; ;

Деятельность

Информация о деятельности

Счетной палаты Алтайского края

Выступление заместителя председателя Счетной палаты Алтайского края Киреевой Т.П. на 35 сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания (27 ноября 2014 года)

Уважаемый Иван Иванович!

Уважаемые депутаты!
Счетной палатой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом «О счетной палате» подготовлено заключение на законопроект «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», с которым вы имели возможность ознакомиться.
Позвольте остановиться на основных вопросах, отраженных в заключении.
Первое – это прогноз социально-экономического развития края на ближайшие три года, на основании которого формировался главный финансовый документ.
В основу формирования бюджета был заложен базовый вариант прогноза, который предполагает сдержанную динамику по основным показателям, характеризующим уровень развития региона. Темпы роста этих показателей значительно ниже, чем в предыдущие годы, и замедление началось уже в текущем году и на предыдущей сессии краевого Законодательного собрания, как вы помните, пришлось вносить коррективы в сторону снижения основных доходных источников краевого бюджета, что явилось следствием той экономической ситуации, которая складывается как в целом в Российской экономике, так и в экономике края по известным всем нам причинам.
По мнению Счетной палаты выбор базового варианта прогноза социально- экономического развития наиболее реалистичный для определения основных параметров краевого бюджета.
Второе – это доходы, расходы и дефицит – что является предметом первого чтения бюджета.
Счетной палатой параллельно с коллегами из крайфинкомитета определялась доходная часть бюджета в разрезе основных источников, было рассчитано несколько вариантов от более оптимистичного, до более сдержанного.
В результате мы пришли к выводу, что прогнозируемый объем доходов не вызывает вопросов с точки зрения достоверности и базируется на макроэкономических показателях планового периода.
Но очевидно, что доходная часть полностью будет зависеть от той экономической ситуации, которая будет складываться в крае по исполнению показателей, положенных в основу.
Что касается расходов краевого бюджета, то бюджетная политика на среднесрочную перспективу определена с учетом безусловного исполнения установленных социальных и иных первоочередных расходных обязательств. В структуре расходов почти 72 процента приходится на финансирование отраслей социальной сферы. По сравнению с уровнем 2014 года в плановом периоде наблюдается положительная динамика расходной части краевого бюджета, хотя против утвержденных расходов законом 82 –ЗС в 2015 и 2016 годах объемы снижены.
В заключении очень подробно проанализированы расходы по разделам, ведомственной структуре, но я не буду на этом останавливаться, так как это предмет второго чтения.
Следующая тема, касающаяся расходов, на которую я хотела бы обратить ваше внимание, то что впервые с 2015 года расходы краевого бюджета представлены в программном формате. Основная цель переформатирования бюджета в программный бюджет – это увязка бюджетных ассигнований с конкретными показателями, то есть деньги должны давать отдачу, должны быть нацелены на конкретный результат. Особенно эта тема актуальна в условиях ограниченности бюджетных средств.
Администрацией края сформировано в законопроекте на 2015 год 33 государственные и ведомственные целевые программы, объединив в них 88,4 процента расходов. Впервые Счетной палатой проводилась экспертиза проектов вновь принимаемых в текущем году госпрограмм. Экспертиза проведена по 12 проектам, в ходе которой указано на имеющиеся недостатки. Так, объемы финансовых средств, предусмотренные в паспортах 5 госпрограмм, не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в законопроекте о краевом бюджете, так как они дублируются в других госпрограммах и в адресной инвестиционной программе.
Состав и значение целевых показателей (индикаторов) в отдельных случаях не увязаны с мероприятиями, не соответствуют требованиям конкретности, измеримости, их количество не достаточно для оценки достижения целей.
В госпрограммах с высокой долей внебюджетных источников отсутствует анализ рисков, связанных с недополучением средств юридических лиц, что может привести к невыполнению поставленных задач.
И конечно острая тема – это размер дефицита краевого бюджета. По мнению Счетной палаты, в сложившейся нестабильности или как сейчас говорят «турбулентности», когда ситуация трудно прогнозируемая в результате геополитической обстановки, в условиях продолжающихся санкций идеальным решением было бы приятие сбалансированного, бездефицитного бюджета. В том объеме (2,8 млрд. рублей), который предлагается в законопроекте, дефицит покрыт источниками, что гарантирует финансирование тех расходов, которые запланированы под этот дефицит. Предложение по увеличению дефицита должно быть внесено одновременно с источниками покрытия дефицита.
На сегодняшний день они ограничены, остатки, сложившиеся в краевом бюджете на начало финансового года уже определены на планируемый дефицит, доходы от приватизации – проблематичны, так как из года в год программа приватизации не выполняется, рассчитывать на дешевые кредитные ресурсы Министерства финансов тоже нереально, остаются коммерческие банки,у которых очень высокие ставки (10%).
В сегодняшних реалиях было бы совсем не по-хозяйски расходовать ограниченные бюджетные средства на обслуживание государственного долга. Думаю, что бюджеты регионов, у которых высокий уровень дефицита, (а дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется на 2015 год в размере 542 млрд., и источником его покрытия около 400 млрд. коммерческие кредиты) будут вынуждены сокращать свои бюджетные расходы. А по многолетнему опыту депутатов корректировать параметры бюджета в течение года в сторону увеличения это гораздо приятнее, чем принимать болезненные решения о секвестировании в ходе исполнения бюджета.
Подводя итог сказанному, Счетная палата полагает, что размер дефицита оптимален и максимально возможен в сегодняшних реалиях.
В заключении хотелось бы сказать, что бюджет 2015 года и планового периода оценивается как более сложный, есть проблемы, но он более реалистичный и принимать его нужно. Принятие бюджета в первом чтении – это залог стабильности ситуации в крае, это залог того, что принятые обязательства будут реализованы. В подготовке законопроекта ко второму чтению в рамках утвержденных параметров необходимо доработать вопросы, возникающие в ходе консультаций, в ходе работы рабочей группы. Кроме того, мы предполагаем, что и в процессе исполнения бюджета на 2015-2017 годы могут быть серьезные изменения, по сравнению с теми, которые были традиционно в предшествующие годы.
Необходимо сосредоточить усилия на приоритетных направлениях, в первую очередь на развитие импортозамещающей продукции (сельское хозяйство), проинвентаризировать целевые программы, объекты инвестиций с целью повышения эффективности вложения бюджетных средств в условиях их ограниченности.
Благодарю за внимание.

JoomShaper
Яндекс.Метрика