; ;

Тезисы выступления Киреевой Т.П. заместителя председателя Счетной палаты Алтайского края на заседании Совета Администрации Алтайского края по вопросу «О повышении эффективности расходов бюджетов и использования имущества государственных учреждений края»

Вопросы повышения эффективности бюджетных расходов необходимо рассматривать в контексте нарушений финансовой дисциплины, снижающих эффективность и результативность вложения государственных средств.

Предварительные итоги контрольных мероприятий Счетной палаты за 2014 год (по состоянию на 1 декабря) показывают, что с нарушением действующего законодательства, нормативных правовых актов израсходовано 627 млн. рублей, из них 142 млн. рублей с нарушением принципа эффективности и результативности, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Большая часть финансовых нарушения приходится на бюджеты муниципальных образований, нарушения по средствам краевого бюджета составили 172 млн.рублей.
Нарушения и недостатки в отраслях социальной сферы, связанные с выполнением государственных заданий на оказание государственных услуг.
Целью бюджетной реформы, в соответствии с федеральным законом №83-ФЗ, изменившим статус бюджетных учреждений на казенные, бюджетные, автономные учреждения и принципы их финансирования, является расширение самостоятельности и повышение эффективности бюджетных расходов, выделяемых на выполнение государственных заданий.
На практике существенных изменений не произошло. Отсутствие нормативных затрат на оказание однотипных услуг приводит к различиям в стоимости услуг в разы, потому что за основу расчета субсидий взяты объемы бюджетных ассигнований, сложившиеся в учреждениях в дореформенный период. Количество показателей качества оказания услуг ограничивается одним - двумя, причем не всегда измеримыми, что не позволяет оценить деятельность учреждения и эффективность использования бюджетных субсидий. ( Например, удовлетворенность зрителей спектаклем; отсутствие жалоб со стороны получателей услуг), не проводится независимая оценка оказания услуг, не внедряется анкетирование, отсутствуют методики корректировки субсидий в случае невыполнения государственного задания, что не влечет ответственности руководителей за достижение утвержденных показателей, то есть государственные задания не стали инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств.
Другая тема – это низкая финансовая дисциплина государственных учреждений в выполнении программных мероприятий.
Проверками краевых и ведомственных целевых программ выявляются факты недостижения запланированных целевых показателей (индикаторов) программ при полном освоении бюджетных средств. Ярким примером служит программа развития сельского хозяйства, где из 125 показателей достигнуты плановые значения по 65 (52%), аналогично, из 53 мероприятий программы развития физической культуры и спорта выполнено 33 (62%) и т.д.
На наш взгляд переформатирование краевого бюджета в программный бюджет с 2015 года позволит устранить такие факты и увязать бюджетные ассигнования с конкретными достижимыми показателями.
Особую тревогу вызывают нарушения в реализации программ, касающихся непосредственно человека. Так, системными являются нарушения при предоставлении социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей по программе «Социальное развитие села».
Проверками, проведенными в 2012-2014 годах установлено, что подлежит взыскать с получателей и вернуть в федеральный и краевой бюджеты 9,4 млн.рублей. В настоящий момент мы заканчиваем аудит эффективности данной программы, охвативший 60 муниципальных районов, и в 44 из них установлены нарушения, следовательно сумма будет значительно выше.
Следующий пример неэффективных расходов – это средства, вложенные в объекты, находящиеся в незавершенном строительстве.
На балансе Управления автомобильных дорог на начало 2013 года в составе незавершенного строительства числилось 153 объекта стоимостью 1985,7 млн.рублей, из них по 67 объектам стоимостью 177,3 млн.рублей строительство прекращено (приостановлено) с 1992 - 2010 годов.
Остаток незавершенного строительства по объектам адресной инвестиционной программы по балансу АКГУП «Алтайстройзаказчик» составил 5,9 млрд. рублей по состоянию на 15.12.2014 года.
Имеют место неэффективные расходы на разработку проектно-сметной документации, которая в дальнейшем не востребована; либо изменения проектов уже в ходе выполнения работ, так как зачастую проекты не прошли обязательную экспертизу; проведение работ при отсутствии проектно-сметной документации.
В крае не нашла применения практика использования типовых проектов, что дало бы возможность удешевить стоимость строительства однотипных объектов. Имеют место факты несоблюдения сроков выполнения подрядных работ, в результате заключаются дополнительные соглашения о продлении сроков и увеличению стоимости контракта. (Дорожное хозяйство, объекты коммунальной инфраструктуры, газификация).
Учитывая, что бюджетные инвестиции в госсектор занимают значительный объем, Счетной палатой запланировано контрольное мероприятие на 2015 год – аудит эффективности адресной инвестиционной программы, где будет уделено внимание объектам незавершенного строительства с целью оценки их перспективности.
Неэффективно расходуются государственные средства на приобретение техники, оборудования, которое длительное время простаивает.
Пример по городу Бийску. В 2012 году за счет средств краевого бюджета в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства» было выделено 66,5 млн.рублей на установку энергосберегающего оборудования для теплоснабжения домов. С момента ввода жилья (декабрь 2012 года) до настоящего момента установленное оборудование не используется, теплоснабжение осуществляется от городской тепловой сети.
Использование и управление государственной (краевой) собственностью.
Нельзя назвать эффективным использование государственного имущества, переданного в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям, когда 25 процентов этих предприятий - убыточны. В целом наблюдается отрицательная динамика по сальдированной сумме прибыли от хозяйственной деятельности предприятий, что приводит к сокращению поступления в краевой бюджет части чистой прибыли.
Нет отдачи от вклада собственности края в уставные капиталы акционерных обществ. Вклад края составляет 3,6 млрд. рублей, а объем доходов краевого бюджета от участия в уставных капиталах стабильно незначителен – доходы в виде дивидендов на акции составляет менее одного процента в общем объеме неналоговых доходов. Размер перечисляемых в краевой бюджет дивидендов составляет в пределах от 0,9 до 2,8 процента суммарной прибыли акционерных обществ (9,2 млн. руб.). Доходность на 1 вложенный рубль составляет менее 1 копейки (в 2013 году – 0,27 копейки). Дивидендная политика требует корректировки.

В условиях ограниченности бюджетных средств, сложности формирования и исполнения бюджета в 2015 году как никогда актуальна задача повышения эффективности бюджетных расходов, необходим комплекс мер, обеспечивающих экономное, бережливое расходование государственных средств, их сосредоточение на приоритетных направлениях.

JoomShaper
Яндекс.Метрика