Исключительное право на произведение: способы использования

Исключительное право на произведение: способы использования

  • Как только автор заканчивает работу над своим произведением, за ним по факту создания закрепляется полное авторское право на этот продукт.
  • Оно возникает де-факто, автоматически (по умолчанию) и не требует обязательной регистрации в документальной форме.
  • Все юридические процедуры и оформление документов могут потребоваться в дальнейшем, когда создаётся исключительное право на использование этого продукта другими лицами.

Что это такое?

Изначально создатель обладает полными личными (авторским и исключительным) правами на свое произведение. Но если авторство закрепляется за создателем навечно, то возможность использования произведения может быть передано другим физическим или юридическим лицам.

В этих случаях творческий продукт становится объектом имущественных сделок:

  • купли;
  • продажи;
  • перепродажи;
  • передаче для использования на определённый срок;
  • наследования и т.д.

Такие сделки обязательно оформляются документально, в договорах между автором и приобретателем исключительных прав.

После передачи исключительных прав за создателем сохраняется авторство, которое не может отчуждаться. Присвоение авторства другими лицами считается плагиатом. Использование псевдонимов возможно только с согласия создателя.

  1. Подробно о всех субъектах авторских прав можно узнать в статье по ссылке.
  2. Предлагаем посмотреть видео о том, что такое исключительное право:

Способы использования продукта

Исключительное право на произведение: способы использованияПроизведением считаются самые различные продукты интеллектуальной и творческой деятельности. Статья 1259 ГК РФ относит к таким продуктам следующий перечень:

  1. Любые литературные произведения в прозе и стихах, включая киносценарии и пьесы для театра, мюзиклы и тексты для радиопостановок.
  2. Уникальные номера хореографии, циркового искусства и пантомимы.
  3. Все музыкальные произведения и текст, который используется вместе с ними.
  4. Видео и аудиоконтент (фильмы, ролики, трейлеры, радиопостановки).
  5. Картины, скульптуры, комиксы, графика, дизайн интерьеров, одежды и т.д.
  6. Креативные решения в декоративно-прикладной сфере.
  7. Архитектурные и градостроительные, ландшафтные проекты.
  8. Фотографии и другие объекты зафиксированной любыми способами реальности (селфи, слайд-шоу и т.д).
  9. Работы, имеющие научное значение: географические карты, эскизы, планы и т.д.
  10. Другие произведения.

Понятие «другие» означает, что при желании и необходимости таковым может быть признан любой уникальный продукт интеллектуальной и творческой деятельности с выраженными признаками эксклюзивного авторского креатива.

Таким образом, произведение как продукт может иметь самое широкое применение в разных областях. Каким образом может быть использован каждый отдельный продукт, оговаривается исключительно в условиях договора.

Например, для литературных произведений оговаривается:

  • география распространения печатной версии (регион, страна или весь мир);
  • возможность перевода на иностранные языки;
  • создание сценария и экранизация;
  • использование в радиопостановках;
  • возможность переуступки другим лицам и т.д.

Более подробно об объектах авторского права читайте в статье по ссылке.

Право распоряжения авторским продуктом

Исключительное право на произведение: способы использованияБазовые границы, в которых приобретатель исключительных прав может распоряжаться авторским произведением, оговорены в ГК РФ статья 1233 «Распоряжение исключительным правом».

Основные положения, предусмотренные ст.1233:

  1. Приобретатель может использовать произведение любым не запрещенным законом способом.
  2. Приобретатель может передать право на использование произведения другим лицам по лицензионному договору, не передавая исключительных прав.
  3. Приобретатель может передать другим лицам исключительные права.

Также в статье 1233 оговаривается, что приобретатель исключительных прав не может запретить автору продолжать творческую деятельность определенного рода.

Пример: Если издательство приобрело у автора права на книгу, оно не может запретить автору писать в том же жанре и формате, например, продолжение этой книги.

И не может претендовать на это продолжение без согласия автора, отдельного договора и оплаты. Если в договоре изложены подобные ограничения и претензии, то, согласно статье 1233 п.

4 ГК РФ они будут считаться ничтожными.

Законодательство об авторском праве регламентирует деятельность в этой сфере в общих чертах. Но условия каждой конкретной сделки во многом определяются договором.
Что такое знак авторского права можно узнать в статье по ссылке.

Что предусматривает договор об отчуждении?

Такой документ является правоустанавливающим. Оформляется должным образом, с подробным описанием всех условий, по которым право использования произведения переходит к другому лицу.

Иногда произведение создается по заказу. Тогда в договорах автор фигурирует как Исполнитель, а приобретатель исключительных прав как Заказчик. То, как именуются стороны в каждом случае, оговаривается сразу в начале документа. Основные пункты, которые оговариваются в подобных договорах:

  1. Размер, сроки и способы выплаты авторского гонорара, в отдельных случаях роялти или процент от выручки с кинопроката.
  2. Сроки создания продукта в случае заказа.
  3. Сроки действия исключительных прав на использование произведения, отчужденных от автора. Например, на 3,5,10 лет или бессрочно (навсегда).
  4. Способы и масштабы использования. Для литературных вещей оговаривается возможность перевода, экранизации, переиздания и т.д.
  5. Меры в случае неиспользвания продукта в течении определенного времени.
  6. Неустойки за нарушение условий договора.

Исключительное право на произведение: способы использованияУсловия в разных случаях могут отличаться весьма значительно. Передача прав – это имущественная сделка, и делопроизводство ведется по тем же принципам, что и продажа недвижимости и другого имущества.

Но в любом случае условия сделки не могут противоречить ГК РФ (гл .70 статьи 1255-1302), регламентирующему подобные отношения в основных чертах, а также ст. 307-419 (общие положения об обязательствах) и ст. 420-453 (о договоре).

Если договор составляется на ещё не созданный продукт, в нем подробно оговариваются требования (техническое задание) к будущему продукту.

Юридические лица, которые работают со множеством авторов в потоковом режиме, используют типовые (стандартные) договоры, разработанные юристами специально с учетом требований этого конкретного правоприобретателя.

В интересах каждого автора внимательно изучить все условия этого документа. Автор имеет право требовать изменения условий, но следует реально оценивать значимость своего продукта для приобретателя. Завышенные требования могут привести к тому, что сделка не состоится.

Иногда предложенные условия могут быть слишком радикальными для создателя творческого продукта. Например, после получения гонорара он уже никогда не может публиковать даже фрагмент из проданной вещи. А в случае такой публикации правоприобретатель может расценить это как действие, нанесшее ему материальный урон и требовать компенсацию.

Могут быть даже более жесткие варианты. Поэтому при заключении подобных сделок создателю творческого продукта следует максимально тщательно изучать все условия до мельчайших деталей. В этом смысле договор на передачу исключительных прав схож с другими договорами по имущественным сделкам.

Предлагаем посмотреть видео о тонкостях договора отчуждения исключительного права:

Срок действия

Если автор уступил (продал) право на использование произведения, в договоре обязательно должен быть оговорено — на какой срок конкретно. Например, на 3, 5, 10 лет или бессрочно (навсегда).

Если автор не передавал права и не оформлял их передачу, по умолчанию исключительные права автора действуют в течение всей его жизнь и ещё 70 лет после его смерти, которые отсчитываются начиная с 1 января года, наступившего за годом его смерти. (ст. 1281 ГК РФ).
Подробнее о сроках действия авторского права, читайте в статье по ссылке.

Кому принадлежит служебный продукт?

Исключительное право на произведение: способы использования

Иные отношения могут возникнуть, если автор состоит в штате и получает повременный оклад, независимо от количества и качества сделанных во время работы произведений.

Поэтому распространено мнение, что все права на использование продукта, созданного автором в рамках служебного задания, в течение оплачиваемого периода, принадлежат работодателю.

На самом деле это не совсем так. Согласно ст.1295 ГК РФ за автором служебного произведения также закреплено авторское право. Однако оно неполное, так как исключительные права на использование принадлежат работодателю.

Это вполне логично. Сотрудник нанят именно для этих целей. Например, штатный журналист пишет статьи, на которые имеет авторское право. Издание, в котором он работает, публикует эти статьи. То есть, использует исключительное право на использование продукта.

Возникает вопрос – а что реально значат в таком случае авторские права создателя произведения? Ст. 1295 ГК РФ оговаривает, что работодатель в этом случае не может передать (продать, переуступить) произведение третьим лицам без согласия создателя. Также в этой статье ГК есть оговорка «если иное не предусмотрено условиями договора».

Оплату за служебное произведение создатель произведения (например, журналист) может получать в разной форме:

  • фиксированный оклад (повременная оплата);
  • оклад плюс гонорар за каждое произведение (сдельно-повременная оплата);
  • только гонорар (сдельная оплата).

Условия оплаты устанавливаются внутренним регламентом каждой редакции, издательства, компании и т.д, или условиями трудового договора, заключенного индивидуально между исполнителем и работодателем. В первом случае для определения условий работы учитывается не только ГК в области авторских прав, но и трудовое законодательство.

Об ответственности за нарушение авторского права, читайте по ссылке.

Таким образом, законодательство устанавливает отношения между автором и покупателем прав на его произведение в общих чертах. Но основным документом в таких отношениях является договор между автором и правоприобретателем. Он служит не только как правоустанавливающий документ, но и регламентирует все подробности и даже нюансы сделки.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/isklyuchitelnoe-pr-na-proizvedenie.html

Способы распоряжения исключительным правом на произведение

  • 1) договор об отчуждении исключительного права;
  • 2) лицензионный договор о предоставлении права

использования произведения:

  • — неисключительная (простая) лицензия,
  • — исключительная лицензия.
  • — издательский лицензионный договор;
  • — договор авторского заказа.

В лицензионном договоре о предоставлении права использования произведения по общему правилу должен быть отражен конкретный способ использования произведения, срок, на который заключается лицензионный договор, и территория, на которой допускается использование произведения. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения и порядок его исчисления, например фиксированный разовый платеж, периодические платежи, процентные отчисления от дохода (выручки) или другие формы лицензионного вознаграждения.

Специальной нормой лицензионного договора о предоставлении права использования произведения является устная форма заключения договора в периодическом печатном издании.

Под периодическими печатными изданиями следует понимать газеты, журналы, периодически выпускаемые сборники.

Если любой лицензионный договор заключен в устной форме, то это означает, что только договорному партнеру предоставлено неисключительное право на разовое использование произведения.

Предусмотрена особая форма лицензионных договоров о предоставлении права использования программ для ЭВМ и баз данных, суть которой состоит в следующем: каждый пользователь заключает с правообладателем договор присоединения (ст.

428 ГК РФ), условия которого изложены на приобретаемом экземпляре произведения или на его упаковке, а договор считается заключенным, когда пользователь начинает использование этого экземпляра программы для ЭВМ или базы данных.

Заключение договора с индивидуальным пользователем в отношении приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных необходимо, так как запись программы для ЭВМ или базы данных в память персонального компьютера является актом воспроизведения. Даже если воспроизведение осуществляется гражданином в личных целях, оно все же может производиться только с согласия правообладателя.

В качестве разновидности лицензионного договора о предоставлении права использования произведения законодатель выделил издательский лицензионный договор (ст. 1287 ГК РФ).

По издательскому лицензионному договору лицензиат, получающий здесь специфическое наименование «издатель», обязуется использовать объект договора — произведение — путем его издания. Под изданием следует понимать воспроизведение произведения и распространение полученных экземпляров произведения.

Читайте также:  Доверенность на получение тмц, образец и пример

Издательским договор становится только в том случае, если издатель становится собственником изготовленных экземпляров произведений.

В соответствии с издательским договором лицензиат обязан начать использование произведения в определенный срок. Срок начала использования произведения может быть прямо указан в издательском договоре.

Если срок не соблюден, лицензиар вправе односторонне отказаться от договора без возмещения лицензиару причиненных таким расторжением убытков.

Если в издательском договоре не указан конкретный срок, в течение которого лицензиат обязан начать использование произведения, то применяется правило о «разумном» сроке исполнения обязательства, предусмотренное в п. 2 ст. 314 ГК РФ.

Если лицензиар расторгает издательский договор в связи с тем, что лицензиат в установленный срок (в том числе в разумный срок) не начал использование произведения, то лицензиар вправе потребовать выплаты предусмотренного договором вознаграждения в полном размере.

Если возникает необходимость создать произведение, то заключается договор авторского заказа. Сторонами такого договора являются автор и заказчик. Заказчиком может быть любое физическое или юридическое лицо (ст. 1288 ГК РФ).

В таком договоре требования к заказываемому произведению должны быть точно определены. Договор авторского заказа может предусматривать выплату автору аванса.

Матермальный носитель, на котором зафиксировано произведение, в соответствии с условиями договора может быть передан заказчику в собственность или во временное пользование.

В договоре авторского заказа предусматривается отчуждение заказчику исключительного права либо предоставление заказчику права на использование.

При наличии неустранимых разногласий относительно содержания договора авторского заказа должно предполагать, что договор предусматривает отчуждение исключительного права; если же такие сомнения и разногласия возникают относительно объема и характера предоставляемого заказчику права на использование, то оно должно предполагаться исключительным и широким[1].

Передача материального носителя произведения должна быть осуществлена в срок, указанный в договоре. Если договор не предусматривает такого срока и не позволяет определить срока его исполнения, то он считается незаключенным.

Если автором не создано произведение в установленный срок, то при наличии уважительных причин предоставляется дополнительный срок, составляющий одну четвертую часть срока, предусмотренного для создания произведения.

Законодатель также устанавливает право заказчика односторонне отказаться от договора, если автор не представил произведение в течение основного срока, указанного в договоре. В этом случае дополнительный срок по договору не должен предоставляться в связи с утратой заказчиком интереса к договору авторского заказа (ст. 1289 ГК РФ).

Источник: https://bstudy.net/752746/pravo/sposoby_rasporyazheniya_isklyuchitelnym_pravom_proizvedenie

Договоры в авторском праве — Право на vc.ru

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В то же время у лица, создавшего объекта авторского права – произведение науки, литературы и искусства (в т.ч. ПО, которое в охране приравнивается к произведению литературы), права возникают по факту создания.

Так, права автора возникают и без договора. Для чего в таком случае заключать договор?

Договор позволяет ввести объект авторского права в креативную индустрию и монетизировать его. С помощью договора фиксируются отношения между правообладателем (автор или лицо, получившее права на произведение в законном порядке) и пользователем произведения.

Далее кратко о функциях авторско-правовых договоров.

1. Основная функция любого договора в авторском праве – гарантия вознаграждения правообладателя.

Вознаграждение позволяет стимулировать автора на создание нового произведения. Выплаты могут осуществляться напрямую правообладателю либо он может передать право на сбор вознаграждения третьему лицу или организации, осуществляющей сбор вознаграждения за пользование произведением.

В России такими аккредитованными организациями выступают РАО (отвечает за авторское право) и ВОИС (отвечает за смежное право).

Они осуществляют сбор вознаграждений за публичное использование музыкальных композиций и перечисляют их правообладателям, даже при отсутствии договора с правообладателем.

2. Другая важная функция договора — определение объема прав, которые правообладатель передает по договору.

Само наличие договора еще не позволяет говорить о том, что пользователь вправе осуществлять любое действие с произведением. Например, автор, заключая договор с издательством, может ограничить использование текста только публикацией на языке оригинала, в таком случае любой перевод должен осуществляться только при наличии согласия правообладателя.

3. Авторско-правовой договор также может заключаться с целью определения правообладателя.

Автором признается лицо, которое создало произведением своим творческим трудом.

Однако авторские права могут передаваться от автора другим лицам, которые становятся правообладателями произведения, что обычно оформляется договором.

Эта функция договора пересекается с процессом доказывания в суде авторства лица и нарушения его прав. Так, договор позволяет отследить возникновения прав у автора на произведение и процесс передачи прав от автора другим лицам.

4. Не менее важная функция договора — соблюдение формальностей, предусмотренных законом. Для определенных действий важна письменная форма договора, а иногда — регистрация договора.

В России, как и в других странах-участницах Бернской конвенции, авторские права не требуют регистрации для возникновения правовой охраны, а соответственно, и любые договоры о распоряжении правами на произведение также не требуют регистрации.

Тем не менее, закон предусматривает ряд требований к определенным договорам, не соблюдение которых влечет их недействительность (об этом — ниже).

Когда цели заключения договора понятны, далее необходимо выбрать вид договора в зависимости от поставленных задач.

Виды авторско-правовых договоров.

1. Договор отчуждения исключительных прав (ст.1285 ГК РФ).

По такому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать (в будущем) приобретателю принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме.

Важно: Передаются исключительные права (навсегда и полностью, равноценно передачи вещи в собственность), приобретатель становится новым правообладателем.

Исключительное право на произведение — право использовать его в любой форме и любым способом, который не противоречит закону (п.1 ст. 1270 ГК РФ).

В состав авторских прав помимо исключительных, которые возможно передать другому лицу, входят личные неимущественные права (ЛНП): право авторства, право на имя, право на неприкосновенность и право на обнародование произведения.

ЛНП всегда принадлежат только автору (не правообладателю), привязаны к его личности и не могут быть переданы.

Не указывайте в договоре отчуждения какие-либо ограничения на использование произведения (срок, способы использования и др.), суд квалифицирует такие договоры с ограничениями либо как недействительные, либо как лицензионные, тогда приобретатель по договору не становится правообладателем, а будет только лицензиатом.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное. Договор может быть безвозмездным при условии, что хотя бы одна из сторон – не является коммерческой организацией. Если условия о вознаграждении не указаны, договор считается незаключенным (п.3 ст. 1234 ГК РФ).

2. Лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ).

По лицензионному договору лицензиар (правообладатель либо автор) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использовать произведение в установленных договором пределах.

Важно: исключительные права передаются на определенный срок, в определенном объеме, на определенной территории (равнозначно передачи вещи в аренду).

Виды лицензий: а) исключительная — лицензиар не может выдавать лицензии другим лицам и не может сам использовать произведение в пределах, определенных в лицензии; б) простая (неисключительная) – лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии с другими лицами и самостоятельно использовать произведение.

Особый подвид неисключительной лицензии — открытая лицензия, схожая с лицензиями Creative Commons, существующими в зарубежных правопорядках.

По открытой лицензии лицензиар позволяет использовать свое произведения неограниченному количеству лиц обычно безвозмездно, для этого потенциальный лицензиат должен присоединиться к условиям лицензии, опубликованным лицензиаром. Открытые лицензии широко используются в сфере ПО.

Форма: Обязательна письменная форма договора (п.2. ст.1234 ГК РФ).

Вознаграждение: по общему правилу, должен быть указать размер вознаграждения за использование произведения или порядок его исчисления (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

Согласно последней позиции Верховного Суда, если использование не осуществлялось, но условие о вознаграждении есть, то вознаграждение все равно должно быть уплачено лицензиару.

Если лицензия безвозмездная, то это следует прямо указать в договоре.

Обратите внимание, что безвозмездный договор нельзя заключать между коммерческими организациями при условии, что лицензия: действует на территории всего мира, на весь срок действия исключительного права, лицензия исключительная. Только при совокупности этих условий, безвозмедная лицензия между коммерческими организациями не возможна. Если вознаграждение не указано и не указано, что договор безвозмездный, то договор считается незаключенным.

Срок: не больше срока действия исключительного права (для произведений – срок жизни автора+ 70 лет). Если срок не указан, то лицензия считается заключенной на 5 лет (п.4 ст.1235 ГК РФ)

Территория: если территория лицензии не указана, то лицензия считается действующей на территории РФ.

Лицензиат вправе при наличии письменного согласия лицензиара передать право использования произведения другому лицу по сублицензионному договору, но в тех пределах, в которых он обладает правами по лицензии.

3. Договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

Ситуация: одна сторона (заказчик) хочет заказать у другой стороны (автора) создание произведения науки, литературы, искусства, которое будет передано заказчику на материальном носителе или в иной форме.

Важно: предметом договора является именно создание произведения, а одной из сторон — обязательно физическое лицо, которое самостоятельно создает произведение (автор).

Первоначально права на произведение возникают у автора и по умолчанию принадлежат ему, если в договоре не предусмотреть другой вариант:

а) автор отчуждает (в полном объеме передает) права заказчику по договору –применяются правила п.1; б) автор разрешает использовать созданное произведение в определенном объеме (то есть лицензия) – применяются правила п.2.

Срок: обязательно должен быть указан, иначе договор считается незаключенным.

Читайте также:  Заявление о приостановлении дела, образец и пример составления

Вознаграждение: по общему правилу должно быть указано, если в договоре не указано иное.

4. Договор на создание произведения (ст.1296 ГК РФ).

Важно: предметом договора является именно создание произведения, но создает не автор, а иное лицо (организация).

По общему правилу исключительные права принадлежат заказчику, если не указано иное.

5. Договор подряда с положением о создании произведения (ст.1297 ГК РФ).

Важно: создание произведения не было изначально предусмотрено сторонами.

По общему правилу исключительные права принадлежат подрядчику, если не указано иное.

6. Трудовой договор или договор ГПХ, по которому работник создает служебное произведение (ст. 1295 ГК РФ).

По общему правилу права на произведение, созданное в рамках выполнения трудовой функции, принадлежат работодателю, если в трудовом договоре не указано иное.

Важно: Если в договоре указано, что права принадлежат работнику, то по закону работодатель вправе использовать произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой вознаграждения, а также передать указанное право третьему лицу.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/106961-dogovory-v-avtorskom-prave

Использование произведений в составе сложного объекта

28.05.2013

Многообразие вариантов использования объектов авторского права в современном мире, обусловленное развитием технического прогресса, заставляет законодателя все более детально регулировать отношения между автором и пользователем. В повседневной жизни все чаще встречаются сложные объекты, включающие в себя другие произведения, а значит, появляется необходимость установления правил поведения участников экономического оборота таких объектов.

С момента введения в действие ч. IV ГК РФ основной юридической нормой, призванной установить схему взаимоотношений в этой сфере стала ст. 1240 ГК РФ «Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта». Согласно п.

1 статьи «… лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности».

Основу этой нормы составляет правило, согласно которому организатор создания сложного объекта (далее также – продюсер), имеющий намерение включить во вновь создаваемый объект другие результаты интеллектуальной деятельности обязан получить право на их использование у соответствующих правообладателей.

Итак, разберем, на что именно должен получить право организатор создания сложного объекта, и каким образом это достигается.

Из ст. 1240 ГК РФ следует, что право на использование результатов интеллектуальной деятельности приобретается путем заключения договоров с обладателями исключительных прав. Существует два вида таких договоров: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.

Согласно ст. 1229 и 1270 ГК РФ исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способами, в том числе перечисленными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ (путем воспроизведения, распространения, сообщения для всеобщего сведения в эфир и по кабелю, публичного исполнения и т.д.).

В соответствии со ст. 1234 ГК РФ, заключая договор об отчуждении исключительного права, организатор создания сложного объекта приобретает исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в полном объеме, тем самым становится правообладателем, и дальнейшее использование им произведения не содержит в себе опасности нарушения имущественных авторских прав1.

Заключая же лицензионный договор, продюсер приобретает лишь право использования результатов интеллектуальной деятельности (в нашем случае произведений). Остановимся на таком договоре подробнее.

Согласно ст. 1235 ГК РФ, в лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения, а также срок действия договора, и, соответственно, предоставления права.

Но наиболее важным представляется определение предмета лицензионного договора – указание на конкретное произведение, право на использование которого предоставляется лицензиату, а также способы использования произведения2 .

Для определения способов использования произведений в лицензионном договоре следует учитывать положение п. 2 ст. 1240 ГК РФ о том, что условия лицензионного договора, ограничивающие использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта недействительны.

Лицензионный договор, предусматривающий использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное (абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Тем самым законодатель все-таки предусмотрел возможность ограничения в договоре как срока использования произведения в составе сложного объекта, так и территории действия предоставляемого права.

Таким образом, возникает противоречие между двумя различными положениями ст. 1240 ГК РФ, на которое обращает внимание Э.П. Гаврилов3, высказывая мнение о том, что исключения, ограничивающие право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта недопустимы4.

Формулируя правила регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе эксплуатации сложного объекта, законодатель стремился создать наиболее благоприятные условия для организаторов создания таких объектов, оградить их от возможных злоупотреблений со стороны правообладателей используемых произведений и облегчить экономический оборот вновь созданных сложных объектов. Однажды достигнутая договоренность с правообладателями музыкальных и других произведений, вошедших в сложный объект, должна быть гарантией дальнейшего свободного оборота нового сложного объекта.

По этому вопросу Э.П.

Гаврилов высказывает мнение о том, что лицензионный договор на использование произведения в составе сложного объекта всегда является исключительной лицензией, а его создатель получает право на использование произведений, вошедших в состав сложного объекта, «на весь срок действия исключительного права, на всей территории его действия и с предоставлением лицензиату всех прав на использование результатов интеллектуальной собственности в составе сложного объекта»5.

В этом случае следует констатировать, что п. 2 ст. 1240 ГК РФ представляет собой специальную норму, ограничивающую некоторые положения ст. 1235 ГК РФ.

Однако даже при получении лицензиатом «широких» полномочий по способам использования объекта, срокам и территории такого использования, необходимость указания в лицензионном договоре конкретного произведения не вызывает сомнений.

В противном случае лицензионный договор в соответствии со ст. 432 ГК РФ будет считаться незаключенным, поскольку согласие сторон по существенному условию, названному в законе, отсутствует.

Согласно п. 3 ст. 1240 ГК РФ при использовании результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта право авторства и другие неимущественные права сохраняются за этими авторами.

Как было сказано ранее, на подготовительной стадии создания сложного объекта продюсер заключает лицензионные договоры с обладателями прав на те произведения, которые будут по его замыслу включены в сложный объект.

Частный случай использования музыкального произведения в составе сложного объекта – использование произведения в составе аудиовизуального произведения. Аудиовизуальное произведение (ст.

1263 ГК РФ) – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Пункт 3 ст.

1263 ГК РФ устанавливает, что при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Обратим внимание на основания, предоставляющие композитору право на вознаграждение. За что именно предусматривается вознаграждение, или какие фактические обстоятельства порождают право композитора на вознаграждение?

Такое основание – факт использования музыкального произведения тем или иным способом. До введения в действие ч.

IV ГК РФ законодатель устанавливал лишь один такой способ использования музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения, который предоставлял композитору право на вознаграждение – публичное исполнение6. С 1 января 2008 г. таких способов три: публичное исполнение, сообщение в эфир и сообщение по кабелю.

Тем самым законодатель констатировал, что при использовании аудиовизуального произведения используются и вошедшие в его состав музыкальные произведения, что собственно и порождает право композитора на вознаграждение7.

Рассматривая в совокупности положения ст.

1240 и 1263 ГК РФ в части использования произведений в составе сложного объекта и права композитора аудиовизуального произведения на вознаграждение, можно констатировать, что отношения между авторами отдельных произведений и продюсером складываются по поводу использования произведений тем или иным способом в составе сложного объекта8.

Использование произведений без согласия правообладателя в соответствии со ст. 1229 ГК РФ незаконно. Нет никаких оснований считать, что использование произведений в составе сложного объекта в этом смысле составляет исключение.

Любое использование произведения без согласия правообладателя влечет ответственность, предусмотренную ГК РФ и другими законами. В частности, опираясь на ст.

1301 ГК РФ, правообладатель вправе требовать компенсацию за нарушение исключительного права.

Таким образом, правомерность использования отдельных произведений тем или иным способом, в том числе в составе сложного объекта, зависит лишь от того, предоставлял ли правообладатель соответствующее разрешение (лицензию) на использование произведения.

При этом оно никоим образом не зависит от того, используется ли произведение самостоятельно либо в составе вновь созданного сложного объекта.

Факт создания нового сложного объекта, включение в него отдельных произведений без заключения соответствующих договоров с правообладателями этих произведений сам по себе не порождает новый охраняемый авторским законодательством объект.

Иными словами, именно волеизъявление автора (правообладателя) и только оно, оформленное в виде письменного лицензионного договора (либо договора отчуждения исключительного права), придает легитимный характер дальнейшему использованию произведения в составе сложного объекта.

И напротив, использование произведения в составе сложного объекта при отсутствии лицензионного договора автора с продюсером является использованием произведения без согласия, т.е. нарушением исключительного права автора такого произведения.

В этом случае автор произведения вправе требовать выплаты компенсации в размере, установленном законом (ст. 1301 ГК РФ).

М.П. Королёв директор Волго-Вятского филиала РАО

1 При этом личные неимущественные права остаются за автором, поскольку они неотчуждаемы и непередаваемы (ст. 1265-1267 ГК РФ).

2 Особый случай – лицензионный договор, заключаемый аккредитованной организацией по коллективному управлению правами, что обусловлено самим институтом аккредитации, функциями, которые выполняют такие организации в сфере экономического оборота произведений и прав на них.

3 Гаврилов Эдуард Петрович – доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института международной торговли и права, профессор Российской экономической академии им. Плеханова. Специалист по гражданскому праву, авторскому праву, интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Налог на транспортное средство - транспортный налог

Научная проблематика: авторское право, товарные знаки, гражданское право. Автор около 10 книг, свыше 200 статей.4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая / Э. П. Гаврилов, О. А. Городов, С. П. Гришаев [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 51.5 Там же. С. 51.

6 Пункт 3 ст. 13 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-17 Случаи использования аудиовизуального произведения без звукового сопровождения теоретически возможны, но широко не распространены, и в связи с этим в статье не рассматриваются.

8 термина «использование» обсуждается в доктрине уже длительное время. В настоящее время законодателем оно также не определено. Однако мы можем, как минимум, ссылаться на перечисленные в ст. 1270 ГК РФ действия, которые таким использованием являются: воспроизведение, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю и т.д.

Источник: https://rao.ru/news/28-05-13/

Исключительное право на произведение

  • Исключительные права — основная группа авторских прав, обеспечивающая автору возможность контролировать все виды использования произведений и получать доходы от такого использования.
  • Законодательством установлено особое единое и неделимое исключительное право на произведение.
  • Такое право является имущественным (статья 1226 ГК РФ) и позволяет его обладателю использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом (статья 1229 и пункт 1 статьи 1270 ГК РФ).
  • Правообладатель может по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом, например, передать его иному лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставить другому лицу права использования произведения по лицензионному договору в установленных договором пределах.
  • Исключительное право на произведение — это право автора, связанное с использованием произведения автором либо третьими лицами и распоряжением им.
  • Использование произведения включает:
  • воспроизведение произведения,
  • его распространение,
  • импорт,
  • перевод,
  • переработку,
  • сообщение в эфир и по кабелю,
  • доведение до всеобщего сведения,
  • прокат,
  • публичное исполнение и показ.

Так, одно или совокупность указанных прав автора определяют вид использования произведения в практике. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом и вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное право может быть передано любому третьему лицу только обладателем исключительных прав либо, уполномоченным им на это (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз. Для этого обычно составляется лицензионный договор .

  1. Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак охраны авторских прав, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.
  2. Закон устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).
  3. Многоканальный справочный: (495) 921-22-31; Задать вопрос
  4. Статьи и новости по теме:
  5. Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
  6. Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
  7. Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
  8. 2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
  9. В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

17 сентября 2013 г. в пресс-центре РИА-Новости состоялась научно-практическая конференция «Право на Download-2013: защита интеллектуальной собственности в Интернете». Делегаты от государственных ведомств, отраслевых объединений и интернет-индустрии обсуждали юридические, технологические, процедурные и организационные аспекты правоприменения «антипиратского» законодательства >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

С 1 августа 2013 г.

вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов. Фактически это означает, что наиболее посещаемые ресурсы будут вынуждены заблокировать доступ к страницам с произведениями или информацией о них в течение нескольких суток после соответствующего уведомления правообладателя или готовиться к закрытию всего сайта >>>

[  1   2   3  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/isklyuchitelnoe_pravo_proizvedenie

Исключительное право на произведение: понятие и значение

Среди авторских прав можно выделить две группы: личные неимущественные и имущественное. Первые защищают интересы автора — гражданина, который своим творческим трудом создал произведение.

Назначение второго заключается в том, чтобы его обладатель мог использовать объект и извлекать из него определенную выгоду, в том числе и материальную. При этом использование должно соответствовать закону. Такое право называется исключительным, а его носителя закон именует правообладателем.

Способы использования

  • Здесь целесообразно обратиться к статье 1270 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает основные варианты реализации исключительного права.
  • При этом в статье закреплены лишь отдельные случаи, правообладатель вправе использовать произведение и по-другому, главное, чтобы это было в рамках действующего законодательства.
  • Итак, в частности, указаны следующие способы:
  1. Воспроизведение. Это означает, что обладатель исключительного права может изготовить любое количество экземпляров в различной форме (например, автор произведения может отпечатать сколько угодно бумажных вариантов книги или сделать аудиокнигу).

    Кроме того, в качестве воспроизведения закон называет случай записи в память компьютера.

  2. Распространение. Здесь суть в том, что правообладатель может продавать (или отчуждать в других формах) экземпляры произведения, в большинстве случаев получая за это доход.

  3. Публичный показ. Например, презентация кинофильма. При этом демонстрация среди членов своей семьи не считается публичным показом по смыслу ГК РФ, необходимо значительное число посторонних лиц.

  4. Сообщение в эфир (по радио или телевидению), а также по кабелю. Например, когда по радио идет воспроизведение песни.

  5. Пераработка произведения (в частности, перевод). Только обладатель исключительного права может выполнить перевод книги на другие языки. Если перевод производится специалистом, у последнего с правообладателем должен быть лицензионный договор.

  6. Воплощение архитектурного произведения. Так, только с согласия архитектора (правообладателя) допускается создание физического объекта, являющегося реализацией проекта.

  7. Доведение до всеобщего сведения. Иными словами, это выкладывание произведения в сеть «Интернет».

  8. Иные.

Закон делает одну интересную оговорку: воплощение идей, изложенных в произведении, не считается его использованием (кроме случая с архитектурными объектами, рассмотренного нами в п. 6). Представим, что написана некая книга об алхимии. Человек, прочитавший ее, решает на практике превращать металл в золото. В данном случае он не будет нарушать исключительное право.

Знак охраны

С символом копирайта наверняка сталкивались все. Выглядит он так — © (более подробно о нем см. статью).

Но немногие знают, что оповещает он не о праве авторства, а именно об имущественном, исключительном праве. Правильное написание в соответствии со статьей 1271 ГК РФ: «©, Имя (наименование) правообладателя, дата первого опубликования».

В целом же этот знак выполняет только информационную функцию.

Срок охраны

Исключительное право на произведение действует на протяжении всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти.

Обратите внимание, что срок привязан к фигуре автора, а не правообладателя.

Случаи использования без согласия

Как мы выяснили, исключительное право дает правообладателю возможность использовать произведение. Кроме того, те лица, которые им не обладают, не могут совершать никаких действий с произведением. Так, если кто-либо реализует один из рассмотренных нами способов, он нарушает закон.

Но ГК РФ упоминает ряд важных исключений, когда обычный гражданин может использовать чужое произведение без заключения лицензионных договоров. Они закреплены в статьях 1273-1279 ГК РФ.

Итак, свободно можно использовать произведение:

  1. В личных целях (к примеру, включать песню у себя дома для личного прослушивания);

  2. В информационных, научных, учебных, культурных целях (здесь главное, чтобы отсутствовала коммерческая направленность);

  3. Если оно используется библиотеками, архивами, образовательными организациями;

  4. В месте, постоянно открытом для посещения (например, в музее);

  5. На официальных, религиозных мероприятиях, похоронах можно воспроизводить музыкальное произведение;

  6. Для целей правоприменения (например, в следствии, судебном заседании);

Хотя даже с закреплением этих аспектов на практике существует огромное количество противоречий.

В качестве примера приведем довольно известное дело №А76-13283/2012, где РАО выступило против Челябинской консерватории.

Все дело в том, что последняя публично показала мюзикл, и правообладатели сочли это нарушением.

И первая инстанция, и апелляция не нашла в этом нарушения, сославшись на статью 1274 ГК РФ, указав, что произведение использовалось в учебных целях, а значит, закон это не нарушало.

Но Суд по интеллектуальным правам отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение, обратив внимание, что для учебных целей могут использоваться произведения в изданиях, в радио- и телепередачах, а также в звуко- и видеозаписях. При этом спектакли сюда не относятся, а значит, действия консерватории уже выходят за рамки закона.

И таких моментов всегда очень много. Именно поэтому простому обывателю следует быть осторожным и хотя бы в общих чертах понимать, что такое исключительное право, какие виды свободного использования есть в действующем законодательстве. Ответственность за нарушение исключительного права очень серьезна: некоторые правообладатели даже зарабатывают на этом деньги.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/isklyuchitelnoe-pravo-na-proizvedenie/

Ссылка на основную публикацию