; ;

Деятельность

Информация о деятельности

Счетной палаты Алтайского края

Отчет о работе Счетной палаты Алтайского края за 2013 год

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края».

1. Общие сведения и основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края

Счетная палата Алтайского края (далее – Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием и ему подотчетным, обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью.

Компетенция Счетной палаты определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края. Работа Счетной палаты строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Комплекс контрольных и экспертно–аналитических мероприятий в 2013 году составлял единую систему контроля (предварительного, оперативного и последующего) за формированием и исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В отчетном году основными задачами контрольных мероприятий являлись оценка эффективности произведенных расходов, выявление резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, соблюдение действующего бюджетного законодательства с целью подготовки предложений по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Контрольные полномочия Счетной палаты в отчетном периоде распространялись на 189 структур органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них: 19 органов исполнительной власти Алтайского края и 49 муниципальных образований; два территориальных органа федеральных органов государственной власти; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края; 36 краевых и четыре муниципальных учреждения; 28 краевых государственных и два муниципальных унитарных предприятия; 48 организаций различных форм собственности.

План работы Счетной палаты, утвержденный коллегией Счетной палаты Алтайского края на 2013 год, исполнен в полном объеме.

В 2013 году проведено 83 контрольных и экспертно–аналитических мероприятий, в том числе 31 камеральная и 30 документальных проверок, один мониторинг и 21 экспертиза проектов нормативных правовых актов Алтайского края.

В отчетном периоде проведено четыре аудита эффективности использования бюджетных средств. Контрольными мероприятиями охвачено 20 долгосрочных и ведомственных целевых программ, исполнение местных бюджетов шести муниципальных районов, 10 сельских поселений, проведена оценка доходного потенциала в двух муниципальных районах, 10 сельских поселениях, проверка целевого и эффективного расходования средств краевого бюджета, направленных на реализацию краевой адресной инвестиционной программы в области жилищно-коммунального хозяйства.

Из общего количества контрольных и экспертно–аналитических мероприятий три проведено по поручению Губернатора Алтайского края и три – в рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации.

Общий объем проверенных средств с учетом внешних проверок отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края составил 136,2 млрд. рублей.

В 2013 году нарушения в финансово–бюджетной сфере Алтайского края выявлены на общую сумму 817,0 млн. рублей (сократились к уровню 2012 года на 17,6 %), в том числе нецелевое использование государственных средств на сумму 0,4 млн. рублей. Неэффективное расходование средств выявлено на сумму 430,7 млн. рублей.

Анализ результатов деятельности Счетной палаты за пять последних лет показал существенное снижение нецелевого использования бюджетных средств, что свидетельствует о повышении финансовой дисциплины и усилении контроля органами исполнительной власти за использованием бюджетных средств, а также в связи с изменением с 2012 года статуса бюджетных учреждений, расширением их самостоятельности и переходом от сметного финансирования к субсидиям на выполнение государственных заданий по оказанию государственных услуг.

В соответствии со статьей 15 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направлено органам исполнительной власти, муниципальным образованиям, руководителям проверенных предприятий, учреждений и организаций 126 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства, которые, в основном, реализованы. Губернатору Алтайского края и органам исполнительной власти направлено 19 информационных писем. Результаты трех контрольных мероприятий, проводимых параллельно со Счетной палатой Российской Федерации, направлены в ее адрес. По четырем контрольным мероприятиям Счетной палатой направлены информации в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю и налоговые органы края.

По материалам проверок предложено к устранению нарушений на сумму 507,1 млн. рублей, в том числе – к восстановлению – 77,2 млн. рублей, из которых – в краевой бюджет – 46,4 млн. рублей.

Направленные предложения касаются совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, государственной и муниципальной собственности, возмещения ущерба, причиненного бюджету.

В 2013 году устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на сумму 434,8 млн. рублей, в том числе восстановлено в бюджеты всех уровней – 61,9 млн. рублей, из них в краевой – 49,8 млн. рублей.

Не устраненные в ходе проведения контрольных мероприятий нарушения находятся на контроле Счетной палаты.

Замечания и предложения Счетной палаты учтены в 118 нормативных правовых актах органов государственной власти Алтайского края и  органов местного самоуправления, касающихся организации бюджетного процесса, формирования краевого и местных бюджетов, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности.

В 2013 году в прокуратуру Алтайского края в рамках соглашения о взаимодействии направлено 28 материалов проверок. В 2013 году опротестован один незаконный правовой акт, направлено  исковое заявление в суд (на рассмотрении), внесено 14 представлений, по результатам которых приняты меры к устранению нарушений. Кроме того, организовано четыре проверки в порядке статей 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам которых возбуждено одно уголовное дело (расследуется). По остальным материалам меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением нарушений бюджетного законодательства по представлениям Счетной палаты.

По запросам правоохранительных органов представлены материалы 17 контрольных мероприятий.

В отчетном периоде проведено восемь заседаний коллегии Счетной палаты в соответствии с законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» и Регламентом коллегии Счетной палаты Алтайского края, на которых рассмотрено 93 вопроса.

Коллегией Счетной палаты в 2013 году рассматривались заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2012 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, отчет о работе Счетной палаты за 2012 год, результаты контрольных и экспертно–аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие.

2. Контрольноревизионная деятельность

Контрольные мероприятия Счетной палаты были направлены на повышение эффективности, результативности использования средств краевого бюджета, соблюдение бюджетного законодательства в процессе формирования и исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований, увеличение доходного потенциала бюджетов, в том числе за счет повышения качества управления и использования государственной и муниципальной собственности.

2.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края

В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2012 год, включая проверку бюджетной отчетности 35 главных администраторов бюджетных средств.

Доходная часть краевого бюджета в 2012 году увеличилась против плановых назначений на 0,6 процента, рост к предыдущему году составил 1,1 процента. В структуре доходов краевого бюджета налоговые и неналоговые доходы (далее – собственные доходы) составили 49,4 процента и имеют тенденцию к ежегодному росту, что повышает финансовую самостоятельность края.

Позитивные изменения в экономике края позволили исполнить уточненный план по собственным доходам на 101,3 процента, к достигнутому уровню предыдущего года рост составляет 10,1 процента. Сверхплановые поступления налоговых доходов, доля которых в собственных доходах краевого бюджета составляет 97,4 процента, обеспечены за счет перевыполнения плановых назначений по следующим видам доходов: налогу на прибыль (105,5%), налогу на доходы физических лиц (101,0%), транспортному налогу (107,5%). Несмотря на прирост к уровню 2011 года поступлений налога на имущество организаций (на 7,1%) и акцизов по подакцизным товарам (на 10,9%), в 2012 году в краевой бюджет указанные доходы поступили в объеме 98,4 и 95,3 процента соответственно к уточненному прогнозу.

В 2012 году доля неналоговых доходов в объеме собственных доходов составила 2,6 процента. Уточненный план по неналоговым доходам выполнен на 111,7 процента за счет положительной динамики поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края (116,8% прогнозных показателей), доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (126,5%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (103,8%).

Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Алтайского края исполнен не в полном объеме. Из подлежащих приватизации в 2012 году девяти объектов недвижимости реализовано два объекта, доходы от продажи которых в сумме 3,8 млн. рублей поступили в краевой бюджет.

Кассовое исполнение расходов краевого бюджета составило в 2012 году 93,5 процента к уточненному плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на здравоохранение – 25,3 процента, образование – 23,1 процента, социальную политику – 20,3 процента, национальную экономику – 19,8 процента.

Доля расходов на инвестиции в общих расходах краевого бюджета составила 7,1 процента. План по объему инвестиций в объекты капитального строительства исполнен на 93,2 процента. За последние пять лет увеличивается доля инвестиционных расходов в объекты социальной сферы в общем объеме капитальных вложений (с 41,7% в 2008 году до 61,6% – в 2012 году).

Результаты внешних проверок главных администраторов бюджетных средств свидетельствуют об укреплении финансовой дисциплины и соблюдении, в основном, требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и формированию бюджетной отчетности.

На основании статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее – Территориальный фонд).

Бюджет Территориального фонда исполнен по доходам на 138,7 процента, в том числе за счет сверхплановых безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (137,7%), налоговых и неналоговых доходов (в 3 раза). В структуре доходов безвозмездные поступления составляют 98,7 процента, налоговые и неналоговые доходы – 1,3 процента.

План по расходам выполнен на 99,4 процента, исполнение в разрезе разделов классификации составило: «Общегосударственные вопросы» – 91,9 процента, «Здравоохранение» – 99,4 процента, «Межбюджетные трансферты» (реализация программ модернизации здравоохранения) – 100 процентов.

В общих расходах бюджета Территориального фонда расходы по разделу «Здравоохранение» составляют 86 процентов, из них на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования приходится 71 процент.

2.2.Контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств

Приоритетным направлением в контрольной работе Счетной палаты определено проведение аудита эффективности использования бюджетных средств, ключевой целью которого является оценка уровня управленческой и финансово–хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса по достижению общественно значимых результатов.

В 2013 году проведены аудиты эффективности использования средств краевого бюджета, направленных на государственную поддержку дорожного хозяйства, сельского хозяйства, на реализацию Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В рамках программы аудита эффективности рассмотрены вопросы управления и использования государственной собственности Алтайского края, переданной в хозяйственное ведение краевым государственным унитарным предприятиям.

В ходе аудита эффективности, проведенного в сфере дорожного хозяйства, проанализировано влияние бюджетирования на решение задач по формированию сети автомобильных дорог, соответствующей потребностям экономики и населения края, определенных Стратегией развития автомобильных дорог на период до 2025 года. В Перечне объектов основных средств, утвержденном управлением автомобильных дорог Алтайского края, учтено 878 автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения  протяженностью 16020 километров. В сфере дорожного хозяйства осуществляют финансово–хозяйственную деятельность 70 государственных унитарных предприятий, на которых численность работающих составляет 4,5 тыс. человек.

Финансовое обеспечение выполнения дорожных строительных, ремонтных работ имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2012 году из краевого бюджета выделено 5894,0 млн.рублей, что больше в 2,3 раза 2010 года и в 1,3 раза – 2011 года.

Несмотря на положительную динамику, объемы финансирования работ по ремонту, капитальному ремонту дорог составили в 2012 году 59 процентов от нормативных затрат, поэтапный переход к которым предусмотрено завершить к 2015 году.

В отрасли обеспечено выполнение плановых объемов дорожных работ, наблюдается рост выручки от реализации и платежей по налогам и сборам во все уровни бюджетной системы, увеличивается стоимость основных средств, что свидетельствует об обновлении техники и оборудования, растет среднемесячная заработная плата работников. В то же время увеличилось количество убыточных предприятий, уменьшился размер чистой прибыли, допущен рост дебиторской и кредиторской задолженности.

Из четырех показателей, характеризующих состояние и развитие дорожного хозяйства, установленных комплексной программой социально–экономического развития Алтайского края, достигнуты плановые значения по трем: удельному весу региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно–эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети региональных дорог; грузообороту автомобильного транспорта; уровню безопасности дорожного движения. Выполнение показателя по протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог с твердым покрытием близко к запланированному значению – 99,8 процента.

Контрольным мероприятием установлены недостатки и нарушения, снизившие эффективность использования бюджетных средств.

В нарушение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выполнялись работы без проведения конкурсных процедур на право заключения государственных контрактов на сумму 52,3 млн. рублей, заключались дополнительные соглашения к государственным контрактам по продлению сроков и увеличению стоимости выполняемых работ по ремонту и реконструкции производственных баз краевых государственных унитарных предприятий, что привело к увеличению цены государственных контрактов на общую сумму 50,3 млн. рублей.

Имели место факты оплаты невыполненных и завышенных объемов ремонтных работ по трем дорожно–строительным управлениям в сумме 1,8 млн. рублей.

Не соблюдены требования Федерального закона от 21 июля 1997 года            № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части проведения регистрационных процедур на право собственности региональных дорог. По состоянию на 1 января 2013 года зарегистрировано право собственности на 11 региональных дорог протяженностью 1162 километра, или 1,3 процента общего количества и 7,3 процента общей протяженности, что создает условия к возможной утрате государственной собственности Алтайского края.

Допущены отдельные нарушения в ведении бухгалтерского учета, искажение данных о финансовых результатах, заключение государственных контрактов сверх доведенных объемов финансирования.

Всего в ходе контрольного мероприятия установлено финансовых нарушений на общую сумму 216,3 млн. рублей, в том числе с нарушением законодательства о госзакупках – на сумму 102,6 млн. рублей.

Без соблюдения принципа эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществлены расходы на общую сумму 212,9 млн. рублей, в том числе на финансирование строительства и реконструкции объектов, числящихся в составе незавершенного строительства в течение ряда лет; на оплату оборудования и механизмов, длительное время не введенных в эксплуатацию и не используемых в производственной деятельности; на разработку научно–исследовательских работ, признанных бесперспективными.

Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку сельского хозяйства, проводился в рамках контроля выполнения мероприятий 11 ведомственных целевых программ. В 2011–2012 годах на государственную поддержку направлено 8855,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 6626,6 млн. рублей, краевого бюджета 2228,5 млн. рублей. Из общего объема выделенных средств 51 процент приходится на субсидирование части банковской ставки, что позволило сохранить доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов и поддерживать темпы инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе края. За этот период в основной капитал отрасли инвестировано 12174,0 млн. рублей.

В целом достигнута положительная динамика развития сельского хозяйства, чему способствовала государственная поддержка, оказываемая в соответствии с законом Алтайского края от 4 февраля 2008 года № 2-ЗС «О развитии сельского хозяйства Алтайского края».

В 2012 году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, произведено валовой продукции в объеме 94297,0 млн.рублей, что составляет 136,2 процента к уровню 2008 года и 100,7 процента против 2011 года. Производство зерновых и зернобобовых культур, молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов превышает внутрирегиональное потребление, в результате вывоз этой продукции за пределы региона превышает ввоз.

Темпы роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства опережали аналогичный показатель в целом по экономике в течение ряда лет (за исключением 2012 года).

О востребованности государственной поддержки свидетельствует увеличение количества сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидии, с 1379 в 2011 году (48,2% общего числа сельхозтоваропроизводителей) до 2710 в 2012 году (92,2%). В среднем на одного получателя субсидий в 2011 и 2012 годах приходилось 2,3 и 1,3 млн. рублей соответственно.

Наибольший объем субсидий приходился на семь хозяйствующих субъектов (ЗАО «Алтайский бройлер», ООО «Западное», ООО «Альтаир-Агро», ООО «Алтаймяспром», ОАО «Индустриальный», ОАО «Имени Гастелло», ЗАО «Орбита»), доля которых в общем объеме государственной поддержки составляет 33,3 процента. В разрезе сельхозтоваропроизводителей средний размер субсидий варьируется от 6,1 млн. рублей – крупным и средним хозяйствам до 0,2 млн. рублей – хозяйствам малых форм хозяйствования. В 2012 году 75 хозяйствующих субъектов получили субсидии в размере до 10 тыс. рублей, особенно дробление сумм наблюдается в хозяйствах малых форм, у которых на один рубль затрат сложилось менее двух копеек государственной поддержки, что не оказывает существенного влияния на их финансовую устойчивость.

Негативно отразились на финансовых показателях деятельности сельхозтоваропроизводителей последствия засухи 2012 года, объем чистой прибыли сократился на 44 процента по сравнению с 2011 годом, рентабельность составила 8,9 процента против 16,9 процента. Допущен рост дебиторской и кредиторской задолженности, в составе кредиторской задолженности 75,8 процента составляют долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, при этом их доля в выручке от реализации очень высока – 91,8 процента, что свидетельствует о закредитованности сельхозтоваропроизводителей.

Ухудшение финансовых показателей повлекло снижение объемов поступления налогов и сборов во все уровни бюджетной системы от сельхозтоваропроизводителей, получивших государственную поддержку. Объем налоговых платежей составил в 2011 году 75,5 процента, в 2012 году – 79,1 процента к уровню 2010 года, на один рубль полученных субсидий уплачено в бюджеты 64,5 копейки и 76,4 копейки соответственно против 136,7 копейки.

В анализируемом периоде не обеспечено достижение 65 показателей (52%) из 125, установленных в ведомственных целевых программах, что отрицательно повлияло на результативность и эффективность использования государственных бюджетных средств.

В ходе контрольного мероприятия установлены отдельные недостатки и нарушения в предоставлении субсидий.

В ряде случаев получателями субсидий предоставлялись недостоверные данные об отсутствии у них задолженности по налогам и сборам в бюджет, просроченной задолженности по заработной плате,  другим показателям, в результате необоснованно получено бюджетных средств в сумме 21,4 млн. рублей.

Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края утвержден неполный перечень документов, предоставляемых получателями субсидий, что привело к оказанию государственной поддержки в сумме 76,6 млн. рублей при отсутствии подтверждения отдельных условий, предусмотренных нормативными правовыми актами. Произведено возмещение затрат на приобретение сельскохозяйственной техники в сумме 6,7 млн. рублей, не подлежащей субсидированию.

Всего предоставлено средств государственной поддержки с нарушением нормативных правовых актов на сумму 107,8 млн. рублей.

Неэффективные расходы составили 85,7 млн. рублей, которые, в основном, связаны с невыполнением запланированных мероприятий и нарушением сроков реализации бизнес–проектов, которые впоследствии корректируются под фактические мероприятия и сроки, существенно отличающиеся от заявленных при получении субсидий.

Контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» проводилось параллельно со Счетной палатой Российской Федерации.

Ежегодное увеличение государственного финансирования системы здравоохранения оказало положительное влияние на развитие, модернизацию отрасли, улучшение показателей здоровья населения и демографической ситуации. За три года расходы на выполнение Территориальной программы государственных гарантий выросли на 25 процентов и составили в 2012 году 16800,8 млн. рублей, за этот же период сократился дефицит ее стоимости в два раза – до 4431,2 млн. рублей (20,9% от потребности). Вместе с тем в анализируемом периоде нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не достигли федеральных нормативов затрат по всем видам медицинской помощи.

В ходе контрольного мероприятия проанализированы объемы финансирования по видам медицинской помощи в сравнении с федеральными нормативами, обеспеченность учреждений медицинским персоналом, показатели функционирования коечного фонда, обеспеченность потребности населения в услугах стационаров, высокотехнологичной медицинской помощи.

Структурные изменения видов оказания медицинской помощи направлены на постепенное сокращение более дорогостоящей стационарной помощи и увеличение амбулаторно–поликлинической помощи. За период с 2009 по 2012 год удельный вес стационарной помощи сократился с 63,1 до 57,8 процента, тем неменее остается высоким, доля амбулаторно–поликлинической помощи увеличилась с 28,9 до 33,2 процента в общем объеме предоставляемых медицинских услуг.

Серьезной проблемой в отрасли является кадровое обеспечение медицинского персонала. Укомплектованность врачебных должностей составляет 52,8 процента, что приводит к высокому коэффициенту совместительства – 1,72, потребность в среднем медицинском персонале обеспечена на 65,9 процента, коэффициент совместительства – 1,43. Повышенная нагрузка на медицинский персонал, особенно на врачей узких специальностей, не способствует повышению качества оказания медицинских услуг.

Принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры по выплате единовременной компенсации молодым работникам, прибывшим на работу в сельскую местность, организации санаторно–курортного лечения медицинских работников, повышению заработной платы работников бюджетной сферы способствуют решению проблемы кадрового обеспечения здравоохранения края.

Несмотря на позитивные изменения в системе здравоохранения, в 2012 году не обеспечено достижение шести показателей качества и доступности медицинской помощи из 16, установленных Территориальной программой государственных гарантий, что снижает эффективность использования бюджетных средств.

Проведенными встречными проверками в лечебно–профилактических учреждениях установлены факты неэффективного использования бюджетных средств в общей сумме 75,6 млн. рублей, связанные с длительными сроками ввода в эксплуатацию медицинского оборудования.

Целью аудита, проведенного в Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, отраслевых органах исполнительной власти, государственных унитарных предприятиях (далее – предприятия), являлась оценка эффективности управления и использования государственной собственности, переданной в хозяйственное ведение предприятиям.

В ходе аудита эффективности проанализирована бухгалтерская отчетность 101 предприятия, проведено 19 встречных проверок.

В крае  создана достаточная нормативная база, регламентирующая вопросы управления и использования государственной собственности Алтайского края, в то же время не определена правовая основа для изъятия у предприятий излишнего, неиспользуемого в уставной деятельности имущества, не определены целевые направления доходов, полученных предприятиями от продажи имущества, которые, как правило, направляются на текущую деятельность предприятий, а не на увеличение активов, что не отвечает интересам собственника имущества.

О неэффективной деятельности предприятий свидетельствует ухудшение финансовых показателей в 2012 году по сравнению с предыдущим периодом. Чистая прибыль составила 82,7 процента к уровню 2011 года (234,8 млн. руб.), убытки – 171 процент (160,2 млн. руб.). Снизились поступления в доход краевого бюджета части чистой прибыли предприятий до 22,6 млн.рублей с 26,9 млн. рублей. Допущен рост дебиторской и кредиторской задолженности, при этом по состоянию на 1 января 2013 года кредиторская задолженность превышала дебиторскую задолженность на 256,6 млн. рублей (18%), что характеризует неустойчивое финансовое состояние предприятий.

Отдельными органами исполнительной власти (учредителями) не обеспечен достаточный контроль за финансово–хозяйственной деятельностью и эффективным функционированием предприятий, а также за соблюдением действующего законодательства и нормативных правовых актов в сфере управления и использования государственной собственности, что привело к неудовлетворительным финансовым показателям по итогам работы ряда предприятий и недостаткам и нарушениям в распоряжении государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение.

В нарушение Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» размер уставного фонда шести предприятий аптечной сети, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, сформирован ниже установленного минимума.

Управлением Алтайского края по жилищно–коммунальному хозяйству направлено на создание уставного фонда АКГУП «Алтайские инженерные системы» 45,6 процента средств от определенного при учреждении предприятия размера уставного фонда спустя 11 месяцев после истечения срока его формирования.

Учредителями не приняты решения по ликвидации (реорганизации) трех предприятий при отрицательных значениях чистых активов.

Отдельными предприятиями не соблюдены требования нормативных правовых актов Администрации края о создании фондов накопления, развития производства, резервных фондов в установленных размерах.

Имели место факты совершения крупных сделок с имуществом без согласования с учредителями, передача недвижимого имущества в безвозмездное пользование и в аренду без возмещения расходов по содержанию зданий, оплате коммунальных услуг, арендных платежей за земельные участки, что привело к необоснованным расходам предприятий в сумме 1,9 млн. рублей.

Без согласия собственника имущества предприятиями дорожного хозяйства производились отчисления части чистой прибыли в размере 10 процентов в Ассоциацию дорожных организаций, что противоречит положениям Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», за два года перечислено средств в сумме 23,1 млн. рублей.

Без правоустанавливающих документов безвозмездно используются объекты, построенные (реконструированные) за счет средств краевого бюджета, на общую сумму 22,7 млн. рублей коммерческой структурой – акционерным обществом «Новоалтайский завод мостовых конструкций».

Объекты государственной собственности стоимостью 65,1 млн. рублей переданы тремя предприятиями дорожного хозяйства в собственность коммерческих организаций в виде взносов в уставные капиталы без оценки экономической эффективности и целесообразности указанных сделок.

Всего в результате аудита эффективности установлены нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов при использовании государственного имущества в сумме 182,8 млн. рублей.

По результатам аудитов эффективности Счетной палатой направлены предложения по устранению недостатков и нарушений и принятию мер, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств на достижение результатов, в органы исполнительной власти Алтайского края, установлен контроль за их исполнением.

В ходе контрольного мероприятия по вопросам расходования средств краевого бюджета на реализацию краевой адресной инвестиционной программы в сфере жилищно–коммунального хозяйства установлены нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов, допущенные муниципальными образованиями при проведении работ по строительству (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры.

В нарушение положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» без проведения конкурсных процедур заключены муниципальные контракты на выполнение работ в Локтевском районе на сумму 11,9 млн. рублей, в Бурлинском районе – 8,7 млн. рублей. Внесены изменения в заключенные контракты по исключению условий о применении к стоимости работ понижающих коэффициентов, сложившихся по итогам торгов, в результате произведена оплата завышенной стоимости выполненных работ на объектах Алтайского, Зонального, Калманского районов на общую сумму 4,8 млн. рублей. Имели место факты продления сроков исполнения работ, определенных в контрактах, в Локтевском районе на 38 дней, в Зональном районе – на 2,5 месяца, при этом несмотря на увеличение сроков работы по капитальному ремонту котельной  в городе Горняке Локтевского района выполнены по истечении четырех месяцев после установленного срока.

В муниципальный контракт по строительству водопроводных сетей в городе Рубцовске, срок выполнения работ по которому истек в 2009 году, внесены изменения в 2012 году в части увеличения стоимости работ на 38,1 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2013 года задолженность муниципальных образований по софинансированию 40 объектов жилищно–коммунального хозяйства, исходя из обязательств долевого участия, составляла 36,8 млн. рублей.

Всего контрольным мероприятием выявлено финансовых нарушений на общую сумму 63,7 млн. рублей, в том числе при размещении заказов для муниципальных нужд – 58,8 млн. рублей.

В отчетном году проведены проверки 20 долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе 11 – в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств на государственную поддержку сельского хозяйства. В основном программные мероприятия выполнены, обеспечено достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программ, за исключением ведомственных программ в области сельского хозяйства, где существуют риски недостижения целей и решения задач в связи с невыполнением 52 процентов утвержденных показателей.

Проведена проверка финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Авиационное предприятие Алтай», 52 процента акций которого закреплены в собственности Алтайского края. Анализ основных показателей производственной деятельности показывает, что по сравнению с 2011 годом в 2012 году допущено снижение количества самолето–вылетов (90,8%), суммарной взлетной массы (95,3%), что отрицательно сказалось на финансировых результатах, размер чистой прибыли составил 42 процента к предыдущему году. Акционерным обществом не предъявлены подрядчикам предусмотренные договорами штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ, что привело к недополучению доходов в сумме 3,1 млн. рублей. Имело место отвлечение средств в дебиторскую задолженность.

Проверкой отдельных вопросов финансово–хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства «Управление производственно–технологической комплектации» выявлены нарушения ведения бухгалтерского учета, приведшие к искажению учета финансовых результатов.

Предприятием производятся  неэффективные расходы (в 2011 году – 4,6 млн. рублей, в 2012 году – 3,9 млн. рублей) на содержание государственного имущества, не используемого в производственной деятельности.

Вопросы полноты и качества доведения и выполнения государственного задания на оказание государственных услуг рассмотрены при проведении проверок в автономных учреждениях культуры – театрах. Акцент в контрольной работе был сделан на соблюдение действующего законодательства и нормативных правовых актов в части формирования показателей объема оказания услуг, установления качественных показателей оценки деятельности учреждений, а также обоснованность определения объемов субсидий на выполнение государственного задания, исходя из нормативных затрат.

Установлены отдельные недостатки и нарушения при составлении планов финансово–хозяйственной деятельности театров, расчете субсидий на выполнение задания, оформлении и регистрации права собственности государственного имущества и земельных участков.

По итогам контрольных мероприятий целевого и эффективного использования бюджетных средств в адрес проверенных организаций и учреждений направлены представления Счетной палаты с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, по усилению контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Установлен системный контроль за выполнением представлений.

2.3. Результаты контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Алтайского края

Счетной палатой уделяется внимание контролю за эффективным и целевым использованием межбюджетных трансфертов, в том числе для исполнения переданных государственных полномочий Алтайского края, соблюдением муниципальными образованиями законодательства при осуществлении бюджетного процесса. Учитывая, что большая часть муниципальных бюджетов является дотационными, в 2013 году продолжена практика проведения контрольных мероприятий по оценке доходного потенциала местных бюджетов, выявлению резервов его увеличения за счет повышения эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Оценка доходного потенциала консолидированных бюджетов муниципальных образований на 2013 год проведена в Калманском и Троицком районах, в том числе в десяти сельских поселениях.

В ходе контрольных мероприятий проанализирована экономическая ситуация в районах, проблемы формирования доходов и роль неналоговых доходов в формировании доходной базы муниципальных бюджетов.

Формирование доходного потенциала невозможно без эффективно работающей экономики и качественного администрирования доходов.

Социально–экономическое положение муниципальных образований в 2012 году характеризуется:

в Калманском районе – увеличением производства продукции животноводства и ростом инвестиций в основной капитал, снижением индекса промышленного производства, показателей по ряду позиций в сельском хозяйстве и оборота розничной торговли;

в Троицком районе – ростом объема отгруженных товаров собственного производства и оборота розничной торговли, уменьшением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.

В 2013 году запланирован незначительный рост субъектов малого и среднего предпринимательства в Калманском районе, объем поступлений налогов и сборов в местный бюджет от которых спрогнозирован с увеличением на 7 процентов. В Троицком районе объем поступлений налогов и сборов в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства спрогнозирован с уменьшением на 16,4 процента.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований сформированы, в основном, за счет четырех доходных источников – налога на доходы физических лиц (НДФЛ), земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В Калманском районе на 2013 год объем поступлений налоговых и неналоговых доходов запланирован на уровне 2012 года, в Троицком районе – с ростом к уровню 2012 года на 2,9 процента, в том числе по налоговым доходам – на 3,2 процента, по неналоговым – на 1,9 процента.

Без учета прогноза социально–экономического развития районов спрогнозированы поступления НДФЛ (исходя из заниженного фонда оплаты труда), налога на имущество физических лиц и земельного налога (без учета данных налоговых деклараций).

Значимая роль в финансовом обеспечении муниципалитетов принадлежит неналоговым доходам, предпосылкой для увеличения которых является эффективное использование муниципального имущества. Проверки свидетельствуют о недостаточной работе в этом направлении.

В Калманском районе остаются невостребованными земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (фонд перераспределения), площадью 10,5 тыс. га, не прошли регистрацию договоры аренды земельных участков площадью 20,0 тыс. га.

Без правоустанавливающих документов используются в Троицком районе – 41, в Калманском – 30 земельных участков.

В Калманском районе не ведется реестр договоров аренды земельных участков фонда перераспределения, в результате отсутствовала информация о 17 договорах аренды на территориях поселений.

В Троицком районе в результате нарушения условий договоров аренды, предусматривающих изменение арендной платы не менее одного раза в год, размер ставок арендной платы за использование имущества не индексировался, что не позволило получить дополнительные доходы в бюджет.

Повышение эффективности использования муниципальной собственности позволит дополнительно получить бюджету Калманского района 8768,4 тыс. рублей, Троицкого – 2219,1 тыс. рублей.

Недостаточная работа по администрированию доходов привела к образованию задолженности по доходам местных бюджетов в Калманском районе в сумме 5227,6 тыс. рублей (8,9% от плановой суммы поступлений), Троицком – 13577,0 тыс. рублей (11,9%). Минимизация задолженности – один из основных путей увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований.

По итогам контрольных мероприятий по оценке доходного потенциала консолидированных бюджетов муниципальных образований Счетной палатой предложено увеличить объем доходов по налоговым и неналоговым доходам на 2013 год: Калманского района – на 14504,8 тыс. рублей; Троицкого района – на 8068,6 тыс. рублей. 

Финансовый контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществлялся в муниципальных образованиях Локтевского, Михайловского, Павловского, Ребрихинского, Тальменского и Топчихинского районов, 10 сельских поселениях.

По итогам контроля сложилась определенная структура выявленных нарушений, наиболее характерными из которых являются несоблюдение отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании, утверждении и исполнении местных бюджетов, управлении и распоряжении муниципальным имуществом.

В Тальменском районе передача полномочий муниципальным образованиям района и предоставление межбюджетных трансфертов в районный бюджет из бюджетов поселений на сумму 12902,9 тыс. рублей осуществлялось при отсутствии утвержденных порядков.

В Ребрихинском районе допущены нарушения при формировании состава публичных нормативных обязательств на сумму 13181,2 тыс. рублей.

В муниципальных образованиях имело место принятие решений по распоряжению муниципальной собственностью, которые привели к потерям доходов бюджетов.

В результате занижения размера и ставок арендной платы за использование муниципальной собственности в бюджет Михайловского района недопоступило 969,1 тыс. рублей, Локтевского – 26,7 тыс. рублей.

При передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества объем выпадающих доходов местных бюджетов составил в Михайловском районе – 2212,7 тыс. рублей, Павловском – 270,3 тыс. рублей.

Предоставление льгот по арендной плате за использование земельных участков и имущества привело к потерям бюджета Тальменского района на сумму 1681,6 тыс. рублей, Ребрихинского – 219,5 тыс. рублей.

Администрациями муниципальных районов не принято должных мер по увеличению доходной базы местных бюджетов.

В Тальменском районе не предъявлены штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ на сумму 1045,4 тыс. рублей.

Не поступила часть прибыли муниципальных унитарных предприятий в бюджеты Павловского района в сумме 694,8 тыс. рублей, Тальменского района – 30,2 тыс. рублей.

Допущены нарушения при управлении муниципальной собственностью.

В Локтевском районе при отсутствии прогнозного плана приватизации муниципального имущества объявлен аукцион по продаже имущества балансовой стоимостью 10695,3 тыс. рублей, который впоследствие был отменен. В Тальменском районе в реестр муниципальной собственности не включено муниципальное имущество на сумму 48657,8 тыс. рублей.

Не соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении муниципальных гарантий в Локтевском районе на сумму 61040,8 тыс. рублей, Михайловском – на 30715,2 тыс. рублей, Топчихинском – на 32408,9 тыс. рублей, в части проведения анализа финансового состояния принципала и заключения договора о возмещении гаранту в порядке регресса уплаченных им сумм во исполнение обязательств по гарантиям.

Просроченная задолженность по бюджетным кредитам в Павловском районе составила 22153,4 тыс. рублей, Ребрихинском – 194,6 тыс. рублей, Тальменском – 87,5 тыс. рублей, жилищным кредитам в Тальменском районе – 42,2 тыс. рублей, Топчихинском – 13,4 тыс. рублей.

Проверки показали системные нарушения и недостатки при исполнении местных бюджетов по расходам.

Средства резервного фонда использованы администрациями Павловского района в сумме 1813,6 тыс. рублей и Тальменского района – 269,4 тыс. рублей на цели, не соответствующие непредвиденным расходам.

В Павловском районе увеличение штатной численности муниципальных служащих в 2012 году привело к росту расходов на оплату труда в сумме 464,3 тыс. рублей, в 2013 году  плановый объем ассигнований на содержание органов местного самоуправления завышен на 3240,0 тыс. рублей.

В Павловском и Тальменском районах в связи с превышением установленного постановлением Администрации Алтайского края норматива размеров оплаты труда излишне израсходовано соответственно 68,8 и 1790,3 тыс. рублей.

В Ребрихинском районе не обеспечено соблюдение обязательств по долевому софинансированию расходов на модернизацию системы общего образования на сумму 479,8 тыс. рублей.

Муниципальными образованиями допущены нарушения при использовании межбюджетных трансфертов, поступивших из краевого бюджета, на сумму 14378,2 тыс. рублей, в том числе:

субвенций на обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (Павловский район – 1407,6 тыс. руб., Тальменский – 158,5 тыс. руб.);

субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (Павловский район – 176,1 тыс. руб., Ребрихинский – 6896,4 тыс. руб., Тальменский – 690,4 тыс. руб., Топчихинский – 415,8 тыс. руб.);

субсидий на поддержку мероприятий муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства в Тальменском районе в сумме 900,0 тыс. рублей;

 субсидий на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве в Павловском районе – 510,4 тыс. рублей;

субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в Ребрихинском районе в сумме 3189,2 тыс. рублей.

В Павловском районе в 2012 году отвлечены средства субвенции краевого бюджета в сумме 440,1 тыс. рублей в дебиторскую задолженность по уплате налогов и платежам во внебюджетные фонды, срок оплаты которых наступил в 2013 году.

В Тальменском районе установлено нарушение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части заключения муниципальных контрактов на выполнение работ без проведения конкурсных процедур на сумму 40560,0 тыс. рублей.

Проверками муниципальных образований установлены нарушения на общую сумму 278182,9 тыс. рублей. Неэффективные расходы составили 7398,0 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий Счетной палатой органам исполнительной власти муниципальных образований направлено 77 представлений, которые содержат предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, устранению нарушений, осуществлению контроля за эффективным, рациональным, целевым расходованием бюджетных средств и управлением муниципальной собственностью.

Предложено устранить нарушения на сумму 52205,6 тыс. рублей, из которых возмещению подлежат 30457,5 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет – 4851,6 тыс. рублей.

В 2013 году устранены нарушения на сумму 39735,4 тыс. рублей, из которых восстановлено 14850,7 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет – 3964,0 тыс. рублей.

 

3. Экспертно–аналитическая деятельность Счетной палаты

Законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» на Счетную палату возложено проведение финансово–экономической экспертизы проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края, в том числе по проекту краевого бюджета, проблемам бюджетной политики и совершенствованию бюджетного процесса в Алтайском крае.

Счетной палатой проведено 19 экспертиз проектов нормативных правовых актов Алтайского края по вопросам формирования, изменения и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство Алтайского края и другим направлениям. По результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края Счетной палатой направлены заключения, по четырем проектам – внесены предложения.

В рамках предварительного контроля, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», были проведены экспертизы проектов законов Алтайского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В процессе экспертно–аналитического исследования законопроектов проанализированы основные характеристики бюджетов, распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации, текстовые части законопроектов, соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству.

В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» отмечалось, что законопроект в целом основан на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» от 13 июня 2013 года и направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением бюджетной устойчивости и сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их реализации, безусловным исполнением социальных обязательств перед населением, финансовым обеспечением задач, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

По результатам экспертизы законопроекта Счетной палатой предложено Администрации Алтайского края в ходе исполнения краевого бюджета в 2014 году принять меры по выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и «дорожных карт», утвержденных постановлениями Администрации Алтайского края, проанализировать сбалансированность краевого и муниципальных бюджетов в связи с перераспределение полномочий по дошкольному образованию, а также рассмотреть вопросы организации и использования средств муниципальных дорожных фондов.

В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» рекомендовано органу исполнительной власти Алтайского края в сфере здравоохранения утвердить Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ежемесячно проводился на основании месячных оперативных отчетов об исполнении краевого бюджета, оперативных отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

В 2013 году проведены экспертизы и подготовлены заключения Счетной палаты на два проекта закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Ежеквартально анализировалось исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Результаты аналитической деятельности использовались при экспертной оценке законопроекта по внесению изменений в указанный бюджет.

Основными мероприятиями последующего контроля в 2013 году стали экспертизы проектов законов «Об исполнении краевого бюджета за 2012 год» и «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2012 год», по результатам которых отмечено, что  Администрацией Алтайского края уделяется внимание внедрению передовых методов управления финансовыми ресурсами края, достигнуты высокие результаты в управлении региональными финансами, о чем свидетельствует повышение международным рейтинговым агентством Fitch Ratings кредитных рейтингов Алтайского края о финансовой устойчивости, способности и готовности региона полностью и своевременно выполнять обязательства. Меры, принятые Администрацией Алтайского края, позволили решить ряд основных задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012– 2014 годах».

Администрации Алтайского края предложено продолжить работу по переходу на программно–целевые принципы бюджетного планирования; обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета Алтайского края; осуществлять своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для исполнения краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

В 2013 году Счетная палата проводила мониторинг изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в Алтайском крае за 2012 год в рамках проводимого Счетной палатой Российской Федерации экспертно–аналитического мероприятия «Подготовка, рассмотрение на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и направление информации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по результатам мониторинга изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральной службе по тарифам (с участием контрольно–счетных органов субъектов Российской Федерации)».

По результатам мониторинга установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утверждены в 2012 году в рамках предельных индексов, установленных Федеральной службой по тарифам.

 

4. Организационная, информационная и иная деятельность Счетной палаты

Счетная палата осуществляла свою деятельность на основе годового плана работы, сформированного с учетом требований закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», необходимости реализации полномочий, законодательно закрепленных за Счетной палатой, и исполнения постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 22 апреля 2013 года № 253 «Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2012 год».

При планировании контрольных мероприятий Счетная палата в целях недопущения дублирования деятельности координировала проведение проверок с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.

В соответствии со статьей 10 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» в отчетном году утверждено 13 стандартов организации деятельности Счетной палаты и осуществления внешнего государственного финансового контроля. Планом работы на 2014 год предусмотрено дальнейшее формирование нормативной методологической базы Счетной палаты с целью выработки основных принципов и унифицированных требований к осуществлению государственного финансового контроля и экспертно–аналитических мероприятий.

Заключено Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой и Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Алтайском крае в целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности контролирующих органов.

В 2013 году осуществлялось представление деятельности Счетной палаты на официальном сайте в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» по наиболее значимым мероприятиям и результатам контрольных мероприятий.

Продолжено сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно–счетных органов Российской Федерации, контрольно–счетными органами Сибирского федерального округа и других регионов России.

В рамках реализации государственной политики по противодействию коррупции в 2013 году Счетная палата принимала участие в работе рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием, и заседании антикоррупционной комиссии Алтайского края.

Счетная палата по приглашению комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике участвовала в семинаре, проводимом комитетом совместно с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю, а также в совещании контрольных и надзорных органов Сибирского федерального округа, проводимом аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе совместно с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и Межрегиональным Управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу.

Счетная палата осуществляла взаимодействие с Управлением Федеральной службы безопасности России по Алтайскому краю, Главным управлением внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, прокуратурой Алтайского края.

Счетная палата принимала участие в работе сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, Совета Администрации Алтайского края, заседаниях комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания, расширенных заседаниях Коллегии Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, совещаниях органов исполнительной власти края, заседаниях рабочих групп, «круглых столов», депутатских слушаниях и других мероприятиях.

В соответствии со статьей 18 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» Счетная палата взаимодействует с контрольно–счетными органами муниципальных образований. В крае образовано 12 контрольно–счетных органов, в том числе восемь – со статусом юридического лица.

Счетной палатой муниципальным контрольно–счетным органам оказывается консультативная помощь по вопросам финансового контроля и подготовке экспертных заключений, на основе их данных проводится ежегодный мониторинг состояния внешнего муниципального финансового контроля.

 

5. Заключительные положения

В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Контрольная и экспертно–аналитическая деятельность Счетной палаты была направлена на решение актуальных вопросов.

В текущем году будет продолжена работа по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля формирования и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края.

В плане работы на 2014 год нашли свое отражение такие контрольные мероприятия, как аудиты эффективности использования бюджетных средств, выделенных на функционирование краевых учреждений среднего специального образования, на реализацию долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», проверки эффективности управления акциями акционерных обществ, имеющих в уставных капиталах долю Алтайского края более 50 процентов, вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на выполнение государственного задания учреждениям культуры, на реализацию ведомственных целевых программ и другие.

В числе важных мероприятий по–прежнему остаются проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов и оценка потенциальных доходных источников в муниципальных образованиях края.

Для безусловного исполнения намеченных мероприятий предусматривается совершенствование правового, методологического, информационно–технического обеспечения контрольной и экспертно–аналитической деятельности Счетной палаты, повышение уровня и качества взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, правоохранительными органами, органами государственной власти Алтайского края.

 

JoomShaper
Яндекс.Метрика