; ;

Выступление заместителя председателя Счетной палаты Алтайского края Киреевой Т.П. на 35 сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания (27 ноября 2014 года)

Уважаемый Иван Иванович!

Уважаемые депутаты!
Счетной палатой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом «О счетной палате» подготовлено заключение на законопроект «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», с которым вы имели возможность ознакомиться.
Позвольте остановиться на основных вопросах, отраженных в заключении.
Первое – это прогноз социально-экономического развития края на ближайшие три года, на основании которого формировался главный финансовый документ.
В основу формирования бюджета был заложен базовый вариант прогноза, который предполагает сдержанную динамику по основным показателям, характеризующим уровень развития региона. Темпы роста этих показателей значительно ниже, чем в предыдущие годы, и замедление началось уже в текущем году и на предыдущей сессии краевого Законодательного собрания, как вы помните, пришлось вносить коррективы в сторону снижения основных доходных источников краевого бюджета, что явилось следствием той экономической ситуации, которая складывается как в целом в Российской экономике, так и в экономике края по известным всем нам причинам.
По мнению Счетной палаты выбор базового варианта прогноза социально- экономического развития наиболее реалистичный для определения основных параметров краевого бюджета.
Второе – это доходы, расходы и дефицит – что является предметом первого чтения бюджета.
Счетной палатой параллельно с коллегами из крайфинкомитета определялась доходная часть бюджета в разрезе основных источников, было рассчитано несколько вариантов от более оптимистичного, до более сдержанного.
В результате мы пришли к выводу, что прогнозируемый объем доходов не вызывает вопросов с точки зрения достоверности и базируется на макроэкономических показателях планового периода.
Но очевидно, что доходная часть полностью будет зависеть от той экономической ситуации, которая будет складываться в крае по исполнению показателей, положенных в основу.
Что касается расходов краевого бюджета, то бюджетная политика на среднесрочную перспективу определена с учетом безусловного исполнения установленных социальных и иных первоочередных расходных обязательств. В структуре расходов почти 72 процента приходится на финансирование отраслей социальной сферы. По сравнению с уровнем 2014 года в плановом периоде наблюдается положительная динамика расходной части краевого бюджета, хотя против утвержденных расходов законом 82 –ЗС в 2015 и 2016 годах объемы снижены.
В заключении очень подробно проанализированы расходы по разделам, ведомственной структуре, но я не буду на этом останавливаться, так как это предмет второго чтения.
Следующая тема, касающаяся расходов, на которую я хотела бы обратить ваше внимание, то что впервые с 2015 года расходы краевого бюджета представлены в программном формате. Основная цель переформатирования бюджета в программный бюджет – это увязка бюджетных ассигнований с конкретными показателями, то есть деньги должны давать отдачу, должны быть нацелены на конкретный результат. Особенно эта тема актуальна в условиях ограниченности бюджетных средств.
Администрацией края сформировано в законопроекте на 2015 год 33 государственные и ведомственные целевые программы, объединив в них 88,4 процента расходов. Впервые Счетной палатой проводилась экспертиза проектов вновь принимаемых в текущем году госпрограмм. Экспертиза проведена по 12 проектам, в ходе которой указано на имеющиеся недостатки. Так, объемы финансовых средств, предусмотренные в паспортах 5 госпрограмм, не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в законопроекте о краевом бюджете, так как они дублируются в других госпрограммах и в адресной инвестиционной программе.
Состав и значение целевых показателей (индикаторов) в отдельных случаях не увязаны с мероприятиями, не соответствуют требованиям конкретности, измеримости, их количество не достаточно для оценки достижения целей.
В госпрограммах с высокой долей внебюджетных источников отсутствует анализ рисков, связанных с недополучением средств юридических лиц, что может привести к невыполнению поставленных задач.
И конечно острая тема – это размер дефицита краевого бюджета. По мнению Счетной палаты, в сложившейся нестабильности или как сейчас говорят «турбулентности», когда ситуация трудно прогнозируемая в результате геополитической обстановки, в условиях продолжающихся санкций идеальным решением было бы приятие сбалансированного, бездефицитного бюджета. В том объеме (2,8 млрд. рублей), который предлагается в законопроекте, дефицит покрыт источниками, что гарантирует финансирование тех расходов, которые запланированы под этот дефицит. Предложение по увеличению дефицита должно быть внесено одновременно с источниками покрытия дефицита.
На сегодняшний день они ограничены, остатки, сложившиеся в краевом бюджете на начало финансового года уже определены на планируемый дефицит, доходы от приватизации – проблематичны, так как из года в год программа приватизации не выполняется, рассчитывать на дешевые кредитные ресурсы Министерства финансов тоже нереально, остаются коммерческие банки,у которых очень высокие ставки (10%).
В сегодняшних реалиях было бы совсем не по-хозяйски расходовать ограниченные бюджетные средства на обслуживание государственного долга. Думаю, что бюджеты регионов, у которых высокий уровень дефицита, (а дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется на 2015 год в размере 542 млрд., и источником его покрытия около 400 млрд. коммерческие кредиты) будут вынуждены сокращать свои бюджетные расходы. А по многолетнему опыту депутатов корректировать параметры бюджета в течение года в сторону увеличения это гораздо приятнее, чем принимать болезненные решения о секвестировании в ходе исполнения бюджета.
Подводя итог сказанному, Счетная палата полагает, что размер дефицита оптимален и максимально возможен в сегодняшних реалиях.
В заключении хотелось бы сказать, что бюджет 2015 года и планового периода оценивается как более сложный, есть проблемы, но он более реалистичный и принимать его нужно. Принятие бюджета в первом чтении – это залог стабильности ситуации в крае, это залог того, что принятые обязательства будут реализованы. В подготовке законопроекта ко второму чтению в рамках утвержденных параметров необходимо доработать вопросы, возникающие в ходе консультаций, в ходе работы рабочей группы. Кроме того, мы предполагаем, что и в процессе исполнения бюджета на 2015-2017 годы могут быть серьезные изменения, по сравнению с теми, которые были традиционно в предшествующие годы.
Необходимо сосредоточить усилия на приоритетных направлениях, в первую очередь на развитие импортозамещающей продукции (сельское хозяйство), проинвентаризировать целевые программы, объекты инвестиций с целью повышения эффективности вложения бюджетных средств в условиях их ограниченности.
Благодарю за внимание.

JoomShaper
Яндекс.Метрика