Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

  • 25 августа 2019
  • 2184

  • Елена Марина
  • Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

  • Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

  • Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

  • Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

  • Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

Все договоры в сфере авторского права можно условно разделить на несколько видов.
Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия
Кадр из сериала «Форс-мажоры» / USA Network 

  • 1Произведение (книга, сценарий, тритмент, фильм, музыка) уже создано и автор (или иной правообладатель) передает продюсеру или иному лицу исключительные (имущественные) права на указанное произведение.
  • В этом случае можно заключить договор об отчуждении исключительного права (исключительные права передаются в полном объеме) или лицензионный договор (передаются только некоторые права на произведение и/или права передаются на ограниченный срок).
  • 2Произведение будет создано автором в будущем по заказу заказчика.
  • Следует заключать договор авторского заказа.
  • 3Автор и заказчик состоят в трудовых отношениях. 
  • Данное произведение автора имеет статус служебного произведения и основанием для его создания являются трудовые отношения между автором и работодателем.

Рассмотрим каждый вид договора более подробно.

Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условияДоговор об отчуждении исключительного права (ст.ст. 1234, 1285 ГК РФ)

По договору об отчуждении исключительного права на произведение, автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме (ст. 1285 ГК РФ).

Что должно быть в договоре:

  • письменная форма (в ином случае договор будет считаться недействительным);
  • предмет договора, т.е. должно быть указано, что исключительные права на конкретное произведение (сценарий, фильм) передаются от автора или иного правообладателя к приобретателю в полном объеме;
  • объект договора — произведение, на которое передаются исключительные права (нужно указать в договоре или в приложении к нему, акте приема-передачи, произведение и его отличительные характеристики (сценарий, фильм или тритмент, название, количество листов, хронометраж и т.п.);
  • акт приема-передачи произведения, произведение передается на материальном носителе — распечатанный сценарий, фильм на диске или флеш накопителе по указанному акту; 
  • указание на вознаграждение (цену) или порядок его определения, сроки, порядок выплаты или указание, что договор безвозмездный. Если этого положения в договоре нет, то он считается незаключенным.
  • договор между коммерческими организациями не может быть безвозмездным.

Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия
Кадр из сериала «Как избежать наказания за убийство» / Tony Rivetti/ABC

Рекомендации при составлении (подписании) договора

Сторонам лучше всего подписать каждый лист договора, а также каждый лист сценария, если он является предметом договора. Внесение изменений в сценарий или аудиовизуальное произведение не входит в объем исключительных прав, передаваемых по данному договору. Если это не указано отдельно в договоре, никаких изменений в произведение приобретателем права вносится не может. Регистрация (заверение у нотариуса) договора не обязательна. Исключительное право переходит в момент заключения договора (его подписания сторонами), если в самом договоре не указано иное.
Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия
Кадр из сериала «Хорошая жена» /  CBS  Срок договора ограничен сроком действия исключительных прав на произведение (ст. 1281 ГК РФ). То есть срок действия договора заканчивается, если автор умер и прошло 70 лет с момента его смерти. В этом случае произведение переходит в общественное достояние и любое лицо может использовать его по своему усмотрению без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения.

Ответственность и расторжение договора

Ответственность автора по договору ограничена суммой реального ущерба (нет упущенной выгоды и неполученного дохода), причиненного другой стороне. В договоре может быть указан только меньший размер (ст. 1290 ГК РФ). Если приобретатель исключительного права существенно нарушает обязанность по выплате вознаграждения, прежний правообладатель вправе требовать через суд перевода на себя прав приобретателя и возмещения убытков, если право на произведение уже перешло (акт приема-передачи подписан).

Кадры из фильма «Пятьдесят оттенков серого» (2015) / Universal Pictures Если же право на произведение еще не перешло (акт приема-передачи не подписан), автор или иной первоначальный правообладатель может в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Договор прекращается по истечении тридцатидневного срока с момента получения уведомления об отказе от договора, если в этот срок приобретатель не исполнил обязанность выплатить вознаграждение(п. 5 ст. 1234 ГК РФ).

Лицензионный договор (ст.ст. 1235-1239, 1286-1287, 1290 ГК РФ)

Договор, по которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет, либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ).

Что должно быть в договоре:

  • письменная форма (в ином случае договор будет считаться недействительным);
  • устная форма возможна только в случае предоставления права использования произведения в периодическом печатном издании;
  • предмет договора, т.е. указание в договоре, что исключительные права на конкретное произведение (сценарий, фильм) передаются от автора или иного правообладателя к приобретателю в установленных договором пределах;
  • объект договора — произведение, на которое передаются исключительные права (нужно указать в договоре или в приложении к нему, акте приема-передачи, произведение и его отличительные характеристики (сценарий, фильм, название, количество листов, хронометраж и т.п.);
  • какие права передаются по договору;
  • рекомендуется акт приема-передачи произведения, произведение передается на материальном носителе — распечатанный сценарий, фильм на диске или флеш накопителе по указанному акту;
  • указание на вознаграждение (цену) или порядок его определения, сроки, порядок выплаты или указание, что договор безвозмездный. Если этого положения в договоре нет, то он считается незаключенным;
  • закон запрещает коммерческим организациям под видом лицензионного договора заключать безвозмездный договор об отчуждении исключительного права на произведение (то есть безвозмездный договор между коммерческими организациями на территорию всего мира на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии п. 5.1. ст. 1235 ГК РФ);
  • обязанность направления лицензиату отчетов об использовании произведения может быть предусмотрена в договоре или возможно указание, что данные отчеты лицензиатом не предоставляются;
  • если в договоре не указан срок его действия, то применяется общее правило и срок действия договора будет пять лет;
  • если в договоре не указана территория, на которой допускается использование произведения, то применяется правило, что его можно использовать в пределах территории РФ;
  • регистрация (заверение у нотариуса) договора не обязательна. Исключительное право переходит в момент заключения договора (его подписания сторонами), если в самом договоре не указано иное.

Кадр из сериала «Хорошая жена» /  CBS 

Виды лицензионных договоров:

  • простая (неисключительная) лицензия — лицензиар может выдавать лицензии и другим лицам;
  • исключительная лицензия — лицензиар не может выдавать лицензии другим лицам.

Если в лицензионном договоре не указан ее вид, то считается, что это простая (неисключительная) лицензия.

  • открытая лицензия — упрощенный порядок предоставления простой (неисключительной) лицензии. Это договор присоединения, когда неограниченный круг лиц может ознакомиться с условиями использования произведения (например, в Интернете) и совершить действия, которые расцениваются как принятие условий (например, кликнуть на ссылку «принять условия»). Этих действий достаточно, чтобы договор считался заключенным и отдельного письменного договора не требуется.

Ответственность и расторжение договора Ответственность автора по договору ограничена суммой реального ущерба (нет упущенной выгоды и неполученного дохода), причиненного другой стороне. В договоре может быть указан только меньший размер (ст. 1290 ГК РФ). Если лицензиат существенно нарушает обязанность по выплате вознаграждения, лицензиар вправе в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Договор прекращается по истечении тридцатидневного срока с момента получения уведомления об отказе от договора, если в этот срок лицензиат не исполнил обязанность выплатить вознаграждение (п. 4 ст. 1237 ГК РФ).

Договор авторского заказа (1288, 1289, 1290, 1296 ГК РФ)

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ).

Договором может быть предусмотрено отчуждение исключительного права на произведение в полном объеме и тогда договор должен соответствовать всем условиям, которые предусмотрены для договоров об отчуждении исключительного права.

Кадр из сериала «Форс-мажоры» / USA Network  Если договором авторского заказа предусмотрено предоставление заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, то договор должен соответствовать всем условиям, предусмотренным для соответствующего вида лицензионного договора.

Обязательным условием договора авторского заказа является срок исполнения. Если срок, установленный в договоре наступил, а произведение не создана автор при наличии уважительных причин имеет право на льготный срок (не менее ¼ части срока, установленной для исполнения договора).

Если же по истечении льготного срока произведение не создано, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. Льготный срок может не применяться, если из условий договора явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Например, авторский заказ на создание видео презентации для мероприятия, которое проходит в установленные сроки. Ответственность автора по договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного заказчику. Автор обязан возвратить аванс в случае неисполнения или ненадлежащего договора и выплатить неустойку, если она предусмотрена договором.

Служебное произведение (ст. 1295 ГК РФ)

Это произведение, которое создается автором в пределах трудовых обязанностей. Авторские права остаются у автора, а исключительные (если иное не установлено трудовым или гражданско-правовым договором) — у работодателя. Автор имеет право на вознаграждение за служебное произведение. Если же оно не выплачено, то возможно его взыскание в судебном порядке.

Рассмотрев основные виды договоров, хочу еще раз обратить внимание на то, что без договора невозможен переход прав от автора к иным лицам, за исключением наследования, реорганизации юридического лица и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Если вы получили договор от контрагента или хотите составить договор самостоятельно обязательно проверяйте наличие указанных в статье пунктов (существенных условий) каждого вида договора. Вместе с тем, именно договоры несут в себе самые большие правовые риски для авторов и продюсеров.

Лучше всего, когда договоры составляет и смотрит юрист, но как показывает практика автору и продюсеру необходимо хорошо разбираться в этом вопросе.
 

Обложка: кадр из сериала «Форс-мажоры» / USA Network 

Популярное

Практика

10 лет как на экраны вышел «Остров проклятых», одна из лучших картин позднего творчества Мартина Скорсезе. Как устроен фильм и как проходили его съемки: отголоски нуара, имитация Kodachrome, визуальные цитаты, мрачное попурри и многое другое

Мнение

Мы привыкли, что мультфильмы студии Pixar заставляют плакать и смеяться даже взрослых солидных мужчин, но новая работа заставила задуматься. Почему нас не удивляет графика, как определить жанр мультфильма и откуда в пиксаровских веселых картинах столько смертей?

Техника

Какие звуковые карты появились за последние пару лет, что в них изменилось и какие из них могут стать достойными компаньонами в работе со звуком

Практика

Три совета, как подстегнуть свое воображение и найти путь к хорошей истории

Практика

К 120-летию со дня рождения Луиса Бунюэля исследуем тонкости режиссерского почерка главного сюрреалиста, провокатора, антиклерикала и эротомана мирового кино

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article16079-vidi-dogovorov-v-avtorskom-prave-kakoj-dogovor-vibrat-avtoru-i-prodyuseru

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

Иногда договор об отчуждении исключительного права называют «продажа исключительного права», «продажа произведения», «продажа авторского права». Такие наименования не встречаются в действующем законодательстве, но зачастую отражают экономическую сущность договора об отчуждении. Однако договор об отчуждении исключительного права на произведение также может быть безвозмездным. В этом случае, опять же с экономической точки зрения, это будет не продажа исключительного права, а дарение. Во избежание неясностей рекомендую не использовать в договорах термины «продажа исключительного права», «продажа произведения», «продажа авторского права», так как они не содержатся в действующем российском праве и могут в дальнейшем вызвать проблемы в толковании договора.

1. Существенные условия договора об отчуждении исключительного права на произведение

К существенным условиям договора об отчуждении исключительного права относятся:

  1. Предмет договора. Предмет договора должен включать указание на объект авторского права, а также условие о том, что исключительное право на этот объект передается приобретателю в полном объеме. В случае отсутствия последней части договор может быть квалифицирован судом как лицензионный договор, что влечет совершенно другие юридические последствия.Если предмет договора об отчуждении исключительного права относится к зарегистрированной программе для ЭВМ или базе данных, следует указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации.
  2. Цена (вознаграждение правообладателя). По общему правилу, договор об отчуждении исключительного права на произведение является возмездным. Однако стороны могут согласовать безвозмездную передачу исключительного права. Цена определяется по соглашению сторон. В договоре об отчуждении исключительного права цена, как правило, представляет единовременный платеж или несколько платежей в рассрочку.

Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

2. Форма договора об отчуждении исключительного права

По общему правилу, договор об отчуждении исключительного права на произведение должен быть совершен в письменной форме. Если письменная форма не соблюдена, договор и, соответственно, передача исключительного права считаются недействительными.

Договор  об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ, а также базу данных, по общему правилу, заключается в письменной форме.

Но если программа для ЭВМ или база данных прошли государственную редакцию, то договор об отчуждении исключительного права тоже подлежит обязательной государственной регистрации.

До момента государственной регистрации передача исключительного права на программу считается не состоявшейся.

Указанное правило связано с тем, что государственный реестр зарегистрированных программ и баз данных является открытым и публичным, в числе прочего в нем указываются сведения о правообладателе программы. Третьи лица должны знать о смене правообладателя, поэтому требуется государственная регистрация договоров об отчуждении исключительного права на программы и базы данных.

Договор передачи авторских прав: виды ,существенные условия

3. Договор об отчуждении исключительного права на произведение: основные права и обязанности сторон

Договор об отчуждении исключительного права на произведение обычно предусматривает следующие обязанности правообладателя:

  • передать исключительное право на произведение в полном объеме. Для исполнения этой обязанности лицо должно являться действительным правообладателем объекта авторского права на момент передачи права. Если правообладателями являются несколько лиц совместно (например, при соавторстве), на стороне правообладателя в договоре должны выступать все лица. В противном случае передача исключительного права не состоится.

Обязанностью приобретателя в договоре об отчуждении исключительного права на произведение является:

  • уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение. Порядок и срок уплаты лучше всего также урегулировать в условиях договора. Последствия неуплаты предусмотренного договором вознаграждения зависят от факта перехода исключительного права. Если исключительное право на произведение перешло к приобретателю, правообладатель вправе в судебном порядке перевода прав и обязанностей, которые содержит договор об отчуждении исключительного права на произведение, на себя и возмещения убытков. Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю, правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков.

4. Уступка исключительных авторских прав

Уступка исключительных авторских прав – термин, который использовался в утратившем силу Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с действующей сейчас частью IV Гражданского кодекса, термин «уступка исключительных авторских прав» (уступка авторских прав) является некорректным.

Дело в том, что в настоящее время законодательство исходит из концепции исключительного права на объект интеллектуальной собственности как единого и неделимого права.

Соответственно, допускается передача или отчуждение исключительного права только в полном объеме, уступка отдельных правомочий, входящих в объем авторского права не допускается.

Более подробно об основах законодательства в этой области можно прочесть в теме «Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права» Библиотеки Sum IP.

Полезные ссылки по теме «Договор об отчуждении исключительного права на произведение»:

1. Сайт ФИПС, раздел программы для ЭВМ и базы данных2. Статья 1234 Гражданского кодекса и судебная практика по её применению3. Краткая статья на сайте Пермской гражданской палаты.4. Раздел Юридическая консультация по авторским правам нашего сайта.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/dogovory-v-avtorskom-prave/dogovor-ob-otchuzhdenii-isklyuchitelnogo-prava-na-proizvedenie/

10. Авторский договор: понятие, существенные условия, виды

  • Авторский
    договор– соглашение, по которому одна
    сторона (автор) передает или обязуется
    передать в будущем имущественные права
    на произведение, а другая сторона
    (правообладатель) обязуется выплатить
    обусловленное сторонами вознаграждение,
    обеспечив при использовании указанных
    прав личные неимущественные права
    автора.
  • В
    зависимости от вида произведения и
    способа его использования выделяют:
  • 1)
    договоры на создание и использование
    литературных произведений;
  • 2)
    договоры на создание и использование
    музыкальных произведений;
  • 3)
    договоры на создание и использование
    архитектурных произведений;
  • 4)
    договоры на создание и использование
    иных произведений
  • В
    зависимости от степени готовности
    произведения выделяют:
  • 1)
    авторский договор заказа;
  • 2)
    авторский договор на готовое произведение.
  • Также
    выделяют:
  • 1)
    авторский договор на обнародованное
    произведение;
  • 2)
    авторский договор на необнародованное
    произведение.
  • В
    зависимости от характера передаваемых
    прав выделяют:
  • 1)
    авторский договор о передаче исключительных
    прав;
  • 2)
    авторский договор о передаче
    неисключительных прав.
  • В
    зависимости от способа использования
    произведения выделяют:
  • 1)
    издательский авторский договор;
  • 2)
    постановочный авторский договор;
  • 3)
    сценарный авторский договор;
  • 4)
    авторский договор о депонировании
    рукописи;
  • 5)
    авторский договор художественного
    заказа;
  • 6)
    авторский договор об использовании в
    промышленности произведений декоративно
    прикладного искусства;
  • 7)
    авторский договор о передаче произведения
    в эфир или сообщении для всеобщего
    сведения по кабелю.

В
авторском договоре должны быть отражены
условияо предмете авторского договора,
способах использования произведения
(конкретные права, передаваемые по
данному договору), сроках предоставления
произведения, размер вознаграждения,
порядок и сроки его выплаты, срок и
территория, на которые передается право,
и другие условия, которые стороны сочтут
существенными для данного договора.
При отсутствиив авторском договоре
условия о сроке, на который передается
право, договор может быть расторгнут
автором по истечении пяти лет с даты
его заключения, если пользователь будет
письменно уведомлен об этом за шесть
месяцев до расторжения договора. При
отсутствиив авторском договоре условия
о территории, на которую передается
право, действие передаваемого по договору
права ограничивается территорией РФ.

11. Понятие и характеристика смежных прав

Смежные
права– права, близкие к авторскому
праву и производные от них, однако
полностью не совпадающие с ним. Возникают
они врезультате проявления определенных
творческих усилий, однако элемент
творчества в данном случае является
недостаточным для того, чтобы говорить
о наличии авторского права.

Смежные
права неразрывно связаны с авторскими
правами, однако последние могут
существовать независимо от смежных
прав.

Вместе с тем смежные права существуют
по общему правилу только тогда, когда
есть произведение, которое можно
исполнить, записать на фонограмму,
включить в передачу организации эфирного
и кабельного вещания.

Необходимость
правовой охраны смежных прав обусловлена
в первую очередь развитием технических
возможностей воспроизведения и
распространения произведений, позволяющих
коммерчески эксплуатировать исполнение
произведений, фонограммы музыкальных
записей и т. д.

  1. Основное
    назначение смежных правсостоит в том,
    что использование третьими лицами
    фонограмм, радио и телепрограмм, а так
    же творческих результатов исполнителя
    требует согласия соответствующих
    правообладателей.
  2. Смежные
    права можно подразделить на три
    самостоятельные категории:
  3. 1)
    права исполнителей;
  4. 2)
    права производителей фонограмм;
  5. 3)
    права организаций эфирного и кабельного
    вещания.

У
них разные объекты и субъекты, различаются
они также по объему и содержанию. Общим
у них является то, что они производны
от авторских прав.

Источник: https://studfile.net/preview/5185496/page:5/

Существенные условия авторских договоров

Существенными условиями в соответствии с п. 1 ст.

432 ГК РФ являются три вида условий: а) предметные; б) названные таковыми в законе (иных правовых актах) или необходимые для договоров данного вида: в) относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Смысл выделения категории «существенные условия» заключается в том, чтобы определить те условия, без которых договора нет, он признается незаключенным.

В ст. 30 Закона об авторском праве называется несколько условий, которые именуются обязательными, но в действительности они значений существенных не имеют.

Сходная ситуация наблюдается в четвертой части ГК РФ. Существенными для договора об отчуждении исключительных прав закон называет условие о размере вознаграждения либо о порядке его определения (для возмездных договоров), а исходя из смысла ст. 432 и п. 1 ст. 1234 ГК РФ таким условием также является сам объект интеллектуальной деятельности.

Требования о непременном указании на виды полномочий и способы использования произведения здесь закон не устанавливает, что совершенно понятно — исключительное право дозволяет использовать произведение «любым не противоречащим закону способом».

Теперь о лицензионных договорах. Существенными для них следует признать, во-первых, указание на само произведение, и во-вторых, конкретные права и способы, которые можно применять для использования произведения. Данный вывод, сформулированный логически, по существу совпадает с текстом п. 6 ст. 1235 ГК РФ.

В п. 3 ст. 1235 ГК РФ говорится, что в лицензионном договоре должна указываться территория, на которой допускается использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Если территория, на которой допускается использование такого результата (средства), в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории РФ.

Таким образом, и это условие не является существенным, впрочем, оно, как полагаем, для объектов авторского права неактуально.

Что же касается срока, то он по общему правилу должен предусматриваться в договорах. Закон не обязывает стороны заключать лицензионный договор на определенный срок.

Поэтому он может заключаться и на определенный срок (например, на 10 лет), и без определенного срока, а также путем установления события или действия, которые могут стать основанием для прекращения отношений (например, завершения проекта, реализуемого приобретателем прав).

Однако срок также не имеет значения для существенного условия. Если в лицензионном договоре срок действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не определяет иное.

Кроме того, имеется и ограничение, связанное со сроком действия самих исключительных прав: срок договора не может превышать такой срок, а с прекращением действия исключительного права прекращается и договор.

От общего срока договора, указывающего на предельный срок предоставления прав, следует отличать сроки исполнения отдельных обязанностей. В их число входит и обязанность по предоставлению аванса, передаче фактического материала, необходимого для создания произведения, обязанность по завершению произведения и передаче его пользователю и т.п.

Как упоминалось ранее, в п. 4 ст. 1286 ГК РФ предусмотрено, что в возмездном лицензионном договоре должен указываться размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. Следует ли полагать, что данное условие также является существенным? Полагаем, нет.

Отдельные вопросы вознаграждения по договорам о передаче прав. Как известно, далеко не всегда отношения о предоставлении прав оформляются договором, что может быть сделано как умышленно, так и по небрежности, недоразумению в силу неосведомленности. Здесь важно определиться: как связан вопрос о наличии договор его содержания с обязанностью выплачивать вознаграждение.

Во-первых, полагаем, само условие о вознаграждении в лицензионных договорах не должно рассматриваться, как существенным факт его отсутствия в договоре не должен приводить к тому, чтобы весь договор признавался незаключенным. В противное случае закон, направленный на защиту авторов, оказывается действующим против них же. Кроме того, нет ограничений и заключения безвозмездных договоров.

Во-вторых, все акты передачи правомочий автора должны предполагаться основанными на началах возмездности, если только автор твердо и определенно не выскажет иную позицию.

Общая характеристика рассматриваемых договоров как возмездных не мешает автору предоставить свои права безвозмездно, что случается нередко (например, в благотворительных целях). Если и противоположное мнение. Полагая, что норма п. 7 ст.

31 Закона об авторском праве является императивной, отдельные правового отсутствие в договоре условия о вознаграждении рассматриваю Погуляев В. Договор авторского подряда [Текст] // Закон. — 2008. — № 4. — С. 21. как явный признак недействительности и самого договора Григорьян Е.

Может ли авторский договор быть безвозмездным? [Текст] // Современное право. — 2008. — № 3. — С. 17.. Но это было бы не оправданным по самым различным соображениям.

В некоторых случаях подобные сделки суд признает удовлетворяющими требованиям закона, в связи с тем, что возмездное усматривается в предоставлении автору части тиража (иных материальных носителей).

Понятно, договор здесь признается действующим только в связи с несколько надуманной квалификацией акта передачи материальных носителей, в качестве платы, предоставленные в пользование права.

А если ничего не предоставлялось автору?

Правильно исходить из того, что законодательная конструкция данных договоров (как ранее, так и с учетом части четвертей ГК РФ) предусматривает обязанность уплаты вознаграждения только в целях защиты прав автора (правообладателя). Если же последний считает возможным не брать платы, то характер отношений и направленность прав, обязанностей в принципе не меняется.

Переквалификация такого договора в договор дарения затруднена или даже невозможна по следующим причинам. Во-первых, автор, конечно же, желает получить удовлетворение из факта издания или иного опубликования своего произведения, поэтому передача прав безвозмездно еще не означает передачи без встречных обязанностей принимающего лица.

Договор же дарения, как известно, надлежит квалифицировать в качестве одностороннего, где на одаряемого не возлагается никаких обязанностей. Во-вторых, объект договора дарения требует безусловной определенности (см. абз. второй п. 2 ст. 572 ГК РФ), имущественные права по договору дарения должны быть обращены или к дарителю или к третьим лицам (абз. первый п. 1 ст.

572 ГК РФ), а передаваемые автором права не имеют такой определенности ни в своем составе, ни с точки зрения обязанных лиц.

Приведем пример. Статья Ш. была использована как элемент агитационных материалов кандидата Д. при выборах в Государственную Думу РФ. Другой кандидат — С. обратился с иском в суд о нарушении Д. норм авторского законодательства. В частности, он указал, что Ш. не давал Д.

письменного согласия, авторский договор не заключался, вознаграждение за использование статьи не получено.

При рассмотрении дела Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила, что имелось устное разрешение автора статьи на ее использование и этого достаточно Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. № 78-ГОЗ-76 [Текст] // Вестник ВАС РФ.

— 2003. — № 7. — С. 18.. Что же касается вопроса о выплате вознаграждения, то он может решаться только в случае предъявления соответствующего требования управомоченного лица и сам по себе не способен квалифицировать отношения.

Наконец, сомнительна юридическая и социальная логика запрета таких сделок. Чьи конкретные права нарушаются в таком случае? Какие именно общественные интересы оказываются под угрозой?

В последние годы распространены случаи, когда автор, желая непременно опубликовать произведение, уплачивает издателю определенную сумму. Квалификация данных отношений требует анализа текста конкретного договора.

Но можно допустить, что в ряде случаев такой договор является не авторским, а договором подряда; например, если соглашение предусматривает не передачу авторских прав, а лишь совершение издательских действующих в пользу автора.

Не следует исключать и ситуацию, когда перед нами окажется и смешанный договор.

В-третьих, общий размер авторского вознаграждения в целом определяется соглашением сторон (ст. 421, 424 ГК РФ). Ни применительно к договорам об отчуждении исключительных прав ни применительно к лицензионным договорам нет специального ограничения касательно размера и формы вознаграждения; указание на платежи роялти и паушальные (в п. 4 ст. 1286 ГК РФ есть только рекомендация законодателя.

Основной формой определения авторского вознаграждение является процент от дохода за соответствующий способ использования произведения — так называемый роялти.

Обычно намерения сторон такого договора противоположных приобретателей стремится минимизировать сумму выплат автору при росте объема продаж (оборота), автор же склонен к получению денежных средств вне зависимости от дохода на стороне приобретателя.

Н: существуют различные виды роялти, позволяющие отыскать баланс интересов Хаметов А. Каким быть авторскому договору? [Текст] // Интеллектуальная собственность. — 2007. — № 4. — С.6..

Законодатель отказался от жесткой схемы определения итоговой величины вознаграждения, дозволяя, сочетает ее относительные и абсолютные компоненты Абдулхакова Е.М. Судебная практика толкования авторско-правового понятия «справедливое вознаграждение [Текст] // Российский судья. — 2007. — № 5. — С. 14..

Источник: https://studbooks.net/501895/pravo/suschestvennye_usloviya_avtorskih_dogovorov

Договоры в авторском праве — Право на vc.ru

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В то же время у лица, создавшего объекта авторского права – произведение науки, литературы и искусства (в т.ч. ПО, которое в охране приравнивается к произведению литературы), права возникают по факту создания.

Так, права автора возникают и без договора. Для чего в таком случае заключать договор?

Договор позволяет ввести объект авторского права в креативную индустрию и монетизировать его. С помощью договора фиксируются отношения между правообладателем (автор или лицо, получившее права на произведение в законном порядке) и пользователем произведения.

Далее кратко о функциях авторско-правовых договоров.

1. Основная функция любого договора в авторском праве – гарантия вознаграждения правообладателя.

Вознаграждение позволяет стимулировать автора на создание нового произведения. Выплаты могут осуществляться напрямую правообладателю либо он может передать право на сбор вознаграждения третьему лицу или организации, осуществляющей сбор вознаграждения за пользование произведением.

В России такими аккредитованными организациями выступают РАО (отвечает за авторское право) и ВОИС (отвечает за смежное право).

Они осуществляют сбор вознаграждений за публичное использование музыкальных композиций и перечисляют их правообладателям, даже при отсутствии договора с правообладателем.

2. Другая важная функция договора — определение объема прав, которые правообладатель передает по договору.

Само наличие договора еще не позволяет говорить о том, что пользователь вправе осуществлять любое действие с произведением. Например, автор, заключая договор с издательством, может ограничить использование текста только публикацией на языке оригинала, в таком случае любой перевод должен осуществляться только при наличии согласия правообладателя.

3. Авторско-правовой договор также может заключаться с целью определения правообладателя.

Автором признается лицо, которое создало произведением своим творческим трудом.

Однако авторские права могут передаваться от автора другим лицам, которые становятся правообладателями произведения, что обычно оформляется договором.

Эта функция договора пересекается с процессом доказывания в суде авторства лица и нарушения его прав. Так, договор позволяет отследить возникновения прав у автора на произведение и процесс передачи прав от автора другим лицам.

4. Не менее важная функция договора — соблюдение формальностей, предусмотренных законом. Для определенных действий важна письменная форма договора, а иногда — регистрация договора.

В России, как и в других странах-участницах Бернской конвенции, авторские права не требуют регистрации для возникновения правовой охраны, а соответственно, и любые договоры о распоряжении правами на произведение также не требуют регистрации.

Тем не менее, закон предусматривает ряд требований к определенным договорам, не соблюдение которых влечет их недействительность (об этом — ниже).

Когда цели заключения договора понятны, далее необходимо выбрать вид договора в зависимости от поставленных задач.

Виды авторско-правовых договоров.

1. Договор отчуждения исключительных прав (ст.1285 ГК РФ).

По такому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать (в будущем) приобретателю принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме.

Важно: Передаются исключительные права (навсегда и полностью, равноценно передачи вещи в собственность), приобретатель становится новым правообладателем.

Исключительное право на произведение — право использовать его в любой форме и любым способом, который не противоречит закону (п.1 ст. 1270 ГК РФ).

В состав авторских прав помимо исключительных, которые возможно передать другому лицу, входят личные неимущественные права (ЛНП): право авторства, право на имя, право на неприкосновенность и право на обнародование произведения.

ЛНП всегда принадлежат только автору (не правообладателю), привязаны к его личности и не могут быть переданы.

Не указывайте в договоре отчуждения какие-либо ограничения на использование произведения (срок, способы использования и др.), суд квалифицирует такие договоры с ограничениями либо как недействительные, либо как лицензионные, тогда приобретатель по договору не становится правообладателем, а будет только лицензиатом.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное. Договор может быть безвозмездным при условии, что хотя бы одна из сторон – не является коммерческой организацией. Если условия о вознаграждении не указаны, договор считается незаключенным (п.3 ст. 1234 ГК РФ).

2. Лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ).

По лицензионному договору лицензиар (правообладатель либо автор) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использовать произведение в установленных договором пределах.

Важно: исключительные права передаются на определенный срок, в определенном объеме, на определенной территории (равнозначно передачи вещи в аренду).

Виды лицензий: а) исключительная — лицензиар не может выдавать лицензии другим лицам и не может сам использовать произведение в пределах, определенных в лицензии; б) простая (неисключительная) – лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии с другими лицами и самостоятельно использовать произведение.

Особый подвид неисключительной лицензии — открытая лицензия, схожая с лицензиями Creative Commons, существующими в зарубежных правопорядках.

По открытой лицензии лицензиар позволяет использовать свое произведения неограниченному количеству лиц обычно безвозмездно, для этого потенциальный лицензиат должен присоединиться к условиям лицензии, опубликованным лицензиаром. Открытые лицензии широко используются в сфере ПО.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу, должен быть указать размер вознаграждения за использование произведения или порядок его исчисления (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

Согласно последней позиции Верховного Суда, если использование не осуществлялось, но условие о вознаграждении есть, то вознаграждение все равно должно быть уплачено лицензиару.

Если лицензия безвозмездная, то это следует прямо указать в договоре.

Обратите внимание, что безвозмездный договор нельзя заключать между коммерческими организациями при условии, что лицензия: действует на территории всего мира, на весь срок действия исключительного права, лицензия исключительная. Только при совокупности этих условий, безвозмедная лицензия между коммерческими организациями не возможна. Если вознаграждение не указано и не указано, что договор безвозмездный, то договор считается незаключенным.

Срок: не больше срока действия исключительного права (для произведений – срок жизни автора+ 70 лет). Если срок не указан, то лицензия считается заключенной на 5 лет (п.4 ст.1235 ГК РФ)

Территория: если территория лицензии не указана, то лицензия считается действующей на территории РФ.

Лицензиат вправе при наличии письменного согласия лицензиара передать право использования произведения другому лицу по сублицензионному договору, но в тех пределах, в которых он обладает правами по лицензии.

3. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Ситуация: одна сторона (заказчик) хочет заказать у другой стороны (автора) создание произведения науки, литературы, искусства, которое будет передано заказчику на материальном носителе или в иной форме.

Важно: предметом договора является именно создание произведения, а одной из сторон — обязательно физическое лицо, которое самостоятельно создает произведение (автор).

Первоначально права на произведение возникают у автора и по умолчанию принадлежат ему, если в договоре не предусмотреть другой вариант:

а) автор отчуждает (в полном объеме передает) права заказчику по договору –применяются правила п.1; б) автор разрешает использовать созданное произведение в определенном объеме (то есть лицензия) – применяются правила п.2.

Срок: обязательно должен быть указан, иначе договор считается незаключенным.

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное.

4. Договор на создание произведения (ст.1296 ГК РФ).

Важно: предметом договора является именно создание произведения, но создает не автор, а иное лицо (организация).

По общему правилу исключительные права принадлежат заказчику, если не указано иное.

5. Договор подряда с положением о создании произведения (ст.1297 ГК РФ).

Важно: создание произведения не было изначально предусмотрено сторонами.

По общему правилу исключительные права принадлежат подрядчику, если не указано иное.

6. Трудовой договор или договор ГПХ, по которому работник создает служебное произведение (ст. 1295 ГК РФ).

По общему правилу права на произведение, созданное в рамках выполнения трудовой функции, принадлежат работодателю, если в трудовом договоре не указано иное.

Важно: Если в договоре указано, что права принадлежат работнику, то по закону работодатель вправе использовать произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой вознаграждения, а также передать указанное право третьему лицу.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/106961-dogovory-v-avtorskom-prave

Законы и юр аспекты прав авторов в России

  • Авторское право — это интеллектуальные права на  произведения науки, литературы и искусства (пункт 1 статьи 1255 Гражданского кодекса РФ).
  • Авторское право возникает с момента создания произведения.
  • Понятие «авторское право» охватывает, закрепляемые законодательством в отношении авторских произведений:

1) личные неимущественные права автора, например, право на имя, право на обнародование, право на защиту и т.п.;

  1. 2) исключительное авторское право, на основании которых автор и его правопреемники (правообладатели) могут разрешать или запрещать использование произведения любым способом (Статья 1270 ГК РФ);
  2. 3) «право на вознаграждение», устанавливается, когда произведение может использоваться без согласия автора (правообладателя), но с выплатой ему вознаграждения (статья 1245  ГК РФ).
  3. Для обеспечения доказательств авторства во многих случаях осуществляется регистрация и депонирование произведений — регистрация авторского права >>>
  4. Однако, для возникновения, осуществления и защиты прав, авторское право не требует какого либо специального оформления.
  5. При возникновении авторских прав сам автор или лицо, по служебному заданию которого создано произведение, становится правообладателем.
  6. Исключительное авторское право переходит по наследству (Статья 1283 ГК РФ).
  7. Полная передача авторских прав может осуществляться с помощью заключения  договора отчуждения (Статья 1285 ГК РФ).
  8. Для передачи прав на использование произведения различными способами заключается лицензионный договор.
  9. Для передачи авторских (и смежных) прав имеются важные существенные условия лицензионного договора, виды договоров и другие важные особенности использования произведений и передачи прав.
  10. Кроме договора отчуждения и лицензионного существуют несколько специальных видов договоров:
  • Издательский лицензионный договор
  • Договор авторского заказа
  • Авторское право регулирует особенности использования различных произведений, например аудиовизуальных, программ для ЭВМ как сложных объектов.
  • Авторское право предполагает ограничения для информационных, научных, учебных и некоторых других специальных целей.
  • Смежные права занимают отдельное место в системе интеллектуальной собственности.
  • Право, смежное с авторским это права исполнителей произведений, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, а также права публикатора и составителя баз данных (Глава 71 ГК РФ).

Авторское право имеет обширную и долгую историю  — с начала XX века проблемы авторского права активно изучались и обсуждались. Отдельное внимание изучающих должен привлечь Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года на основании которого авторское право существовало в период СССР.

  1. Основным вопросом авторов при создании и использовании произведений является вопрос об обеспечении или защите собственных авторских прав.
  2. Суть и цели коллективного управления имущественными авторскими правами лежат в основе создания и деятельности авторских обществ по коллективному управлению правами.
  3. Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу
  4. Зарегистрировать авторское право >>>

Авторское право в законодательстве Российской Федерации:

  • Авторские права
  • Действие исключительного авторского права на территории Российской Федерации
  • Автор произведения и соавторство
  • Объекты авторских прав
  • Авторское право на переводы и составные произведения (авторское право на сборник)
  • Авторское право на программы для ЭВМ

Авторское право на аудиовизуальное произведение (фильмы, телепередачи, клипы и т.п.)

  1. Право авторства и право автора на имя
  2. Авторское право на неприкосновенность произведения и защита от искажений
  3. Авторское право на обнародование произведения
  4. Право автора на отзыв
  5. Исключительное авторское право
  6. Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу
  7. Статьи и новости по теме:
  8. Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
  9. Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
  10. 2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

  • Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
  • Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>
  • Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью >>>
  • В начале мая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям опубликован доклад о текущей ситуации и перспективах книжного рынка России. Одна из его глав посвящена электронному изданию, авторским правам и дистрибуции цифровых книг в России, странах ЕС и США >>>
  • 28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права >>>
  • Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга начинающий стилист Дарья Петухова признана виновной в нарушении авторских прав другого стилиста-визажиста >>>
  • [  1   2   3  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/

Ссылка на основную публикацию