; ;

Доклад заместителя председателя Счетной палаты Алтайского края Киреевой Т.П. на торжественном мероприятии, посвященном 20-летию со дня образования Счетной палаты Алтайского края (22 мая 2015 года)

«Счетной палате Алтайского края 20 лет.
Итоги становления и развития»
Уважаемые коллеги!
20 лет назад с принятием Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» открыта новая страница в истории государственного финансового контроля, которая берет свое начало в XVII веке – в царствование государя Алексея Михайловича Романова, когда был учрежден Счетный приказ, в чьи задачи помимо прочего входила проверка раздачи полкового жалования солдатам Русской армии во время русско-польской войны 1654-1667 годов.
Структура, система финансового контроля менялась многократно, новая экономическая ситуация, изменение принципов государственного управления на рубеже 20 века потребовали существенного изменения государственного контроля.
Формирование Счетной палаты России, и, затем, контрольно-счетных органов субъектов проходило в сложной экономической ситуации. Это были годы реформ, перевода экономики страны от плановой к рыночной, сопровождающиеся глубоким спадом, всплеском инфляции, снижением инвестиций, сокращением финансирования социальных отраслей, разбалансированностью бюджетной системы страны, нарастанием внешнего долга.
В законе о краевом бюджете на 1995 год депутаты краевого Законодательного Собрания первого созыва отмечали (цитирую дословно) «…в крае сложилась напряженная социально-экономическая обстановка, продолжается падение производства, останавливаются предприятия, в том числе по причине банкротства. Объем собственных доходов не обеспечивает необходимые расходы…». Тогда же появился термин «объем минимальных расходов». Объем консолидированного бюджета края на 1995 год составлял по доходам (с учетом трансфертов) 2,2 млрд. деноминированных рублей, по расходам – 4 млрд. рублей, т.е. дефицит составлял 44 процента к общему объему расходов. Кстати, за 20 лет объем доходов консолидированного бюджета края увеличился почти в 40 раз.
В этих условиях необходимо было обеспечить жесткий режим экономии скудных финансовых ресурсов и первоочередной задачей Счетной палаты Алтайского края стал контроль за целевым, законным расходованием средств краевого бюджета, укрепление финансово-бюджетной дисциплины.
Созданной в числе первых в России (после Москвы и Санкт – Петербурга) Счетной палате пришлось нарабатывать свой собственный опыт, идти непроторенной дорогой, определять направления деятельности, решать организационные вопросы.
Огромная заслуга в становлении и развитии ведомства принадлежит первому председателю Владимиру Егоровичу Алейникову, руководившему Счетной палатой в течение 12 лет. Под его руководством, был сформирован небольшой (всего 12 человек), но достаточно профессиональный коллектив. Особо хочу отметить тех, кто стоял у истоков становления и внес весомый вклад в развитие системы внешнего финансового контроля в Алтайском крае, это: Александр Михайлович Руденко, Юрий Николаевич Тищенко, Алексей Васильевич Часовских, Любовь Валентиновна Исакова, Людмила Андреевна Савина, Людмила Семеновна Кисслер, Алла Ивановна Мингишова, Сергей Миронович Унжаков, Любовь Васильевна Ходакова.
Можно без преувеличения сказать, что за сравнительно небольшой отрезок времени удалось решить многие вопросы по укреплению финансовой дисциплины, повысить роль и значение внешнего государственного финансового контроля. О работе палаты в этот период у нас с вами есть замечательная возможность услышать из первых уст Владимира Егоровича.
Приняв эстафету руководства Счетной палатой, Надежда Владимировна Юдакова продолжила курс на совершенствование методов и форм контрольной деятельности. Назрела необходимость перехода от финансовых проверок и ревизий к аудиту эффективности бюджетных расходов. Новые задачи и расширение полномочий потребовали изменений структуры аппарата, укрепления кадрового состава аудиторских направлений. Была начата работа по стандартизации организации проведения контрольных мероприятий, их методологическое сопровождение. Расширение межрегиональных связей с коллегами из контрольно-счетных органов субъектов Сибирского федерального округа, обеспечение единой информационной среды со Счетной палатой России способствовали повышению эффективности и качества деятельности Счетной палаты.
За последнее время законодательством внесено ряд изменений, направленных на значительное расширение видов аудита (в частности контрактный аудит), контрольных полномочий, введена новая функция по проведению экспертизы государственных программ. И в 2014 году Счетной палатой проведена экспертиза 15 проектов, по 12 из которых сделаны замечания. Все это предъявляет новые требования к качеству и содержанию финансового контроля. В современных условиях особенно важно добиваться результативности расходования бюджетных ресурсов, эффективности использования краевой собственности.
Счетной палатой налажено конструктивное взаимодействие в рамках двухсторонних соглашений со Счетной палатой Российской Федерации, прокуратурой Алтайского края, Следственным управлением Следственного комитета России по Алтайскому краю, Главным управлением МВД России по Алтайскому краю, управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю, комитетом Администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике. Неслучайно среди наших гостей присутствуют Уполномоченные по правам человека и по защите прав предпринимателей, так как наши проверки и экспертизы призваны внести весомый вклад в обеспечение социальных гарантий граждан и улучшение делового климата, в том числе в предпринимательской среде. Укрепление межведомственных связей является существенным фактором результативности нашей деятельности.
Являясь органом парламентского контроля, Счетная палата строит свою информационную политику на принципах общественной открытости посредством публикации на интернет-сайте информации о проверочных мероприятиях, отчет о работе рассматривается на сессиях краевого Законодательного Собрания и публикуется в средствах массовой информации. Тем самым создана возможность для граждан свободного получения объективной информации о качестве управления региональными ресурсами, что способствует росту доверия между гражданами и властью.
Несмотря на относительную молодость, Счетной палатой была проделана колоссальная работа, за 20 лет проведено 1351 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятия, выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 7,2 млрд. рублей, возвращено в бюджетную систему 732 млн. рублей. Но только количество проведенных проверок не может свидетельствовать о масштабности нашей работы. В современных условиях необходимо сконцентрировать усилия на контрольных мероприятиях в тех областях и на тех объектах, где есть риски или признаки финансовых нарушений, и, в первую очередь, с акцентом на предупреждение этих нарушений. Свою работу мы перестраиваем на выявление системных проблем, сокращая точечные проверки отдельных учреждений. Сегодня коллектив обладает достаточным опытом и полномочиями для проведения проверок во всех сферах использования бюджетных средств и имущества края.
В заключение, хочу поблагодарить коллектив Счетной палаты за проводимую работу на принципах профессионализма, объективности и ответственности. За двадцатилетний период Счетная палата справедливо заслужила общественное признание и уважение коллег из других структур. Однако впереди сложная и напряженная работа, когда решение текущих и перспективных задач социально-экономического развития во многом будет зависеть от каждого из нас на своем рабочем месте. Заверяю руководство края, что коллектив Счетной палаты приложит все силы к выполнению востребованных временем задач на благо родного края.
Спасибо за внимание!

JoomShaper
Яндекс.Метрика