; ;

Отчёт о работе Счетной палаты Алтайского края за 2014 год

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 закона Алтайского края от 10 октября 2011 года № 123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края».

1. Общие сведения и основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты Алтайского края
Счетная палата Алтайского края (далее – Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Алтайским краевым Законодательным Собранием и ему подотчетным, обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью.
Компетенция Счетной палаты определена Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края. Работа Счетной палаты строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2014 году составлял единую систему контроля за формированием и исполнением краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, бюджетов муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В отчетном году основными задачами контрольных мероприятий являлись оценка эффективности произведенных расходов, выявление резервов увеличения доходной части краевого и местных бюджетов, соблюдение действующего бюджетного законодательства с целью подготовки предложений по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.
Контрольные полномочия Счетной палаты в отчетном периоде распространялись на 148 структур органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, относящихся к различным видам экономической деятельности. Среди них: 34 органа исполнительной власти Алтайского края и 50 – муниципальных образований; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края; 32 краевых и 21 муниципальное учреждение; краевое государственное и муниципальное унитарное предприятие; восемь организаций различных форм собственности.
План работы Счетной палаты, утвержденный коллегией Счетной палаты Алтайского края на 2014 год, исполнен в полном объеме.
В 2014 году проведено 87 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 33 камеральные и 22 документальные проверки, один мониторинг, 31 экспертиза проектов нормативных правовых актов Алтайского края. Кроме того, проведены проверки исполнения местных бюджетов 13 сельских поселений, камеральные проверки - 46 сельских поселений, подготовлено шесть аналитических записок по результатам анализа исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2014 года.
В отчетном периоде проведено четыре аудита эффективности использования бюджетных средств. Контрольными мероприятиями охвачены долгосрочная и три ведомственные целевые программы, исполнение местных бюджетов пяти муниципальных районов и двух городов, проведена оценка доходного потенциала в шести муниципальных образованиях, проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных 11 краевым государственным бюджетным и казенным учреждениям на выполнение государственного задания.
Общий объем проверенных средств (без учета внешних проверок отчетов об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края) составил 41,2 млрд. рублей.

В 2014 году нарушения в финансово-бюджетной сфере Алтайского края выявлены на общую сумму 807,3 млн. рублей (к уровню 2013 года – 98,8%), в том числе нецелевое использование государственных средств на сумму 5,0 млн. рублей, неэффективные расходы составили 314,0 млн. рублей (к уровню 2013 года – 72,9%).

В соответствии со статьей 15 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направлено органам исполнительной власти, муниципальным образованиям, руководителям проверенных предприятий, учреждений и организаций 140 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства. За исполнением представлений Счетной палатой организован систематический контроль, в ходе которого изучаются действия объектов проверки, направленные на устранение допущенных нарушений. В 2014 году с контроля снято 105 представлений Счетной палаты, в том числе 88 – отчетного периода.
Губернатору Алтайского края и органам исполнительной власти направлено семь информационных писем по результатам 12 контрольных мероприятий, в Алтайское краевое Законодательное Собрание – 18 отчетов. Результаты мониторинга, проводимого в рамках совместного экспертно-аналитического мероприятия со Счетной палатой Российской Федерации, направлены в ее адрес.
По материалам проверок предложено к устранению нарушений на сумму 336,1 млн. рублей, в том числе – к восстановлению – 70,3 млн. рублей, из которых – в краевой бюджет – 29,4 млн. рублей.
Направленные предложения касаются совершенствования бюджетного процесса, повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, государственной и муниципальной собственности, возмещения ущерба, причиненного бюджету.
В 2014 году устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на сумму 336,7 млн. рублей, в том числе восстановлено в бюджеты всех уровней – 49,5 млн. рублей, из них в краевой – 25,6 млн. рублей.

Замечания и предложения Счетной палаты учтены в 73 нормативных правовых актах органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, касающихся организации бюджетного процесса, формирования краевого и местных бюджетов, использования бюджетных средств, государственной и муниципальной собственности.
В 2014 году в прокуратуру Алтайского края в рамках соглашения о взаимодействии направлены материалы 21 контрольного мероприятия. По результатам проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов и оценки потенциальных доходных источников в Шипуновском районе прокуратурой Шипуновского района внесено представление, по результатам которого приняты меры к устранению нарушений. По остальным материалам меры прокурорского реагирования не принимались в связи с устранением нарушений бюджетного законодательства по представлениям Счетной палаты.
По запросам правоохранительных органов представлены материалы четырех контрольных мероприятий.
В отчетном периоде проведено восемь заседаний коллегии Счетной палаты в соответствии с законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» и Регламентом коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 77 вопросов.
Коллегией Счетной палаты в 2014 году рассматривались заключения на отчеты об исполнении краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2013 год, на проекты законов об указанных бюджетах на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, отчет о работе Счетной палаты за 2013 год, результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие.
2. Контрольно–ревизионная деятельность
Планирование деятельности Счетной палаты ведется в интересах обеспечения всестороннего системного контроля исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края и эффективности управления государственной собственностью, соблюдения бюджетного законодательства в процессе формирования бюджетов муниципальных образований, увеличения их доходного потенциала, в том числе за счет повышения качества управления и использования муниципальной собственности. Годовой план формируется не по принципу проверки отдельного бюджетополучателя, а по принципу охвата определенного направления деятельности отрасли, имеющей степень финансовых рисков, что позволяет выявлять возможные системные нарушения и недостатки по тому или иному направлению и вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления для выработки алгоритма управленческих решений.
2.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета
и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Алтайского края
В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2013 год, включая проверку бюджетной отчетности 34 главных администраторов бюджетных средств.
Доходная часть краевого бюджета в 2013 году составила 120,7 процента первоначально утвержденных прогнозных показателей, 97,4 процента уточненных плановых назначений, к уровню предыдущего года увеличилась на 5,4 процента. В структуре доходов краевого бюджета налоговые и неналоговые доходы (далее – собственные доходы) составили 49,7 процента и имеют тенденцию к ежегодному росту, что повышает финансовую самостоятельность края.
Уточненный план по собственным доходам исполнен на 101,6 процента, к достигнутому уровню предыдущего года рост составляет 6,1 процента.
Сверхплановые поступления налоговых доходов, доля которых в собственных доходах краевого бюджета составляет 97,1 процента, обеспечены за счет перевыполнения плановых назначений по следующим видам доходов: налогам на имущество (налогу на имущество организаций, транспортному налогу и налогу на игорный бизнес) – на 9,6 процента, акцизам по подакцизным товарам – на 3,9 процента, налогам на совокупный доход – на 6,0 процента, государственной пошлине – на 10,7 процента. Несмотря на прирост к уровню 2012 года на 9,3 процента, в 2013 году налог на доходы физических лиц поступил в краевой бюджет в объеме 96,1 процента к уточненному прогнозу. Поступление налога на прибыль составило 99,4 процента к прогнозному плану.
В 2013 году доля неналоговых доходов в объеме собственных доходов составила 2,9 процента. Уточненный план по неналоговым доходам выполнен на 126,6 процента за счет положительной динамики поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края (119,4% прогнозных показателей), доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (183,6%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (126,3%), доходов от продажи материальных и нематериальных активов (121,7%).
Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Алтайского края исполнен не в полном объеме. В 2013 году реализовано три объекта из 14-ти, включенных в прогнозный план приватизации, и приватизировано шесть объектов, включенных в прогнозные планы приватизации прошлых лет, в том числе акции двух акционерных обществ. Доходы от приватизации государственного имущества поступили в сумме 26651,5 тыс. рублей, из которых 4529,5 тыс. рублей - по прогнозному плану приватизации 2013 года при запланированных на 2013 год 25000,0 тыс. рублей.
Кассовое исполнение расходов краевого бюджета составило в 2013 году 92,5 процента к уточненному плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на образование – 24,5 процента, национальную экономику – 22,6 процента, здравоохранение – 20,6 процента, социальную политику – 20,4 процента.
В 2013 году из действовавших 104 государственных, долгосрочных и ведомственных целевых программ за счет средств краевого бюджета осуществлялась реализация 93 программ по 18 основным направлениям. Наибольшая доля в общих расходах краевого бюджета на реализацию программ приходилась на мероприятия по улучшению качества жизни социально незащищенных групп населения, повышению конкурентоспособности аграрного комплекса края, созданию условий для получения доступного и качественного образования и развитию массовой физической культуры и спорта.
Результаты внешних проверок главных администраторов бюджетных средств свидетельствуют об укреплении финансовой дисциплины и соблюдении, в основном, требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета и формированию бюджетной отчетности.
На основании статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее – Территориальный фонд).
Бюджет Территориального фонда исполнен по доходам на 89 процентов. К достигнутому уровню 2012 года рост доходов за 2013 год составляет 12,4 процента, в том числе за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (112,5%), налоговых и неналоговых доходов (113,8%). В структуре доходов безвозмездные поступления составляют 98,7 процента, налоговые и неналоговые доходы – 1,3 процента.
План по расходам выполнен на 88 процентов, исполнение в разрезе разделов классификации составило: «Общегосударственные вопросы» – 89,9 процента, «Здравоохранение» – 100 процентов, «Межбюджетные трансферты» – 2,9 процента (субсидия на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по строительству перинатальных центров в сумме 2326218,1 тыс. руб., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 № 1873-р, в бюджет Территориального фонда в 2013 году не поступила в связи с переносом реализации программы на 2014 год).
В общих расходах бюджета Территориального фонда расходы по разделу «Здравоохранение» составляют 98,8 процента, которые направлены на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
2.2.Контроль целевого и эффективного использования
бюджетных средств
Ключевой темой в проведении контрольных мероприятий определен аудит эффективности, являющийся результативной формой контроля, позволяющей не только выявить финансовые нарушения, но и проанализировать причины этих нарушений на основе изучения большого информационного ресурса, что дает возможность выработки предложений, направленных на устранение допущенных нарушений и предупреждение рисков их возникновения.
В 2014 году проведено четыре аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных на функционирование средних профессиональных образовательных учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры и на реализацию долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Проведение контрольных мероприятий во всех учреждениях среднего профессионального образования позволило объективно оценить состояние образовательного процесса в крае, уровень подготовки кадров среднего звена, их востребованность на рынке труда, выявить общие проблемы в этой сфере.
В ходе аудита проанализированы: нормативная база, регламентирующая образовательный процесс; объемы финансового обеспечения деятельности учреждений; соблюдение законности и целевого использования бюджетных средств; состояние материально-технической базы; кадровый состав профессорско-преподавательского персонала. Проведено анкетирование среди студентов и педагогов по вопросам оценки качества образовательных услуг. Рассмотрены вопросы использования и распоряжения государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление бюджетным учреждениям.
Система среднего профессионального образования в Алтайском крае представлена 23 государственными краевыми бюджетными учреждениями Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, шестью учреждениями Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и пятью учреждениями Управления Алтайского края по культуре и архивному делу. Среднегодовое количество обучающихся в 2013- 2014 учебном году составило в колледжах и техникумах образования 22582 человека, в медицинских колледжах – 3638 человек, в колледжах и училище культуры – 1265 человек. Подготовка кадров среднего звена осуществлялась по 116 специальностям.
В материалах аудита отмечена общая для всех учреждений положительная динамика финансового обеспечения деятельности, как за счет средств краевого бюджета, так и внебюджетных источников. При этом доля бюджетного финансирования в общем объеме доходов является преобладающей – от 94 процентов в учебных учреждениях культуры до 70 процентов в учреждениях здравоохранения.
В структуре бюджетных расходов наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда (с начислениями), стипендиальный фонд и социальные расходы, которые составляли в медицинских колледжах – 85 процентов, в колледжах и техникумах образования – 76 процентов, в колледжах культуры – 73 процента общего объема расходов.
Расходы на приобретение основных фондов и материальных запасов осуществляются, в основном, за счет внебюджетных источников, однако, незначительный объем их поступлений не позволяет в достаточной мере проводить обновление материально-технической базы учреждений, что приводит к моральному и физическому износу основных средств.
В учебном процессе отдельных учреждений образования используются машины и оборудование с уровнем износа 84 процента, транспортные средства – 77 процентов. В медицинских колледжах в учебных кабинетах имеется оборудование и приборы 1977-1980 годов выпуска, которые не применяются в современном здравоохранении. Отдельные здания учебных корпусов и общежитий нуждаются в проведении капитального ремонта.
Повышению качества образовательных услуг способствует наличие высококвалифицированного преподавательского состава в системе среднего профессионального образования. Доля преподавателей, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, составляет от 67 процентов в колледжах культуры до 87 процентов – в медицинских колледжах. Стаж работы в учреждениях свыше 15 лет имеют около 70 процентов преподавателей. Стабильный рост заработной платы работников учреждений способствует повышению престижа преподавательской работы и закреплению кадров.
Анализ данных о трудоустройстве выпускников средних профессиональных учебных заведений показывает высокий уровень востребованности на рынке труда. По данным Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края в 2013 году из общего количества выпускников трудоустроено 98 процентов, средний процент трудоустройства выпускников медицинских колледжей составил 79 процентов, работают по специальности или продолжают обучение в высших профессиональных учебных заведениях 85 процентов выпускников учреждений культуры.
Эти показатели позволяют сделать вывод о создании в крае достаточно эффективной системы подготовки кадров среднего звена, уровень образования по многопрофильным специальностям отвечает современным требованиям экономики края, следовательно, средства краевого бюджета, вложенные в эту сферу, используются результативно.
Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (далее – Программа), проводился в Главном управлении сельского хозяйства Алтайского края, 59 муниципальных районах и двух городских округах, АКГУП «Алтайстройзаказчик».
Программа принята в целях развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.
Мероприятия Программы были направлены: на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; повышение уровня электро-водо-газоснабжения; развитие сети общеобразовательных учреждений и учреждений первичной медико-санитарной помощи.
За три года (2011-2013) на выполнение мероприятий Программы направлены средства федерального, краевого и местных бюджетов в общей сумме 1962113,9 тыс. рублей, из них 43,6 процента использовано на социальные выплаты гражданам, 56,4 процента – на капитальные вложения.
Реализация программных мероприятий позволила улучшить жилищные условия 1396 гражданам, ими построено и приобретено 93 тыс. кв.м жилья, построены (реконструированы) водопроводы протяженностью 164,4 километра, введены в действие распределительные газовые сети общей протяженностью 354,7 километра.
При положительных итогах выполнения мероприятий Программы имели место нарушения и недостатки, снизившие эффективность использования финансовых ресурсов. При предоставлении социальных выплат на улучшение жилищных условий нарушения нормативных правовых актов допущены 56 муниципальными образованиями (93% от всех участвующих в Программе), что свидетельствует об их системном и массовом характере.
Так, в 50 муниципальных образованиях заключались договоры подряда на строительство жилья хозяйственным способом между администрациями районов (заказчики) и получателями социальных выплат (подрядчики), что противоречит установленным порядкам и нормам статей 763 и 765 Гражданского кодекса Российской Федерации. Всего по указанным договорам подряда произведена оплата в общей сумме 297032,5 тыс. рублей.
Администрациями 32 муниципальных образований не произведен перерасчет размера субсидий, исходя из фактической стоимости и фактической площади приобретенного жилья, в результате излишне предоставлено социальных выплат на сумму 14692,8 тыс. рублей.
Кроме того имели место факты нарушений статей 50, 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации при постановке на учет граждан в качестве нуждающихся, несоблюдения сроков использования субсидий, нарушения порядка оформления в собственность построенного (приобретенного) жилья и других.
Допущены неэффективные расходы при использовании социальных выплат на общую сумму 103503,9 тыс. рублей в связи с длительными сроками строительства жилья, несоблюдением установленных сроков отработки у работодателей молодыми специалистами.
При реализации программных мероприятий по строительству (реконструкции) водопроводных сетей и объектов газоснабжения администрациями районов – муниципальными заказчиками допускались случаи изменений проектно-сметной документации в ходе строительства, производилась замена видов работ, материалов без соответствующих согласований и экспертиз о влиянии вносимых изменений на технические характеристики надежности и безопасности объектов.
В ходе проверочных мероприятий установлены факты нецелевого использования бюджетных средств на строительстве объектов в Бурлинском, Залесовском, Крутихинском, Кытмановском и Целинном районах на общую сумму 3432,0 тыс. рублей. Произведена оплата завышенных и невыполненных объемов работ АКГУП «Алтайстройзаказчик» на объектах в Калманском, Кулундинском, Кытмановском, Новичихинском, Поспелихинском районах в сумме 5098,1 тыс. рублей.
Допущены нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Павловском и Целинном районах на общую сумму 3913,6 тыс. рублей. Муниципальными заказчиками не предъявлены штрафные санкции к подрядчикам, нарушившим договорные условия, тем самым не использована возможность пополнения местных бюджетов на сумму 9877,8 тыс. рублей.
В нарушение постановлений Администрации края о мерах по реализации законов о краевом бюджете в 2011-2013 годах произведено авансирование работ на восьми объектах водоснабжения и двух объектах газификации на общую сумму 36647,8 тыс. рублей.
В связи с несоблюдением муниципалитетами обязательств долевого участия в финансировании объектов муниципальной собственности увеличилась кредиторская задолженность за выполненные работы, которая по состоянию на 01.01.2014 года составляла на объектах водоснабжения – 13531,2 тыс. рублей, объектах газификации – 13048,2 тыс. рублей.
Имели место нарушения правил ведения бухгалтерского учета, занижение балансовой стоимости строительства объектов.
С нарушением принципа эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, израсходованы средства краевого бюджета в сумме 64462,5 тыс. рублей, которые, в основном, связаны с длительным сроком невведения в эксплуатацию построенных объектов газификации и водоснабжения и превышением установленных размеров софинансирования за счет средств капитальных вложений краевого бюджета объектов муниципальной собственности.
Всего в ходе аудита эффективности Программы выявлено финансовых нарушений на общую сумму 457492,0 тыс. рублей, неэффективно израсходовано 167966,4 тыс. рублей.
Для устранения допущенных нарушений Счетной палатой направлены представления в адрес проверенных субъектов, а также внесены предложения по доработке нормативных правовых актов, в том числе по проработке отдельных положений на федеральном уровне, исключающих возникновение рисков финансовых нарушений в дальнейшем.
В отчетном году продолжены контрольные мероприятия по вопросу целевого и эффективного использования субсидий, выделенных на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг. Данными проверками охвачены краевые государственные учреждения культуры (учебные заведения, музеи, библиотеки), социальной защиты (дома – интернаты для престарелых и инвалидов), учреждения среднего профессионального образования в сфере здравоохранения, образования.
Материалы проверок свидетельствуют о наличии общих для всех учреждений недостатков в этой работе.
В ряде случаев затраты по аналогичным услугам, оказываемым в однотипных учреждениях, имеют существенные различия, что свидетельствует о недостаточном обосновании нормативных затрат при определении объема субсидий на выполнение государственного задания.
Финансирование учреждений осуществляется в плановых объемах без учета степени выполнения показателей качества и количества оказания услуг, в результате отсутствует заинтересованность должностных лиц в достижении утвержденных плановых значений.
Отдельными учредителями не проводится мониторинг выполнения государственного задания. Отсутствует механизм расчета объема средств, подлежащих уменьшению или возврату, в связи с невыполнением установленных показателей государственного задания.
Утвержденные учредителями состав и значение качественных и количественных показателей не отвечают принципам полноты, конкретности, что не позволяет объективно оценивать эффективность работы учреждений.
Все эти факторы снижают роль государственных заданий как инструмента повышения эффективности использования бюджетных средств.
Проверкой, проведенной в Главном управлении имущественных отношений Алтайского края по вопросу эффективности управления акциями акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля Алтайского края составляет 50,0 и более процентов, за 2011-2013 годы, установлены отдельные нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов, допущенные акционерными обществами на общую сумму 5442,1 тыс. рублей, в том числе проведение сделок с имуществом без соответствующих процедур согласования – 2444,0 тыс. рублей.
Счетная палата отмечает недостаточный контроль органов исполнительной власти за функционированием акционерных обществ, требуют разработки мероприятия по реализации эффективной дивидендной политики в крае. Объем доходов краевого бюджета от участия в уставном капитале акционерных обществ остается стабильно незначительным: в сумме доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края, доходы в виде дивидендов на акции акционерных обществ составляли в 2013 году 2,4 процента, в общем объеме неналоговых доходов – 0,9 процента.
Проверками ведомственных целевых программ «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края на 2012-2014 годы», «Молодежь Алтая на 2011-2013 годы», «Развитие лесов Алтайского края на 2011 - 2015 годы» установлены финансовые нарушения в сумме 265,1 тыс. рублей, 1546,8 тыс. рублей и 8000,0 тыс. рублей соответственно.
По итогам контрольных мероприятий целевого и эффективного использования бюджетных средств в адрес проверенных организаций и учреждений направлены представления Счетной палаты с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, по усилению контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Установлен системный контроль за выполнением представлений.

2.3. Результаты контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Алтайского края
Счетной палатой уделяется внимание контролю за эффективным и целевым использованием межбюджетных трансфертов, в том числе для исполнения переданных государственных полномочий Алтайского края, соблюдением муниципальными образованиями законодательства при осуществлении бюджетного процесса. В соответствии с Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 мая 2014 года № 330 «Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2013 год», в 2014 году продолжена практика проведения оценки доходного потенциала местных бюджетов, выявления резервов его увеличения за счет повышения эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Оценка доходного потенциала консолидированных бюджетов муниципальных образований на 2014 год проведена в Алтайском, Благовещенском, Зональном, Шипуновском районах, в городах Бийске и Новоалтайске.
В ходе контрольных мероприятий проанализированы экономическая ситуация в муниципальных образованиях, динамика поступления налоговых и неналоговых доходов, выявлены резервы увеличения доходного потенциала бюджетов.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований сформированы, в основном, за счет четырех доходных источников – налога на доходы физических лиц, земельного налога, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Одним из резервов увеличения доходной базы местных бюджетов является повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками. Проверки свидетельствуют о недостаточном уровне работы муниципалитетов в этом направлении.
Имеют место занижения ставок арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, что влечет потери доходов местных бюджетов (Алтайский район – 7981,2 тыс. руб., Благовещенский – 1512,4 тыс. руб.), наличие невостребованных земельных участков и неполный учет договоров аренды земли (Алтайский, Зональный, Шипуновский районы), передача в безвозмездное пользование муниципального имущества (Зональный район – 258,3 тыс. руб., Усть-Калманский – 112,7 тыс. руб., города Бийск –21313,4 тыс. руб., Новоалтайск – 171,6 тыс. руб.) Администрацией города Бийска без разрешения представительного органа предоставлены льготы по уплате части чистой прибыли, остающейся после уплаты обязательных платежей, трем муниципальным унитарным предприятиям на общую сумму 7649,9 тыс. рублей.
Не на должном уровне находится работа по администрированию неналоговых доходов, что привело к значительным суммам задолженности по доходам от использования имущества и земли (Алтайский район – 6407,6 тыс. руб., Благовещенский – 5069,7 тыс. руб., Зональный – 3898,7 тыс. руб., города Бийск – 164276,6 тыс. руб., Новоалтайск – 22231,7 тыс. руб.).
Активизация претензионной работы по взысканию задолженности, повышение качества администрирования позволят увеличить доходы бюджетов.
Финансовый контроль за формированием и исполнением местных бюджетов осуществлялся в Алтайском, Благовещенском, Зональном, Усть-Калманском, Шипуновском районах, в том числе в 59 сельских поселениях, в городах Бийске и Новоалтайске.
По итогам контроля сложилась определенная структура выявленных нарушений, наиболее характерным из которых является несоблюдение отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании, утверждении и исполнении местных бюджетов.
В городе Новоалтайске допущены нарушения при формировании состава публичных нормативных обязательств на сумму 5752,5 тыс. рублей.
В Зональном районе расходы на программные мероприятия (2660,0 тыс. руб.) запланированы при отсутствии утвержденных программ. В Алтайском и Зональном районах несвоевременно внесены изменения в муниципальные целевые программы в части финансового обеспечения.
Не соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении муниципальных гарантий в Благовещенском районе на сумму 8297,1 тыс. рублей, Усть-Калманском – 2550,6 тыс. рублей, Шипуновском – 74947,3 тыс. рублей в части проведения анализа финансового состояния принципала и заключения договора о возмещении гаранту в порядке регресса уплаченных им сумм во исполнение обязательств по гарантиям.
Проверки показали системные нарушения и недостатки при исполнении местных бюджетов по расходам.
Муниципальными образованиями допущены нарушения при использовании межбюджетных трансфертов, поступивших из краевого бюджета, на общую сумму 17247,0 тыс. рублей, в том числе в городах: Бийске – 9976,0 тыс. рублей, Новоалтайске – 3373,4 тыс. рублей, районах: Алтайском – 593,6 тыс. рублей, Благовещенском – 1762,5 тыс. рублей, Усть-Калманском – 765,0 тыс. рублей, Шипуновском – 776,5 тыс. рублей.
В нарушение статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Благовещенском и Шипуновском районах приняты бюджетные обязательства, превышающие объемы бюджетных ассигнований на 283,2 и 18096,0 тыс. рублей соответственно.
Не обеспечено соблюдение обязательств по долевому участию в софинансировании объектов за счет средств местных бюджетов в Алтайском районе на сумму 924,8 тыс. рублей, Зональном – на 190,9 тыс. рублей, Усть-Калманском – на 3605,2 тыс. рублей, Шипуновском – на 909,4 тыс. рублей.
В Благовещенском районе произведена оплата невыполненных работ на сумму 597,3 тыс. рублей, городе Новоалтайске – на сумму 3157,4 тыс. рублей.
В городе Бийске в 2013 году отвлечены бюджетные средства в сумме 1343,2 тыс. рублей (в т.ч. краевого бюджета – 275,1 тыс. руб.) в дебиторскую задолженность по уплате налогов и взносам во внебюджетные фонды без наступления сроков их уплаты.
Допущены нарушения при составлении бюджетной отчетности в Благовещенском районе (занижена стоимость имущества казны на сумму 101932,8 тыс. руб.), при ведении бухгалтерского учета в Усть-Калманском районе – на 7005,9 тыс. рублей. Кроме того, в этих районах балансовая стоимость объектов строительства занижена на 11783,4 и 3757,3 тыс. рублей соответственно, в Благовещенском районе не увеличен уставной фонд муниципального унитарного предприятия на стоимость переданного ему объекта капитального строительства в сумме 4274,3 тыс. рублей.
Проверками муниципальных образований установлены нарушения на общую сумму 306621,0 тыс. рублей.
Неэффективные расходы составили 95798,8 тыс. рублей, в том числе 66506,8 тыс. рублей – в городе Бийске в связи с неиспользованием более двух лет с момента ввода жилья энергоэффективного оборудования, приобретенного за счет средств краевого бюджета для теплоснабжения многоквартирных домов, 23045,3 тыс. рублей – в городе Новоалтайске в связи с нарушением подрядчиком условий муниципального контракта при строительстве объекта.
По результатам контрольных мероприятий Счетной палатой органам исполнительной власти муниципальных образований направлено 62 представления, которые содержат предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, устранению нарушений на сумму 174111,8 тыс. рублей, из которых возмещению подлежат 26479,6 тыс. рублей, в том числе в краевой бюджет – 12294,2 тыс. рублей.

3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты
Законом Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» на Счетную палату возложено проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов Алтайского края и нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края, в том числе по проекту краевого бюджета, проблемам бюджетной политики и совершенствованию бюджетного процесса в Алтайском крае, государственных программ Алтайского края.
Счетной палатой проведена 31 экспертиза проектов нормативных правовых актов Алтайского края по вопросам формирования, изменения и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, внесения изменений в бюджетное законодательство Алтайского края и другим направлениям, в том числе 15 экспертиз государственных программ Алтайского края. По результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов Алтайского края Счетной палатой направлены заключения, по 15 проектам – внесены предложения.
В рамках предварительного контроля, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», были проведены экспертизы проектов законов Алтайского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В процессе экспертизы законопроектов проанализированы основные характеристики бюджетов, распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетной системы Российской Федерации, текстовые части законопроектов, соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральному и краевому законодательству.
В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» отмечалось, что законопроект в целом основан на необходимости реализации положений, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2014 года (в части бюджетной и налоговой политики), Стратегии развития Алтайского края до 2025 года и стратегических целей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением стабильности, устойчивости и сбалансированности краевого бюджета, формирования и исполнения краевого бюджета на основе государственных программ Алтайского края, оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределения имеющихся ресурсов на решение приоритетных направлений социально-экономического развития.
Кроме того, предложено Администрации Алтайского края в ходе исполнения краевого бюджета в 2015 году сконцентрировать усилия на реализации комплекса мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджетной системы Алтайского края; продолжить работу по обеспечению соблюдения участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, повышению эффективности использования ими бюджетных средств и объектов права собственности Алтайского края; принять меры по выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и «дорожных карт», утвержденных постановлениями Администрации Алтайского края; привести государственные программы Алтайского края в соответствие с параметрами краевого закона о краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, обеспечить актуализацию состава целей, задач, мероприятий и целевых показателей.
В заключении Счетной палаты по результатам экспертизы проекта закона Алтайского края «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» рекомендовано органу исполнительной власти Алтайского края в сфере здравоохранения разработать Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и утвердить ее до начала финансового года.
Оперативный контроль исполнения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» проводился на основании ежемесячных оперативных отчетов об исполнении краевого бюджета, оперативных отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю и Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
В 2014 году проведены экспертизы и подготовлены заключения Счетной палаты на четыре проекта закона Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Ежеквартально анализировалось исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края. Результаты аналитической деятельности использовались при экспертной оценке двух законопроектов по внесению изменений в указанный бюджет.
Основными мероприятиями последующего контроля в 2014 году стали экспертизы проектов законов «Об исполнении краевого бюджета за 2013 год» и «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2013 год», по результатам которых отмечено, что меры, принятые Администрацией Алтайского края, позволили решить ряд основных задач, определенных законом о краевом бюджете и обеспечить стабильность функционирования бюджетной системы.
В 2014 году Счетной палатой проводились экспертизы проектов вновь принимаемых государственных программ Алтайского края, в ходе которых проанализированы: соответствие показателей государственных программ с показателями стратегических документов социально–экономического развития края; объемы ресурсного обеспечения мероприятий; состав и структура целевых показателей (индикаторов) оценки достижения целей и решения задач. Итоги экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии недостатков, на которые Счетной палатой указано в своих заключениях по результатам проведенных экспертиз.
Так, объемы финансовых средств, предусмотренные в паспортах пяти государственных программ Алтайского края, не соответствовали бюджетным ассигнованиям в проекте краевого бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в связи с их дублированием в других государственных программах и в адресной инвестиционной программе. Состав и значение целевых показателей (индикаторов) в отдельных случаях не были увязаны с мероприятиями, не соответствовали принципам конкретности и измеримости, их количество не достаточно для оценки достижения целей. В государственных программах с высокой долей внебюджетных источников отсутствовал анализ рисков, связанных с недополучением средств юридических лиц, и невыполнением в связи с этим поставленных задач.
В 2014 году Счетная палата проводила мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот и преференций, действующих в Алтайском крае, за 2011-2012 годы в рамках совместного со Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот и преференций и оценка их стимулирующего воздействия на развитие экономики». По результатам мониторинга установлено, что в части региональных налогов законодательством Алтайского края установлены льготы для социально незащищенных слоев населения по транспортному налогу в отношении маломощных транспортных средств. Других дополнительных льгот по региональным налогам, кроме предусмотренных федеральным законодательством, не предусмотрено. Результаты мониторинга направлены в Счетную палату Российской Федерации.
4. Организационная, информационная и иная деятельность
Счетной палаты
Счетная палата осуществляла свою деятельность на основе годового плана работы, сформированного с учетом требований закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края», необходимости реализации полномочий, законодательно закрепленных за Счетной палатой, и исполнения постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 5 мая 2014 года № 330 «Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2013 год».
При планировании контрольных мероприятий Счетная палата в целях недопущения дублирования деятельности координировала проведение проверок с комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
В соответствии со статьей 10 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» в отчетном году продолжено формирование нормативной методологической базы Счетной палаты – утверждено четыре стандарта осуществления внешнего государственного финансового контроля, с целью выработки основных принципов и унифицированных требований к осуществлению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Заключено Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю в целях повышения эффективности организации деятельности по противодействию правонарушениям в финансово-бюджетной сфере.
Большое значение в деятельности Счетной палаты имеет развитие и укрепление взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. На основании их совместного заявления в 2014 году был создан совещательный орган – Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – Совет КСО), в состав которого вошла Счетная палата.
Счетной палатой было подписано в новой редакции Соглашение со Счетной палатой Российской Федерации о сотрудничестве сторон в пределах своей компетенции при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения бюджетными средствами, средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственной собственностью и иными ресурсами, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Счетная палата вошла в состав отделения Совета КСО в Сибирском федеральном округе, принимает участие в проводимых мероприятиях, ведет обмен опытом практической работы между контрольно-счетными органами других регионов России.
В рамках сотрудничества с постоянно действующими органами Совета КСО – комиссией по развитию внешнего муниципального финансового контроля, комиссией по этике, информационно-аналитической комиссией, Счетная палата принимала участие в трех мониторингах, а также в подготовке информаций различного характера.
В соответствии со статьей 18 закона Алтайского края «О Счетной палате Алтайского края» Счетная палата взаимодействует с контрольно-счетными органами муниципальных образований. В крае образовано 12 контрольно-счетных органов, в том числе восемь – со статусом юридического лица.
Коллегам в муниципальных образованиях Счетной палатой оказывается методическая, правовая, информационная поддержка, на основе их данных проводится ежегодный мониторинг состояния внешнего муниципального финансового контроля.
В 2014 году осуществлялось представление деятельности Счетной палаты на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», старый формат заменен на современную версию web-сайта, проводится его наполнение в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к официальным сайтам государственных органов, размещается информация по наиболее значимым мероприятиям и результатам контрольных мероприятий.
В рамках реализации государственной политики по противодействию коррупции в 2014 году Счетная палата принимала участие в работе рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием, и заседании антикоррупционной комиссии Алтайского края.
Счетная палата осуществляла взаимодействие с Управлением Федеральной службы безопасности России по Алтайскому краю, Главным управлением внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, прокуратурой Алтайского края.
Счетная палата принимала участие в работе сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, Совета Администрации Алтайского края, заседаниях комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания, расширенных заседаниях Коллегии Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, совещаниях органов исполнительной власти края, заседаниях рабочих групп, «круглых столов», депутатских слушаниях и других мероприятиях.

5. Заключительные положения
В отчетном периоде Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты была направлена на решение актуальных вопросов.
В текущем году Счетная палата видит свою задачу в дальнейшем укреплении и развитии единой системы контроля формирования и исполнения краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края.
В соответствии с тезисами, озвученными Президентом Российской Федерации Путиным В.В. во время расширенного заседания коллегии Счетной палаты Российской Федерации 28 января 2015 года, в условиях реализации в Алтайском крае антикризисных мероприятий приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты остается контроль за принимаемыми мерами по укреплению финансовой дисциплины, дальнейшее совершенствование и внедрение новых форм аудита за использованием бюджетных средств, осуществление контрольных мероприятий в сфере закупок, усиление контроля за государственными инвестициями. В части экспертно-аналитической работы будет продолжена работа по проведению экспертизы региональных государственных программ.
В числе важных контрольных мероприятий по-прежнему остаются проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов и оценка потенциальных доходных источников в муниципальных образованиях края.
Деятельность Счетной палаты будет направлена не только на выявление нарушений финансово-бюджетного законодательства, но и на их предотвращение.
Для безусловного исполнения намеченных мероприятий предусматривается совершенствование правового, методологического, информационно-технического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, дальнейшее сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации, правоохранительными органами, органами государственной власти Алтайского края.


Заместитель председателя
Счетной палаты Алтайского края Т.П. Киреева

JoomShaper
Яндекс.Метрика