Судебное разбирательство по административному делу: предельный срок рассмотрения

Если орган или суд нарушили срок рассмотрения дела об административном правонарушении, каковы последствия? Ответ на этот вопрос часто ищут люди, когда аргументы жалобы на постановление об административном правонарушении исчерпаны.

Когда порядок привлечения к административной ответственности, органы власти соблюдали. А срок рассмотрения дела нарушили. Тогда лица, в отношении которым назначили административное наказание, и ищут ответ.Трудовые иски, иски по трудовым спорам

Является ли выход за пределы сроков существенным процессуальным нарушением.

Предельный срок рассмотрения дела об административном правонарушении

Срок и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении устанавливает глава 29 КоАП РФ. И если порядок рассмотрения одинаков для каждого дела, то срок зависит от состава административного правонарушения. При этом минимальный срок закон не устанавливает. А лишь ограничивает максимальную продолжительность этого периода:

  • 15 дней: закон установил этот срок в качестве общего правила. В том числе для рассмотрения дела, когда протокол составлен на основании фото- и видео-фиксации (нарушения в области дорожного движения, благоустройства). Срок течет со дня поступления протокола или получения самих материалов, зафиксированных с помощью технических средств
  • 2 месяца, когда дело рассматривает суд. И тоже со дня получения протокола и материалов дела об административном правонарушении
  • когда протокол составлен за нарушения в сфере избирательных прав – 5 дней со дня получения протокола об административном правонарушении
  • если санкция статьи КоАП РФ – административный арест, выдворение, суд рассматривает дело в день поступления материалов
  • полиция применила административное задержание? Срок рассмотрения дела об административном правонарушении не превысит 48 часов с момента задержания
  • уполномоченный орган применил временный запрет деятельности. Суд обязан рассмотреть дело в течение 7 суток с момента фактического прекращения деятельности

Последствия нарушения срока

Срок рассмотрения дела о любом административном правонарушении начинает течь со дня поступления материалов и протокола о нарушении уполномоченному лицу. Сюда не включается срок административного расследования.

Сам протокол об административном нарушении составитель его направляет на рассмотрение в течение 3 дней. А по некоторым нарушениям – немедленно (арест, выдворение, временный запрет деятельности) после составления.

КоАП РФ прямо указывает, что нельзя продлить срок рассмотрения дела о нарушении избирательных прав. Остальные дела можно. Как в суде, так и в любом ином органе власти. Основания:

  • поступление ходатайств от участников дела
  • необходимости дополнительно выяснить обстоятельств дела

Но не более чем на 1 месяц.

Ответственность за нарушение сроков рассмотрения дела закон не устанавливает. То есть ссылка на такое процессуальное нарушение вряд ли будет иметь действенную силу. В то же время при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении наряду с другими доводами его использовать можно.

Источник: https://45jurist.ru/administrativnoe-pravo/rassmotrenie-administrativnogo-dela-v-sude-poryadok-srok-osobennosti.html

Начало судебного разбирательства в административном процессе

В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном заседании открывает судебное заседание и объявляет, какое административное дело подлежит рассмотрению (ст. 145 КАС РФ).

Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по административному делу лиц явился, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки.

Суд может привлечь к участию в судебном разбирательстве переводчика по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. Вопрос о выборе кандидатуры переводчика разрешается судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Председательствующий принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными.

До начала допроса явившихся свидетелей председательствующий удаляет их из зала судебного заседания, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования систем видеоконференц-связи, принимает меры, исключающие участие таких свидетелей в судебном заседании указанным способом до начала их допроса.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод.

Председательствующий в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также дает пояснения относительно полномочий представителя в случае ведения дела с его обязательным участием.

Ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством административного дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.

Председательствующий или кто-либо из судей докладывает административное дело.

Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания (ст. 156 КАС РФ).

В случае рассмотрения административного дела в отсутствие лица, участвующего в деле и изложившего в письменных объяснениях свои доводы в отношении административных исковых требований, председательствующий в судебном заседании оглашает эти объяснения.

Источник: https://juristic.pro/administrativnyj-process/nachalo-sudebnogo-razbiratelstva-v-administrativnom-processe.html

Судебное разбирательство как основная стадия административного судопроизводства: понятие, сроки, порядок проведения

Судебное разбирательство — главная стадия производства по административному делу. Правосудие по административным делам осуществляется путем их рассмотрения и разрешения в судебном заседании Цель данной стадии – рассмотрение дела по существу. Порядок осуществления судебного разбирательства предусмотрен главой 14 КАС РФ.

Стадия судебного разбирательства начинается с вынесения определения о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Конкретный срок стадии судебного разбирательства не определен, однако в законе указано, что административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. В случае сложности дела председатель суда может продлить срок рассматриваемого дела, но не более чем на один месяц. По отдельным категориям административных дел установлены иные, сокращенные, сроки их рассмотрения и разрешения.

Рассматриваемая стадия отличается от других своим субъектным составом. Главный участник процесса — суд первой инстанции. Его деятельность направлена на рассмотрение и разрешение административно-правового спора между сторонами.

  • Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиально в составе трех судей рассматриваются:
  • 1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • 2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;
  • 3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;
  1. 4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение.
  2. 5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  3. 6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. На председательствующего возложен широкий круг обязанностей, закрепленных в ст.143 КАС РФ.

Он руководит ходом судебного заседания, создает условия для полного и всестороннего исследования доказательств и выяснения обстоятельств административного дела, принимает меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании.

Его распоряжения обязательны для всех участников судебного разбирательства и лиц, присутствующих в судебном заседании.

В этой стадии выступают такие участники процесса, которых, как правило, нет в других стадиях, — свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

Анализ главы 14 КАС РФ позволяет сделать вывод о наличии в стадии судебного разбирательства следующих последовательно сменяющих друг друга этапов: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; судебные прения; возобновление рассмотрения дела по существу (факультативный этап); разрешение административного дела, вступление решения суда в законную силу, обращение судебного решения к исполнению. Каждый из перечисленных этапов характеризуется своей процессуальной целью, своим особенным содержанием, определенным кругом вопросов, для разрешения которых он существует.

Читайте также:  Особое производство и установление юридических фактов: процессуальный порядок

Источник: https://infopedia.su/16xed1d.html

Судебное разбирательство по административным делам

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство выступает гарантом этого права.

Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации.

Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями. Это право становится регулируемым законом, юридическим правом.

  • Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан необходимое условие становления правового государства.
  • Гражданское судопроизводство подразделяется на три вида : исковое, особое и производство по делам , возникающим из административно-правовых отношений.
  • Развитие законодательства России показало, что название третьего из перечисленных видов судопроизводства носит до некоторой степени условный характер.

Условность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства ( гл.22-25 ГПК ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений.

Судопроизводство по жалобам на постановления органов внутренних дел.

Суды рассматривают дела по жалобам в случаях, предусмотренных законом. Такие случаи перечисляются в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.( КоАП). В пп.1,2,3 ст.

267 КоАП говорится об обжаловании гражданином постановления об административном правонарушении в районный суд, а именно постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации, решения сельской администрации, поселковой администрации, постановления иного органа ( должностного лица ) ( органа внутренних дел) о наложении административного взыскания в виде штрафа и о наложении другого административного взыскания, в п.4 постановления органа внутренних дел ( должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу).

Судьи районных судов согласно ст.194, 202 и 202 прим . КоАП уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания в виде исправительных работ и административного ареста ( ст.31,32 КоАП). Поэтому необходимо отличать две правовые ситуации :

— ситуацию, когда судья единолично применяет административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ или ареста за административное правонарушение в соответствии со ст. 202 и 202 прим. ГПК ;

  1. ситуацию, когда судья единолично рассматривает гражданское дело, но по правилам, предусмотренным главой 24 (ст.236 239 ГПК).
  2. Гражданское дело возникает тогда, когда иные органы ( должностные лица ) , а не судьи согласно правилам о подведомственности дел об административных правонарушениях, рассмотрели и вынесли постановление о наложении административного взыскания. В главе 15 КоАП приведены названия 33 органов государства, должностные лица которых имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и постановления которых можно обжаловать в суд для проверки их законности в порядке гражданского судопроизводства. В п.5 ст.194 гл.15 КоАП указаны органы внутренних дел. В главе 16 ст.203 обозначена подведомственность дел об административных правонарушениях которые могут рассматривать органы внутренних дел.

Данный вид судопроизводства не был предусмотрен в ГПК 1923 г., и производство по делам, связанным с судебным обжалованием административных взысканий в виде штрафов, было регламентировано в ГПК РСФСР 1964 г.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких дел был необходим, поскольку судебное обжалование постановлений о наложении штрафа было предусмотрено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке « и в ст.

21-25 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

В течении десяти дней со дня вручения гражданам и должностным лицам объявления постановления о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке они вправе обжаловать соответствующие действия в суд по месту жительства.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления происходит в соответствии со ст.26 КоАП.

Копия постановления в течении трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку.

В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

Порядок вручения копии постановления определяет исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в суд.

Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок обращения исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении.

Если же копия постановления высылается по почте, то десятидневный срок следует исчислять с момента вручения копии постановления гражданину почтой.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 14 апреля 1988 г. « О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях»»( пп. 3, 5) в редакции Постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г.

разъяснил судам, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения взыскания, исполнения постановления.

В случае пропуска десятидневного срока обращения в суд по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.

Обратиться с жалобой в суд вправе не только лица, привлеченные к административной ответственности ( ст.247 КоАП), но и потерпевший ( ст.248 КоАП), законные представители (ст.249 КоАП), представители в лице адвоката при наличии полномочий, удостоверенных ордером юридической консультации ( ст. 250 КоАП), другие представители при наличии доверенности.

Жалоба должна соответствовать требованиям ст.

126 ГПК и содержать сведения, необходимые для своевременного и правильного ее разрешения, а именно : фамилия, имя, отчество лица, обращающегося в суд, и его адрес; наименование органа ( должностного лица ), постановление которого обжалуется; дата его вынесения и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы жалобы.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, установив, что представленных доказательств недостаточно, вправе предложить той и другой стороне представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств затруднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица истребует письменные либо вещественные доказательства.

В соответствии со ст. 270 КоАП подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган, осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок. Заявитель и государственный орган или должностное лицо извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не служит препятствием для разрешения дела.

При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий государственного органа или должностного лица и установить следующее : производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом; был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.

Читайте также:  Временное удостоверение личности: как получить и где использовать?

Специфическими нормами, определяющими особенности рассмотрения дел по обжалованию административных взысканий, являются:

  1. норма о сокращенном по сравнению с большинством исковых дел сроке ( ч.4 ст.99 ГПК), а именно: десятидневном сроке рассмотрения жалобы;
  2. возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и должностного лица либо представителя органа, принявшего постановление об административном взыскании.

Верховный Суд РСФСР разъяснил, что с учетом действия принципа законности суду необходимо тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности его совершившего.

Если при рассмотрении жалобы в судебном заседании выяснится, что на основании постановления о наложении административного взыскания выдан исполнительный лист, произведена опись имущества, т.е. производится исполнение, то суд обязан проверить: правильно ли проведена опись имущества, не нарушено ли, в частности

Источник: https://www.studsell.com/view/173677/

В.27. Судебное разбирательство по административному делу: понятие, этапы. Сроки судебного разбирательства

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом по итогам судебного разбирательства по административному делу.

К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства.

Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

  • Сроки проведения судебного разбирательства по административному делу
  • Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:
  • — о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;

— об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.

— об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида судебных расходов, как госпошлина.

Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным.

Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.

— о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев).

Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца.

Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Порядок судебного разбирательства по административному делу

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства.

В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии.

Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи.

Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику.

Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя.

Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

  1. После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.
  2. Отложение судебного разбирательства административного дела
  3. Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:
  4. — вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  5. — одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  6. — суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  7. — невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).
  8. В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство в следующий раз начинается сначала.

Источник: https://cyberpedia.su/4x95fb.html

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Читайте также:  Ходатайство об ознакомлении с делом, образец и пример, бланк

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Ссылка на основную публикацию