполнение ряда мероприятий, в результате ни по одному из четырех запланированных индикативных показателей выполнение не достигнуто, следовательно, средства краевого бюджета в сумме 16579,9 тыс. рублей использованы без соблюдения принципа результативности и эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Россисйкой Федерации.
     Главным управлением неэффективно израсходованы средства в сумме 1011,4 тыс. рублей на приобретение оборудования, которое длительное время не вводилось в эксплуатацию.
     В Главном управлении имущественных отношений Алтайского края проведена проверка реализации ведомственной целевой программы «Совершенствование структуры собственности Алтайского края на 2011-2013 годы» (далее – программа). В 2011 году выделено из краевого бюджета на выполнение мероприятий программы 4920,1 тыс. рублей, что составило 72,9 процента от предусмотренных паспортом программы.
     Исполнителем программы не принято должных мер по достижению установленных целей: формирование собственности края на земельные участки, оптимизация структуры собственности края и повышение эффективности ее использования. Из четырех задач программы выполнена одна, из 12 мероприятий количественные показатели выполнены по пяти, из 293 индикаторов достигнуты прогнозные значения по 154. Рейтинг эффективности программы оценивается в три балла и характеризуется как «низкая эффективность», в связи с чем средства краевого бюджета в сумме 1527,3 тыс. рублей израсходованы без достижения результатов.
     Проверкой целевого и эффективного использования бюджетных средств на реализацию краевой адресной инвестиционной программы за 2011 год установлено, что в нарушение действующего порядка формирования и реализации инвестиционной программы включено 26 объектов с объемом финансирования 407244,0 тыс. рублей при отсутствии разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, кроме того предусмотрено финансирование 89 объектов муниципальной собственности, по которым не соблюдено условие долевого участия муниципалитетов в предыдущем периоде.
     Запланированы расходы в сумме 7777,3 тыс. рублей, не относящиеся к инвестициям (разработка планово – прогнозных документов, участие в выставочной деятельности).
     В инвестиционную программу включены расходы в сумме 10790,0 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности, которая образовалась у заказчиков в связи с нарушением ими положений статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятых бюджетных обязательств сверх выделенных ассигнований.
     В нарушение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» без проведения конкурса заключен муниципальный контракт на строительство Дома культуры в с. Курья Курьинского района на сумму 25547,0 тыс. рублей.
     В нарушение постановления Администрации края от 23 декабря 2010 года №581 «О мерах по реализации закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» произведены авансовые платежи в сумме 9276,4 тыс. рублей на двух объектах г. Барнаула.
     Всего в ходе проверки выявлено финансовых нарушений на сумму 54385,0 тыс. рублей, в том числе при осуществлении закупок для государственных нужд – 25547,0 тыс. рублей.
     В ходе проверки обоснованности и эффективности использования бюджетных средств на государственную поддержку отраслей экономики края, оказываемую в виде субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями и индивидуальными предпринимателями, и субсидирования налога на имущество организаций, в соответствии с законами Алтайского края от 9 декабря 1998 года № 61–ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае», от 14 сентября 2006 года № 95–ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», ведомственной целевой программой «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на 2010–2012 годы» отмечено, что данная поддержка оказала положительное влияние на показатели финансово–хозяйственной деятельности получателей субсидий. В результате реализации инвестиционных проектов в соответствии с бизнес–планами получателями государственной поддержки создано 3497 новых рабочих мест при планируемых 3003, начислено налоговых платежей в консолидированный бюджет края и Территориальный фонд в сумме 1464,6 млн. рублей при прогнозируемых 835,9 млн. рублей или больше в 1,8 раза. В сравнении с периодом, в котором указанная поддержка не оказывалась, в организациях увеличилась стоимость основных средств в 11,4 раза, чистая прибыль – в 10,7 раза, выручка от продаж – в 4,4 раза, налоговые платежи и взносы – в 5,7 раза. Наряду с этим 29 получателей субсидий из 32 не обеспечили выполнение отдельных показателей бизнес–планов.
     Проверкой установлено, что в нарушение нормативных правовых актов предоставлена государственная поддержка на общую сумму 3387,9 тыс. рублей.
     Проведенными проверками использования бюджетных средств на реализацию целевых программ «Совершенствование деятельности института мировой юстиции на территории Алтайского края» на 2011–2013 годы и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае» на 2011–2013 годы отмечено выполнение в 2011 году запланированных мероприятий обеих программ в полном объеме, что позволило обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей в предусмотренных значениях. При положительных результатах выполнения программ допущено неэффективное расходование средств на приобретение оборудования на сумму 369,9 тыс. рублей и 270,6 тыс. рублей соответственно, которое длительное время не вводилось в эксплуатацию.
     Контрольным мероприятием «Анализ эффективного использования средств краевого бюджета на оказание комплексной специализированной помощи женщинам, мужчинам, подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации», проведенным в Главном управлении Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установлено, что в целом деятельность учреждений по оказанию социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, направлена на решение проблем безнадзорности, предупреждение семейного неблагополучия. В работе применяются инновационные методы, уделяется внимание доступности и расширению услуг. Востребованы социально–бытовые, социально–педагогические услуги, всего в 2011 году гражданам Алтайского края оказано 367,3 тыс. социальных услуг, что больше уровня 2007 года на 21,4 процента.
     Отрицательным фактором, влияющим на доступность и качество услуг, является высокая текучесть кадров, которая составила в кризисных центрах: для женщин – 85,7 процента, для мужчин – 30 процентов. Основной причиной текучести кадров является низкий уровень заработной платы (в 2011 году среднемесячная заработная плата составила 6131 рубль). В работе учреждений имеются недостатки, что снижает эффективность использования средств краевого бюджета: установленные государственные задания не содержат показатели качества и объема оказываемых услуг, не определен порядок контроля за их выполнением.
     В штатном расписании кризисного центра для мужчин предусматривались должности, которые оставались вакантными в течение пяти лет, искусственно созданная экономия фонда заработной платы использовалась на стимулирующие выплаты, на которые в 2010–2011 годах израсходовано 1279,3 тыс. рублей.
     В краевом социально–реабилитационном центре для несовершеннолетних «Солнышко» в течение длительного времени не использовались основные средства, приобретенные за счет средств краевого бюджета, на сумму 442,1 тыс. рублей.
     Всего в проверенных учреждениях израсходовано бюджетных средств с нарушением принципа результативности и эффективности, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в сумме 4957,4 тыс. рублей.
     Проверкой Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае установлены неэффективные расходы бюджетных средств в сумме 377,4 тыс. рублей в связи с перечислением платежей во внебюджетные фонды, обязательство по которым не наступило, а также длительным сроком хранения без ввода в эксплуатацию основных средств. С нарушением Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» израсходовано 538,0 тыс. рублей.
     По предложению Счетной палаты восстановлено в краевой бюджет 120,8 тыс. рублей, израсходованных с нарушением действующего законодательства.
     Проверкой использования средств краевого бюджета, предусмотренных на проведение избирательной компании в 2011 году, установлено, что в результате несоблюдения требований, определенных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 сентября 2011 года № 30/266–6, окружными, территориальными и участковыми избирательными комиссиями допущены нарушения по оплате труда членам избирательных комиссий и привлеченным лицам на сумму 467,7 тыс. рублей.

     2.3. Контроль отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций

     Проверкой целевого и эффективного использования средств Алтайского краевого лизингового фонда в ООО «Краевой коммерческий Сибирский социальный банк» и ООО «Краевая лизинговая компания» установлено снижение в течение 2010–2011 годов объема лизингового фонда, сформированного за счет краевого бюджета, на 25992,1 тыс. рублей (2,1% объема фонда). Уменьшение лизингового фонда произошло из–за списания безнадежной задолженности лизингополучателей и убытков от реализации имущества по ценам ниже цены приобретения, включая затраты на ремонт, доставку и хранение реализуемой техники.
     Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме задолженности лизингополучателей увеличился в течение 2011 года с 0,62 до 1,14 процента.
     Остаточная стоимость техники, изъятой у лизингополучателей за невыполнение условий лизинга и находящейся на ответственном хранении, на 1 января 2012 года составила 9438,0 тыс. рублей. Техника разукомплектована, находилась в неисправном техническом состоянии, для дальнейшей эксплуатации необходимо проведение ремонта.
     Указанные факты свидетельствуют о недостаточно эффективном управлении средствами фонда. По предложениям Счетной палаты восстановлены средства в лизинговый фонд в сумме 25992,1 тыс. рублей за счет результатов финансово –хозяйственной деятельности лизингодателей.
     Проверка полноты и своевременности возврата в краевой бюджет бюджетных кредитов, выданных сельскохозяйственным товаропроизводителям на кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, проведенная в государственном унитарном предприятии «Алтайагропрод» (далее – ГУП «Алтайагропрод»), показала, что обязательство перед краевым бюджетом по погашению задолженности, предусмотренное соглашением о реструктуризации долгов и графиком возврата задолженности в сумме 45291,2 тыс. рублей, в 2011 году не исполнено.
     Полученные от сельзхозтоваропроизводителей в 2008–2011 годах средства в сумме 19061,0 тыс. рублей, подлежащие возврату в краевой бюджет, на момент проверки (май 2012 года) не были перечислены.
     По результатам проверки Счетной палаты ГУП «Алтайагропрод» перечислено в краевой бюджет 21014,8 тыс. рублей.
     В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления краевым имуществом в Алтайском краевом государственном унитарном предприятии «Алтайлесхоз» (далее – предприятие) установлено, что согласно уставу предметом деятельности предприятия является ведение работ, предоставление услуг в области лесного хозяйства на территории Алтайского края. Доходы от уставной деятельности занимают незначительный удельный вес в общих доходах предприятия: в 2010 году – 14,2 процента, за 9 месяцев 2011 года – 21,8 процента.
     Доходы от неуставной деятельности – от предоставления в аренду неиспользуемого в собственной деятельности государственного имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, составляли в 2010 году – 85,8 процента, за 9 месяцев 2011 года – 78,2 процента.
     По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год предприятием получен убыток в сумме 33266,3 тыс. рублей, за 9 месяцев 2011 года – прибыль в сумме 91146,5 тыс. рублей. Отчисления в краевой бюджет части прибыли за 2010 год не производились.
     Проверкой установлено неэффективное распоряжение отдельными объектами государственной собственности, значительно снижающее доходы предприятия от их использования, в результате занижения рыночной стоимости имущества при определении стоимости арендной платы; безвозмездного использования арендаторами отдельных объектов производственной базы и земельного участка, на котором они расположены; невозмещения арендаторами расходов по содержанию арендованного имущества; использования имущества не по целевому назначению.
     В результате непринятия должных мер по взысканию штрафных санкций, арендной платы, совершения сделок по реализации материалов по ценам ниже цены приобретения недополучено доходов 599,5 тыс. рублей.
     Отвлечены оборотные средства в сумме 28778,3 тыс. рублей на строительство объектов и приобретение основных средств, без оценки целесообразности и технико–экономической эффективности проекта.
     Счетной палатой внесены предложения, направленные на устранение нарушений и повышение эффективности использования имущества Алтайского края, что позволит улучшить финансовое состояние предприятия.
    

     2.4. Результаты контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Алтайского края

     Счетной палатой ежегодно серьезное внимание уделяется мероприятиям по исследованию состояния бюджетов муниципальных образований, включая сельские поселения, и реагированию органов муниципальной власти на выводы и предложения по результатам контрольных мероприятий.
     В 2012 году наряду с ежегодным контролем за эффективным и целевым использованием межбюджетных трансфертов, в том числе для исполнения переданных государственных полномочий Алтайского края, соблюдением муниципальными образованиями законодательства при осуществлении бюджетного процесса, отдельной темой стали контрольные мероприятия по оценке доходного потенциала местных бюджетов.
     Оценка доходного потенциала, используемого при регулировании межбюджетных отношений краевого бюджета с местными бюджетами, на 2012 и 2013 годы соответственно, проведена в муниципальных образованиях Егорьевского и Панкрушихинского районов, в том числе в десяти сельских поселениях.
     В ходе контрольных мероприятий проанализирована экономическая ситуация в районах и проблемы формирования доходов местных бюджетов, роль неналоговых доходов в формировании доходной базы муниципальных бюджетов.
     Формирование доходного потенциала невозможно без эффективно работающей экономики и качественного администрирования доходов.
     Социально экономическое положение муниципальных образований в 2011 году характеризуется: в Панкрушихинском районе положительной динамикой в сельском хозяйстве и снижением объема производства промышленной продукции; в Егорьевском районе наблюдается рост объема промышленного производства, реализации товаров и услуг населению и снижение объемов производства продукции растениеводства.
     Несмотря на проводимые администрациями муниципальных образований мероприятия по поддержке сельхозтоваропроизводителей, отмечается снижение отдельных показателей социально–экономического развития и увеличение доли организаций, ухудшивших финансовые показатели.
     Снизился рейтинг производства промышленной продукции в Панкрушихинском районе с 38 места в 2009 году до 49 в 2011 году (за 1 полугодие 2012 года 69 место), в Егорьевском – с 30 до 38 места (за 1 полугодие 2012 года 36 место).
     В 2012 году запланирован рост субъектов малого и среднего предпринимательства в Панкрушихинском районе на 0,6 процента, в Егорьевском районе – на 3,7 процента за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей, объем поступлений налогов и сборов в местный бюджет от которых в Панкрушихинском районе вырос на 4 процента, Егорьевском – на 20,4 процента.
     Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований сформированы в основном за счет трех доходных источников – налога на доходы физических лиц (НДФЛ), земельного налога и доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
     В Егорьевском районе в 2012 году по сравнению с 2011 годом объем поступлений налоговых и неналоговых доходов запланирован с ростом на 36,2 процента, в том числе налоговых – 49,1 процента (за счет увеличения норматива отчислений НДФЛ в местный бюджет), неналоговых – снизился на 6 процентов.
     В Панкрушихинском районе на 2013 год поступление налоговых и неналоговых доходов запланировано с ростом к плану 2012 года на 1,2 процента, в том числе по налоговым доходам – с ростом на 5,3 процента, по неналоговым – со снижением на 12,1 процента.
     Без учета прогноза социально–экономического развития районов спрогнозированы поступления налога на доходы физических лиц (исходя из заниженного фонда оплаты труда и без учета поступлений указанного налога по прочим ставкам), налога на имущество физических лиц и земельного налога (без учета данных налоговых деклараций).
     Значительная роль в финансовом обеспечении муниципалитетов принадлежит неналоговым доходам. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований в течение 2010–2012 годов составляла в Панкрушихинском районе 23 процента, в Егорьевском в 2012 году снизилась по сравнению с 2011 годом с 23 до 16 процентов.
     Предпосылкой для увеличения неналоговых доходов бюджетов районов является эффективное использование муниципального имущества. Проверки свидетельствуют о недостаточной работе в этом направлении.
     В муниципальных образованиях имеются неиспользуемое имущество, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие убыточную деятельность, наблюдается неисполнение Планов приватизации.
     В Панкрушихинском районе выявлено 18 земельных участков, используемых физическими и юридическими лицами без правоустанавливающих документов, что привело к потерям доходов бюджета в сумме 670,8 тыс. рублей.
     Повышение эффективности работы по сдаче в аренду неиспользуемых земель, в том числе залежных, позволит дополнительно получить бюджету Егорьевского района 1120,0 тыс. рублей, Панкрушихинского – 662,3 тыс. рублей.
     В Панкрушихинском районе в результате безвозмездной передачи муниципального имущества в пользование юридических лиц и предоставления льгот недополучены арендные платежи в сумме 752,6 тыс. рублей.
     В администрациях Новоегорьевского и Сростинского поселений Егорьевского района установлены минимальные ставки налога на имущество физических лиц при суммарной инвентаризационной стоимости имущества свыше 500 тыс. рублей, сумма выпадающих доходов составляет 391,9 тыс. рублей.
     Органами местного самоуправления проводилась определенная работа по увеличению доходной базы местного бюджета в рамках антикризисных комиссий, в том числе по ликвидации задолженности платежей в бюджет.
     Недостаточная работа по администрированию доходов привела к образованию задолженности по налоговым доходам в Егорьевском районе в сумме 3916,3 тыс. рублей (7,4% от плановой суммы поступлений), Панкрушихинском – 1176,8 тыс. рублей (2,3%), по неналоговым доходам в Егорьевском районе – 1885,5 тыс. рублей (18,6%), Панкрушихинском – 300,5 тыс. рублей (1,9%). Минимизация задолженности – один из основных путей увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований.
     По итогам контрольных мероприятий по оценке доходного потенциала муниципальных образований Счетной палатой предложено увеличить объем доходов по налоговым и неналоговым доходам: Егорьевского района на 2012 год на 2723,7 тыс. рублей, в том числе по налоговым доходам – на 2035,6 тыс. рублей, неналоговым – на 688,1 тыс. рублей; Панкрушихинского района на 2013 год – на 8887,9 тыс. рублей, в том числе по налоговым доходам – на 3902,4 тыс. рублей, неналоговым – на 4985,5 тыс. рублей.
     Финансовый контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществлялся в муниципальных образованиях города Ярового, Каменского, Красногорского, Михайловского, Мамонтовского и Солонешенского районов, 53 сельских поселениях.
     По итогам контроля сложилась определенная структура выявленных нарушений, наиболее характерными из которых являются несоблюдение отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании, утверждении и исполнении местных бюджетов, управлении и распоряжении муниципальным имуществом, при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.
     Проверками установлены случаи принятия решений по распоряжению муниципальной собственностью, которые привели к потерям доходов бюджетов.
     В результате занижения ставок арендной платы за землю в бюджет Михайловского района недопоступило 837,2 тыс. рублей.
     При передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества объем выпадающих доходов местных бюджетов составил в городе Яровое – 637,0 тыс. рублей, Мамонтовском районе – 1189,5 тыс. рублей.
     В Солонешенском районе предоставление льгот по аренде земельных участков привело к потерям бюджета на сумму 135,9 тыс. рублей, доходы от использования имущества в сумме 247,9 тыс. рублей зачислялись на счет по учету доходов от предпринимательской деятельности.
     Администрациями муниципальных районов не всегда принимались достаточные меры по увеличению доходной базы местных бюджетов.
     В Мамонтовском районе не начислена пеня за несвоевременную оплату по договорам аренды земельных участков на сумму 775,4 тыс. рублей.
     В Красногорском районе за аренду помещений, находящихся в муниципальной собственности, с арендаторов недополучено 42,4 тыс. рублей. В районный бюджет не взыскана просроченная задолженность по бюджетным кредитам на сумму 167,3 тыс. рублей.
     Кроме того, в Красногорском районе допущены нарушения при управлении муниципальной собственностью. Без включения в план приватизации муниципального имущества продано здание детского сада с земельным участком по стоимости 157,5 тыс. рублей. В реестр муниципальной собственности не включено муниципальное имущество на сумму 1154,8 тыс. рублей.
     Проверки показали системные нарушения и недостатки при исполнении местных бюджетов по расходам.
     С несоблюдением целей использованы средства резервного фонда администрации района в Мамонтовском районе в сумме 25,0 тыс. рублей, Солонешенском – 146,1 тыс. рублей.
     В Солонешенском и Мамонтовском районах при отсутствии оснований произведены расходы на оплату труда председателей районных Советов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе, в сумме 139,2 и 111,9 тыс. рублей соответственно. В Солонешенском сельсовете при выплате средств на содержание главы сельсовета превышен установленный постановлением Алтайского края от 31 января 2008 года № 45 норматив размера оплаты труда на сумму 7,4 тыс. рублей.
     В договорные сроки не произведен расчет за уголь, полученный из резервного запаса для нужд Алтайского края, администрациями Мамонтовского и Солонешенского районов в сумме 2907,2 и 6270,1 тыс. рублей соответственно.
     Администрацией города Яровое приняты расходные обязательства на финансирование муниципального учреждения «Информационный центр г. Яровое» и отдела внутренних дел на сумму 2717,0 тыс. рублей, не являющиеся полномочиями муниципального образования.
     Не обеспечено соблюдение обязательств по долевому софинансированию расходов:
     по строительству и капитальному ремонту муниципальных объектов Мамонтовским районом на сумму 5608,4 тыс. рублей, Михайловским – 137,1 тыс. рублей, Солонешенским – 12470,1 тыс. рублей;
     на модернизацию общего образования Егорьевским районом на сумму 62,7 тыс. рублей, Мамонтовским – 301,4 тыс. рублей.
     Муниципальными образованиями допущены нарушения при использовании межбюджетных трансфертов, поступивших из краевого бюджета, в сумме 6860,0 тыс. рублей, в том числе:
     субвенций на обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (Красногорский район – 414,7 тыс. руб., Мамонтовский – 20,4 тыс. руб., Михайловский – 584,7 тыс. руб., Солонешенский – 337,4 тыс. руб.);
     субвенции на функционирование административных комиссий в Мамонтовском районе на сумму 6,8 тыс. рублей;
     субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (Каменский район – 2980,6 тыс. руб., Красногорский – 36,4 тыс. руб., Мамонтовский – 187,2 тыс. руб., Солонешенский – 834,1 тыс. руб., город Яровое – 660,0 тыс. руб.);
     субсидий на развитие улично – дорожной сети (Каменский район – 327,9 тыс. руб., Мамонтовский – 469,8 тыс. руб.).
     Каменским, Мамонтовским и Солонешенским районами в 2011 году неэффективно использовались бюджетные средства в сумме 1504,0 тыс. рублей (из которых 1257,1 тыс. рублей – субвенция из краевого бюджета) в дебиторскую задолженность по уплате налогов и платежам во внебюджетные фонды, срок оплаты которых наступил в 2012 году.
     В проверенных муниципальных образованиях выявлены нарушения по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях, искажению бюджетной отчетности на общую сумму 33241,8 тыс. рублей.
     Проверками установлены нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части заключения муниципальных контрактов и договоров на выполнение работ без проведения конкурсных процедур – в Михайловском районе на сумму 2267,6 тыс. рублей, Солонешенском – 34146,3 тыс. рублей.
     Проверками муниципальных образований установлены нарушения и недостатки на общую сумму 182713,1 тыс. рублей, из них использовано не по целевому назначению бюджетных средств – 1579,6 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 4372,4 тыс. рублей.
     По результатам контрольных мероприятий Счетной палатой органам исполнительной власти муниципальных образований направлено 65 представлений, которые содержат более 200 предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы муниципального уровня, устранению нарушений, осуществлению контроля за эффективным, рациональным, целевым расходованием бюджетных средств и управлением муниципальной собственностью.
     Главам муниципальных образований, руководителям учреждений предложено устранить нарушения на сумму 80216,4 тыс. рублей, из которых возмещению подлежат 19644,5 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет – 13848,1 тыс. рублей.
     В 2012 году устранены нарушения на сумму 75931,1 тыс. рублей, из которых восстановлено 13160,1 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет – 9620,4 тыс. рублей.
     В отчетном году проведены проверки целевого использования субсидий, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на проведение мероприятий по благоустройству кладбищ в 2011 и 2012 годах, в трех городских округах, 37 муниципальных районах (432 поселениях).
     В ходе проверок установлены многочисленные факты нарушений в расходовании субсидий на общую сумму 2462,5 тыс. рублей, в том числе: израсходовано не по целевому назначению 374,4 тыс. рублей; на выполнение мероприятий, не соответствующих перечням, определенным порядками предоставления субсидий, утвержденными постановлениями Администрации края от 18 апреля 2011 года № 193 и от 12 января 2012 года № 8, – 1505,9 тыс. рублей; на оплату невыполненных и завышенных объемов работ – 342,3 тыс. рублей; излишнее списание товарно-материальных ценностей – 239,9 тыс. рублей.
     Допускались отдельные случаи отражения недостоверных данных по видам и объемам выполненных работ в отчетности о выполнении мероприятий, нарушения основных требований к ведению бухгалтерского учета и отчетности на общую сумму 1860,7 тыс. рублей, не все поселения обеспечили условия софинансирования мероприятий по благоустройству кладбищ за счет средств местных бюджетов. Муниципальными образованиями города Славгорода и Тальменского района нарушены требования Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на сумму 955,3 и 348,7 тыс. рублей соответственно.
     По всем нарушениям направлены представления Счетной палаты в адрес должностных лиц муниципальных образований, обязывающие обеспечить целевое использование субсидий краевого бюджета. Предложено устранить нарушений на сумму 4128,9 тыс. рублей, устранено – на сумму 3353,9 тыс. рублей.

 

     3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты

     Законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» на Счетную палату возложено проведение финансово – экономической экспертизы проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края, в том числе по проекту краевого бюджета, проблемам бюджетной политики и совершенствованию бюджетного процесса в Алтайском крае.
     Счетной палатой проведены экспертизы 27 проектов нормативных правовых актов Алтайского края, поступивших из Алтайского краевого Законодательного Собрания и Администрации Алтайского края, по вопросам формирования, изменения и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство Алтайского края и другим направлениям. По результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края Счетной палатой депутатам и Администрации Алтайского края направлены заключения, по пяти проектам – внесены предложения.
     В рамках предварительного контроля, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», были проведены экспертизы проектов законов Алтайского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». В процессе экспертно–аналитического исследования законопроектов проанализированы основные характеристики бюджетов, распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации, текстовые части законопроектов, соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству.
     В заключении отмечалось, что законопроект в целом основан на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» от 28 июня 2012 года и направлен на решение важнейших задач, связанных с укреплением стабильности экономики края, обеспечением бюджетной устойчивости и сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их реализации, исполнением социальных обязательств перед населением, созданием условий для оказания качественных государственных услуг.
     По результатам экспертизы законопроекта внесены предложения по увеличению доходов краевого бюджета на 2013 год в сумме 563,0 млн. рублей, принятию недостающих нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства краевого бюджета, и другие, которые полностью или частично учтены Администрацией Алтайского края. Увеличение доходов краевого бюджета составило 513,0 млн. рублей, которые были распределены на расходы инвестиционного характера, на социальную сферу, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.
     В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» рекомендовано органу исполнительной власти Алтайского края в сфере здравоохранения утвердить Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи на 2013 год.
     После рассмотрения и утверждения коллегией Счетной палаты заключения на проекты законов Алтайского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» направлены Алтайскому краевому Законодательному Собранию.
     Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» ежемесячно проводился на основании месячных оперативных отчетов об исполнении краевого бюджета, оперативных отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
     В 2012 году проведены экспертизы и подготовлены заключения Счетной палаты на четыре проекта закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
     Ежеквартально анализировалось исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Результаты аналитической деятельности использовались при экспертной оценке двух законопроектов по внесению изменений в указанный бюджет.
     Основными мероприятиями последующего контроля в 2012 году стали экспертизы проектов законов «Об исполнении краевого бюджета за 2011 год» и «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2011 год», заключения по которым рассмотрены на коллегии Счетной палаты и представлены в Алтайское краевое Законодательное Собрание и направлены Губернатору Алтайского края.
     Счетной палатой в качестве вывода экспертного заключения отмечено повышенное внимание со стороны Администрации Алтайского края к внедрению передовых методов управления финансовыми ресурсами края, достижение высоких результатов в управлении региональными финансами, о чем свидетельствует первое место, присужденное Министерством финансов Российской Федерации Алтайскому краю по результатам конкурса среди субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов.
     Администрации Алтайского края предложено продолжить работу по оптимизации функций государственного управления и обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета Алтайского края, повышению эффективности государственного управления, ориентированного на потребности граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг; разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджетной системы Алтайского края; обеспечению соблюдения участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, повышению эффективности использования ими бюджетных средств и объектов права собственности Алтайского края.
     В 2012 году Счетная палата проводила мониторинг изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в Алтайском крае за 2009–2012 годы (по состоянию на 1 июля 2012 года) в рамках проводимого Счетной палатой Российской Федерации экспертно–аналитического мероприятия «Подготовка, рассмотрение на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и направление информации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по результатам мониторинга изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам (с участием контрольно–счетных органов субъектов Российской Федерации)».
     По результатам мониторинга установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утверждены в 2012 году в рамках предельных индексов, установленных Федеральной службой по тарифам.
    

4. Организационная, информационная и иная деятельность Счетной палаты   

     Счетная палата осуществляла свою деятельность на основе годового плана работы, сформированного с учетом требований закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», необходимости реализации полномочий, законодательно закрепленных за Счетной палатой, и исполнения постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 мая 2012 года № 170 «Об отчете Счетной палаты Алтайского края за 2011 год».
     Перечень контрольных мероприятий в плане работы на 2013 год сформирован с учетом направлений и задач, вытекающих из ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» от 28 июня 2012 года.
     Планом работы предусмотрены контрольные мероприятия по оценке эффективности и результативности использования финансовых и материальных ресурсов Алтайского края, в рамках которых запланировано проведение четырех аудитов эффективности, проверок соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов в муниципальных образованиях, оценки доходного потенциала консолидированных бюджетов муниципальных районов, контроль достижения установленных критериев при реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ и другие мероприятия.
     При планировании контрольных мероприятий Счетная палата в целях недопущения дублирования деятельности координировала проведение проверок с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
     Заключено Соглашение между Счетной палатой и Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю об информационном взаимодействии по обмену информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Алтайского края.
     В 2012 году осуществлялось представление деятельности Счетной палаты на Интернет – сайте по наиболее значимым мероприятиям и результатам контрольных мероприятий.
     В соответствии с законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» отчет о работе Счетной палаты за 2011 год представлен Алтайскому краевому Законодательному Собранию, опубликован в газете «Алтайская правда» и размещен на Интернет–сайте.
     Продолжено сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно–счетных органов Российской Федерации, контрольно–счетными органами Сибирского федерального округа и других регионов России.
     В соответствии со статьей 18 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» Счетная палата взаимодействует с контрольно–счетными органами муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2013 года в крае образовано 12 контрольно–счетных органов, в том числе восемь – со статусом юридического лица.
     При взаимодействии с контрольно–счетными органами муниципальных образований края Счетной палатой было проведено параллельное контрольное мероприятие по проверке целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, направленных на проведение мероприятий по благоустройству кладбищ.
     В рамках реализации государственной политики по противодействию коррупции в 2012 году Счетная палата принимала участие в работе рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием и заседании антикоррупционной комиссии Алтайского края.
     В проведении контрольных мероприятий Счетная палата осуществляла взаимодействие с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю, Главным управлением внутренних дел по Алтайскому краю, прокуратурой Алтайского края.
     В соответствии с перечнем поручений по итогам совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Счетной палатой Главному федеральному инспектору в Алтайском крае ежемесячно направлялась информация о соблюдении Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
     Счетная палата принимала участие в работе сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, Совета Администрации Алтайского края, расширенных заседаниях Коллегии Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, совещаниях органов исполнительной власти края, заседаниях рабочих групп, «круглых столов», депутатских слушаниях и других мероприятиях.
    

5. Заключительные положения   

     Приоритетным направлением контрольных мероприятий в 2013 году определены вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств на реализацию ведомственных и долгосрочных целевых программ, проведение аудитов эффективности расходования средств краевого бюджета, выделенных на государственную поддержку сельского хозяйства, на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи, на среднее медицинское профессиональное образование. С целью изучения вопроса эффективности управления краевой собственностью запланировано проведение аудита в краевых государственных унитарных предприятиях.
     Актуальной темой станет продолжение работы по контролю качества управления муниципальными бюджетами и оценке доходного потенциала бюджетов муниципальных образований с целью выявления резервов пополнения доходной части бюджетов и снижения уровня их дотационности.
     Для безусловного исполнения намеченных мероприятий предусматривается совершенствование правового, методологического, информационно-технического обеспечения контрольной и экспертно–аналитической деятельности Счетной палаты, повышение уровня и качества взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, правоохранительными органами, органами государственной власти Алтайского края.

JoomShaper
Яндекс.Метрика