; ;

Деятельность

Информация о деятельности

Счетной палаты Алтайского края

Тезисы доклада Миненка В.В. на сессии АКЗС по вопросу «О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

ТЕЗИСЫ

доклада председателя Счетной палаты Алтайского края В.В. Миненка

на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания

по вопросу «О проекте закона Алтайского края «О краевом бюджете

на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

 

25 октября 2018 года

 

  В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов Алтайского края «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», «О Счетной палате Алтайского края» нами подготовлено заключение на проект закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Заключение утверждено Коллегией Счетной палаты Алтайского края 23 октября 2018 года и направлено в Алтайское краевое Законодательное Собрание.

Счетной палатой проведен анализ законопроекта на его соответствие нормам бюджетного законодательства и основным направлениям бюджетной и налоговой политики Алтайского края, проанализированы итоги исполнения прогноза социально-экономического развития Алтайского края и дана оценка плановых значений на 2019-2021 годы.

Счетная палата отмечает, что разработчиками закона учтены положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также Соглашения, заключенного с Министерством финансов Российской Федерации в феврале 2018 года «О мерах по оздоровлению государственных финансов Алтайского края и его социально-экономическому развитию». Помимо этого, проектом предусмотрено поэтапное достижение целей программы «Алтайский край. Энергия развития».

При подготовке заключения использовались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Алтайского края.

Счетная палата сообщает, что требования Бюджетного кодекса Российской Федерации в части структуры и общего содержания закона разработчиками соблюдены.

В основу прогноза социально-экономического развития Алтайского края заложены приоритеты по:

повышению уровня и качества жизни жителей Алтайского края;

развитию и поддержке реального сектора экономики;

сохранению социальной направленности бюджета.

В рамках базового сценария прогноза социально-экономического развития прогнозируется постепенное увеличение темпов роста экономики края, вследствие реализации Правительством Алтайского края последовательной экономической политики, направленной на повышение собственной налоговой базы. Причем темпы роста ряда показателей ожидаются выше среднероссийских.

В    следующем    году    прогнозируется    рост    заработной   платы   (в    номинальном    выражении)  в  среднем  на 8 %.

Риски не достижения ожидаемых темпов роста экономики края связаны с демографическими процессами; сокращением численности занятых в экономике граждан; в связи с продолжающимся режимом взаимных санкций, которые могут затронуть и банковский сектор; не достижением темпов прироста инвестиций в основной капитал, которые являются основным драйвером роста экономики.

В этой связи основные усилия Правительства Алтайского края должны быть сосредоточены на создании благоприятного инвестиционного климата и на широком участии в реализации федеральных инвестиционных программ, возможных к реализации на территории края.

Министерству экономического развития Алтайского края необходимо принять меры по скорейшему уточнению документов стратегического планирования в соответствии с новыми целями и задачами, сформулированными Правительством и Губернатором Алтайского края.

Основные параметры краевого бюджета широко известны.

Доходы – 90,6 млрд. рублей (это, примерно, на уровне первоначально предусмотренных на 2018 год). Темп роста собственных доходов (налоговых и неналоговых) – 109 %. Безвозмездные поступления – 90 %.

Обращаем внимание разработчиков и депутатов, что в связи с ожидаемым выделением краю средств на реализацию национальных проектов, необходимо предусмотреть резерв для выполнения условий по их софинансированию.

Счетная палата отмечает, что в сумме налоговых и неналоговых доходов на 2019 год учтены предложения Счетной палаты по их увеличению на 301 млн. рублей.

Четыре основных налога дают краевому бюджету 91 % собственных доходов: налог на доходы физических лиц – 18,1 млрд. рублей (35 %); налог на прибыль организаций – 13,2 млрд. рублей (25 %); акцизы по подакцизным товарам – 11,6 млрд. рублей (22 %); налог на имущество организаций – 3,8 млрд. рублей (7 %). Неналоговые доходы – 1,1 млрд. рублей (1%), рост 25 % к плану 2018 года.

Счетная палата отмечает, что предложенный проект методики расчета дифференцированных нормативов отчислений от акцизов в бюджеты муниципальных районов и городских округов в целом должен способствовать снижению объема неосвоенных остатков средств муниципальных дорожных фондов, при этом не решит указанную проблему в отдельных районах Алтайского края.

В целом муниципалитетам необходимо повышать эффективность расходов, работать по вопросам, связанным с учетом и использованием земли (аренда, ставки, фактическое использование). Приоритеты – это сбалансированность бюджетов, отсутствие прироста кредиторской задолженности.

Расходы краевого бюджета – 96,0 млрд. рублей.

В законе необходимо учесть изменение структуры органов исполнительной власти края в связи с решениями Губернатора Алтайского края по формированию новой структуры Правительства Алтайского края.

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2019 год предусмотрен в сумме 9,6 млрд. рублей (в структуре общих расходов краевого бюджета – 10 %).

Как и в предшествующие годы основную долю в расходах краевого бюджета занимают социальные расходы: социальная политика – 36,0 млрд. рублей (38 %), образование – 22,5 млрд. рублей (24 %).

В законопроекте предусмотрен объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Алтайского края на 2019 год в сумме 9,0 млрд. рублей.

Расчет финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию вопросов местного значения осуществлялся на основе принципа выравнивания бюджетной обеспеченности, учитывающего индивидуальные различия муниципальных образований по структуре населения, социально-экономическим показателям и иным характеристикам.

Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов предусмотрена на 2019 год в объеме 1,5 млрд. рублей, распределение которой позволит сформировать местные бюджеты на более качественном уровне и решить актуальные проблемы по вопросам местного значения.

В проекте краевого бюджета на 2019 год не предусмотрены субсидии на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, однако в рамках государственной программы «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» средства на эти цели предусмотрены – 540,0 млн. рублей.

В целях выполнения требований статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительству Алтайского края необходимо разработать и утвердить нормативный правовой акт, определяющий порядок (методику) расчета потребности муниципальных образований в топливе на отопление муниципальных учреждений, а также порядок корректировки данной потребности и установления коэффициентов труднодоступности для муниципальных образований. Также необходимо организовать работу по экспертизе качества угля, поставляемого в рамках заключенных муниципальных контрактов.

Проект краевого бюджета составлен в программном формате (80 млрд. рублей или 84 % общих расходов). В структуре бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ четыре государственные программы («Развитие образования и молодежной политики», «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», «Социальная поддержка граждан», «Развитие транспортной системы Алтайского края») дают 83 % расходов.

Практика проверок Счетной палаты показала, что государственные программы представляют собой набор мероприятий, объединенных, как правило, по отраслевому принципу и не обеспечивающих в полной мере достижение поставленных целей. Зачастую отсутствует четкая взаимосвязь между мероприятиями государственных программ, бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на их реализацию, установленными целевыми показателями и показателями результативности.

Об отсутствии взаимосвязи мероприятий государственных программ с поставленными в них целями свидетельствует и тот факт, что изменение перечня мероприятий либо объемов финансирования осуществляется в ряде случаев без изменения целевых показателей, показателей результативности и ожидаемых конечных результатов.

Кроме того, требуется принятие дополнительных мер по корректировке набора показателей государственных программ с учетом сроков их расчетов и сроков формирования официальной статистической отчетности.

Общий объем расходов на реализацию краевой адресной инвестиционной программы (КАИП) на 2019 год запланирован в сумме 4,9 млрд. рублей, на газификацию Алтайского края – 0,3 млрд. рублей.

Поздний срок распределения в КАИП объемов финансирования по объектам, длительность процедуры подготовки объектов к началу проведения работ, увеличивают риски неэффективного использования бюджетных ассигнований, связанные со снижением результативности осуществляемых расходов, а также к образованию остатков неиспользованных бюджетных ассигнований на конец финансового года.

Несмотря на ежегодное за последние 3 года увеличение объемов бюджетных ассигнований на реализацию КАИП, снижается процент ее исполнения (в 2015 году – 99,6 %, в 2016 году – 87,8 %, в 2017 году – 81,1 %). По состоянию на 1 октября текущего года расходы на КАИП и мероприятия по газификации Алтайского края исполнены на 29,0 %.

Счетная палата предлагает Правительству Алтайского края актуализировать методику осуществления отбора объектов, планируемых к включению в КАИП, а также методику определения порядков и сроков внесения изменений в вышеуказанную программу.

Кроме того, Счетная палата отмечает, что в состав КАИП ежегодно включаются расходы на капитальный ремонт объектов, что не способствует достижению основной цели бюджетных инвестиций – созданию (увеличению) стоимости государственного (муниципального) имущества.

Дефицит краевого бюджета на 2019 год законопроектом планируется в размере 5,2 млрд. рублей. Счетная палата считает принятие решения по предлагаемому объему дефицита оптимальным.

Закон о краевом бюджете в целом соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Счетная палата предлагает Алтайскому краевому Законодательному Собранию принять его в первом чтении.

JoomShaper
Яндекс.Метрика