Срок рассмотрения дела об административном правонарушении: продолжительность разбирательства

Факты нарушений закона, за которые грозит административная ответственность, фиксируются в процессуальных протоколах.

Этот документ составляется незамедлительно после обнаружения проступка, а в отдельных случаях – не позднее двух суток с момента выявления нарушения.

Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении отличается, в зависимости от того, какое должностное лицо или уполномоченный орган получат протокол.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении

Сроки составления протокола

Выявление фактов нарушений закона входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств, перечисленных в КоАП РФ. Например, в ГИБДД составляются протоколы о нарушениях правил движения или эксплуатации автотранспорта. Должностным лицом Госземконтроля будут оформляться документа о самозахвате участка, и т.д.

Составить протокол нужно сразу после выявления нарушений. Если нарушитель выявлен, протокол оформляется в его присутствии, с обязательным предоставлением права на дачу пояснений и возражений.

В исключительных случаях, для оформления документа дается не более двух суток – если нужно установить дополнительные обстоятельства проступка, собрать сведения о нарушителе.

Сразу после оформления протокола, административный материал направляется для рассмотрения в уполномоченный орган. Сроки разбирательства будут зависеть от следующих факторов:

  • от характера нарушения;
  • от статуса должностного лица или уполномоченного органа, в чьи полномочия входит назначение санкций;
  • от перечня возможных видов наказания.

При рассмотрении дела нужно учитывать и общий срок давности привлечения к ответственности. В большинстве случаев он не превышает одного года с момента выявления проступка. По отдельным составам КоАП РФ этот срок может составлять до трех лет.

В какой срок нужно рассмотреть дело

Для определения процессуальных сроков применяется статья 29.6 КоАП РФ. Общие порядок определения этих сроков выглядит следующим образом:

  • на рассмотрение протокола дается не более 15 суток – такой период времени дается законом на получение протокола, записей с камер видеофиксации или иных доказательств по делу;
  • при передаче дела на рассмотрение в суд, общий срок процедуры не может превышать двух месяцев;
  • при поступлении мотивированных ходатайств от участников процесса, допускается продление указанных сроков еще на один месяц.

Продление на месячный срок возможно и по инициативе должностного лица или органа, разбирающего дело по существу. Это может быть связано с дополнительными запросами, необходимостью выяснить обстоятельства дела, получением доказательств.

Однако закон содержит и ряд специальных сроков, которые обязаны соблюдать суды по отдельным категориям дел:

  • если проступок заключается в нарушении избирательных прав, максимальный срок рассмотрения судьей составляет не более 5 суток с момента получения материала (продлить указанные сроки нельзя даже при наличии ходатайства от участников процесса);
  • если в состав санкций входит арест или выдворение за пределы страны – дело рассматривается в течение суток после получения судом протокола (этот момент фиксируется по точному времени поступления материала);
  • если потенциальный нарушитель был задержан при составлении протокола, в суде обязаны рассмотреть дело не позднее 48 часов с момента задержания.

Приведем типичный пример для правильного определения сроков. Если нарушение ПДД было выявлено по данным камер фото- и видеофиксации, а в состав санкций не входит лишение прав, дело может рассматривать должностное лицо ГИБДД.

В этом случае постановление должно быть вынесено не позднее 15 суток с момента оформления протокола.

Если же за грубое нарушение ПДД грозит арест или лишение прав, дело может рассматривать только суд – общий срок, с учетом возможного продления, не должен превышать трех месяцев.

В КоАП РФ содержится еще два специальных срока, которые должны соблюдаться при разбирательстве дел.

На период проведения Чемпионата Мира по футболу в России установлен специальный срок для дел, связанных с незаконной продажей билетов, либо реализацией поддельных билетов.

Такие дела разбираются судом не позднее 10 суток с момента составления протокола, а продление этого срока не допускается.

Если предприятию грозит приостановление или временный запрет деятельности, дело разбирается судом в семидневный срок.

Для соблюдения процессуальных сроков, указанных в КоАП РФ, должно быть вынесено постановление о назначении санкций, либо о прекращении административного дела. При несоблюдении указанных сроков, заинтересованное лицо может подать жалобу в вышестоящую инстанцию.

Последствия таких нарушений будут отличаться, в зависимости от обстоятельств дела.

Последствия пропуска срока

Любое нарушение процессуальных сроков является основанием для подачи жалобы участниками процесса. Последствия рассмотрения жалобы могут существенно отличаться в следующих случаях:

  • при нарушении сроков составления протокола, документ может быть отменен вышестоящим должностным лицом или судом;
  • если судебное постановление было вынесено с нарушением двух- или трехмесячного срока, оно подлежит отмене вышестоящей инстанцией или возвращению для повторного рассмотрения (если не истек общий срок привлечения к ответственности);
  • если нарушение периода для разбирательства привело к пропуску срока давности по КоАП РФ, дело подлежит прекращению без возможности продления или восстановления.

Прекращение дел в связи с истечением срока давности является законным вариантом защиты. При затягивании времени на оформление протокола имеет значение момент обнаружения проступка, так как именно с этой даты происходит исчисление всех сроков.

Однако возможна и обратная ситуация – если проступок был выявлен спустя значительный период времени, фактическое привлечение к ответственности может состояться спустя годы после нарушения.

Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/srok-rassmotreniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела.

Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Замечание 1

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов  относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения.

При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица.

Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Замечание 2

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в  лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

Замечание 3

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц.

Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела.

В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Замечание 4

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо.

После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу.

  Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Замечание 4

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.
Читайте также:  Спецсигналы на автомобиль: установка и использование проблескового маячка

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях.

Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Замечание 5

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления.

Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания.

Замечание 6

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий.

Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/rassmotrenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushe/

Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает для органов и должностных лиц общий срок рассмотрения дел, который составляет 15 дней со дня получения ими протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. Положения данной нормы не распространяются на судей.
  2. Часть 1.1 комментируемой статьи является специальной нормой, которой устанавливается двухмесячный срок для рассмотрения дела судьей. Указанный срок исчисляется со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Следует отметить, что увеличение срока рассмотрения дел судьями в 2010 году связано с возросшей нагрузкой на судей (районных и мировых судей) в целом по Российской Федерации.

Вместе с тем такое увеличение срока рассмотрения дел судьями направлено на более объективное и всестороннее исследование всех обстоятельств дела об административном правонарушении, а следовательно, и на защиту прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении.

  1. Имея в виду, что комментируемым Законом допускается продление сроков рассмотрения дел при наличии названных в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ оснований, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье, в орган или должностному лицу протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
  2. Часть 2 анализируемой статьи допускает возможность продления общего и специального срока в двух случаях.

Во-первых, если поступило ходатайство от участников производства.

При этом данное ходатайство должно быть связано либо с установлением новых фактических обстоятельств дела (например, ходатайство о вызове новых свидетелей, об истребовании необходимых документов, о назначении экспертизы, приглашении специалиста или эксперта), либо с обеспечением процессуальных прав участников производства (например, приглашение переводчика, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя; ознакомление лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшего, а также законного представителя физического или юридического лица, защитника и представителя с материалами дела об административном правонарушении или с результатами экспертизы и т.д.). Подобные ходатайства удовлетворяются в обязательном порядке, что влечет за собой продление срока рассмотрения дела об административном правонарушении.

Во-вторых, при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (например, истребование необходимых сведений или документов, назначение экспертизы и т.д.).

В этом случае судья, орган, должностное лицо выносят мотивированное определение с указанием обстоятельств, подлежащих дополнительному выяснению, а в случае необходимости — и сроков для своевременного выполнения соответствующих действий лицами, которым адресовано поручение.

Судьям, органам и должностным лицам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных КоАП РФ сроков выполнения указанных в определении процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу.

Учитывая, что КоАП РФ не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи, органа или должностного лица процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

  1. Положения ч. 2 комментируемой статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела. Однако общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца.

Таким образом, срок рассмотрения дела с учетом продления не может превышать одного месяца и 15 дней, если дело находится в производстве органа или должностного лица, и трех месяцев, если дело находится в производстве судьи.

  1. В случае, когда материалы дела на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ были возвращены составителю протокола, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей (органом, должностным лицом) материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»).
  2. Часть 3 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел по правонарушениям, предусмотренным ст. ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58. Срок рассмотрения таких дел не должен превышать пяти дней с момента получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При этом законом строго определено, что продление указанного срока не допускается.
  3. Часть 4 также определяет сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Следует отметить, что хотя данная норма не содержит прямого запрета на продление сроков рассмотрения дела в указанных случаях, однако по смыслу закона продление сокращенных сроков рассмотрения дел не допускается (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»).

  1. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности. По таким делам срок рассмотрения составляет не более семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Следует отметить, что ранее срок рассмотрения составлял не менее пяти суток, но был увеличен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Необходимо учитывать, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

  1. Следует иметь в виду, что течение сроков, названных в ч. 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»). Продление сокращенного срока рассмотрения дел данной категории не допускается.
  2. Сроки рассмотрения дел не являются пресекательными для привлечения лица к административной ответственности, так как они не связаны со сроками давности привлечения к административной ответственности, предусмотренными ст. 4.5 КоАП РФ.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Комментарий к статье 29.7

  1. Установленная КоАП РФ процедура рассмотрения дела представляет собой ряд последовательных действий (этапов), выполняемых судьей, коллегиальным органом или должностным лицом, в производстве которых находится соответствующее дело об административном правонарушении.
  • Все процедурные действия можно разделить на три этапа:
  • 1) подготовка к слушанию дела;
  • 2) рассмотрение дела по существу;
  • 3) принятие решения по делу.
  1. На первом этапе объявляется, кто рассматривает дело (если дело рассматривается коллегиальным органом, то объявляется состав коллегиального органа), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Этот порядок не распространяется на случаи, установленные ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Читайте также:  Аренда автомобиля: виды услуги и правила оформления документов

После этого проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в соответствии с представленными документами. Решение о допуске данных лиц для участия в рассмотрении дела может быть оформлено устным определением судьи, органа или должностного лица.

Следующим процессуальным действием будет являться выяснение причин неявки участников производства. Проверяются условия извещения неявившихся участников производства, выясняется фактическая возможность получения повестки или извещения в иной форме, изучаются доказательства надлежащего извещения.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=18272

Сроки по административному делу

В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.

Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.

Протокол – документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении – документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:

  • либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
  • либо руководителем органа, составившего протокол;
  • либо судом — когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста

Рассмотрение дела – стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.

   1. Срок составления административного протокола.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения – яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.

Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения

В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.

Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий.

В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования».

По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.

   2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.

После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.

   3. Срок вынесения постановления.

   Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.

Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц.

Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства.

Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.

 4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.

   Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения.

Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой – дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату).

Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.

   5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.

  •     Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.
  •    Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.
  •    Исключения составляют отдельные категории дел, например:
  •  Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
  • Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
  • Есть и другие исключения

   6. Срок привлечения к административной ответственности.

Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.

Сроки по разным категориям дел разные от 2 месяцев до 6 лет.

По самым незначительным правонарушениям срок составляет:

  • При рассмотрении дела органом или должностным лицом — 2 месяца
  • При рассмотрении судом – 3 месяца.

По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.

Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».

Источник: http://xn--80abjdk4do.xn--p1ai/sudebnaia-praktika/administrativnye-pravonarusheniia/sroki-po-administrativnomu-delu

Рассмотрение дела об административном правонарушении — сроки (продолжительность), место и порядок, обжалование по делу, в отсутствии лица

Корректно составленный протокол является основой для открытия нового дела. В соответствии с документом определяется требование о возбуждении производства.

Готовый документ отправляется в канцелярию суда, уполномоченного заниматься делами об административных правонарушениях.

Подача осуществляется не позднее, чем за три дня с момента составления постановления. Но, она должна быть осуществлена моментально, если протокол, направляемый в суд, подразумевает статью с наказанием в виде административного ареста или депортации.

Для ознакомления с правилами подготовки требуется обратиться к статье 29.1 КоАП РФ.

В предварительном процессе раскрываются вопросы:

  • есть ли обстоятельства, что лицо не может участвовать в рассмотрении дела;
  • может ли производство по делу быть прекращено;
  • существуют ли ходатайства, отводы, жалобы;
  • корректно ли составлен протокол и дополнительные документы, относящиеся к делу;
  • можно ли рассматривать дело при наличии имеющихся материалов либо их недостаточно.

В ситуации, если дело направляется на арбитражный процесс лицу, в компетенцию которого оно не входит, документы перенаправляются по принадлежности либо возвращаются адресату.

Рассмотрение невозможно, если судья, член коллегии или должностное лицо:

  • является родственником участвующей в рассмотрении дела стороны;
  • каким-либо образом заинтересовано в результатах дела.

Если произошла такая ситуация, лицо обязано составить заявление о самоотводе. Документ должен быть направлен председателю суда, руководителю коллегии или должностному лицу.

Ходатайство на отвод может быть подано любой стороной и законным представителем физического лица, имеющим доверенность. Поданное заявление попадает на рассмотрение лицу, участвующему в производстве дела.

На основании результатов рассмотрения документов принимается решение об удовлетворении заявления или его отклонении.

Место рассмотрения определяется зависимо от района его совершения, что установлено статьей 29.5 КоАП РФ.

Дело может быть перемещено в суд по адресу пребывания ходатайствующего гражданина. Заседание будет по месту жительства ответчика, если нарушение предусматривает статьи 5.35, 5.10 или 20.22 КоАП РФ или подозреваемый не достиг совершеннолетия.

Извещение

Извещение о проведении заседания направляется каждому участнику будущего арбитражного процесса.

Сюда включены эксперты, свидетели, специалисты, переводчики. Отправляется извещение заказным письмом с уведомлением или другими средствами доставки для вручения адресату.

Письмо направляется по месту жительства лица. Участник дела может подать ходатайство о перенаправлении извещения по другому адресу.

Сроки

Общий срок равен 15 дням от передачи документов и материалов судье, органу или должностному лицу.

Продолжительность увеличивается до тридцати дней, если это время требуется для полного выяснения обстоятельств. При продлении срока в обязательном порядке выносится мотивированное определение.

Рассмотрение проходит в течение 48 часов С момента задержания гражданина
Когда нарушение влечет за собой административный арест или депортацию Судебное разбирательство проводится в день получения протокола
Нарушение подразумевает наказание в виде временного запрета на ведение деятельности Срок рассмотрения пять суток
Срок давности административного правонарушения Составляет два месяца

Полномочия судей

Судья имеет право участвовать в делах в отношении статей 23.1 КоАП РФ только в случае, если субъект административной юрисдикции сочтет это необходимым. Требуется это с той целью, что судья уполномочен назначить наказание иного типа, нежели подразумевается статьей.

Запрет на рассмотрение дела накладывается, если один из участников процесса – родственник либо при заинтересованности в выносимом решении.

Порядок

Порядок состоит из трех шагов:

  1. Сбор материалов.
  2. Процесс рассмотрения.
  3. Вынесения вердикта.

Рассматривать дело могут:

  1. Мировые судьи.
  2. Комиссия по несовершеннолетним.
  3. Комиссия по защите прав несовершеннолетних.
  4. Федеральные органы.
  5. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
  6. Надзорные и контролирующие государственные органы.

Протокол

Протокол в обязательном порядке составляется под надзором коллегии.

Документ должен включать в себя следующую информацию:

  1. Место и дату проведения рассмотрения дела.
  2. Состав коллегии.
  3. Данные нарушения.
  4. Данные о явке лиц.
  5. Прошения, ходатайства.
  6. Показания участников дела.
  7. Бумаги, на основании которых составлялось дело.

В завершение протокола он должен быть подписан председателем и секретарем коллегии.

Стадия расследования

Рассмотрение дела позволяет объективно оценить действия и применить подходящие меры к человеку, в отношении которого ведется производство.

Порядок регулируется статьями 7-13 главы 29 КоАП РФ.

  • Все участники извещаются о требовании присутствия в арбитражном суде.
  • При явке каждый участник получает разъяснение относительно своих прав и обязанностей, после чего рассматриваются прошения.
  • Если не имеется препятствия, оглашается протокол о нарушении или другие материалы дела.
  • Далее выслушиваются позиции каждой из сторон, заключения экспертов для квалификации проступка.

Определение об отложении

Отложение допускается на основании ходатайства и по результатам рассмотрения.

Направляется на рассмотрение судье, который принимает решение о принятии или отклонении заявления.

Ходатайство о переносе

Прошение о переносе может подать любой участник дела, но для этого необходимо иметь законное основание, которое может быть подкреплено документально.

Читайте также:  Социальная пенсия: по старости, инвалидности, потере кормильца

Подведомственность

Подведомственность составляется, когда дело направлено на рассмотрение судье, который не в компетенции рассматривать его. Передача по этой причине осуществляется согласно ст. 29.5 КоАП РФ.

В отсутствии лица

Когда причиной отложения является неявка одного из лиц без уважительной на то причины, а без этого участника невозможно объективно получить полноценную картину дела, то составляется определение о приводе.

Деятельность суда

Суд обязан выяснить, является ли гражданин виновным и правильно определить квалификацию нарушения.

На рассмотрении должны быть открыты нюансы, которые помогут определить детали дела.

Вынесение постановления

По итогам рассмотрения дела обвиняемому определяется вид наказания или производство прекращается, но только в следующих ситуациях:

  • имеются обстоятельства, прописанные в ст. 24.5 КоАП РФ;
  • объявлено замечание в устной форме;
  • лицо освобождено от ответственности, cсылаясь на примечания статьи КоАП РФ.

Объявление решения суда

Решение суда оглашается сразу после рассмотрения дела.

Определение

В определении по делу обязательно указываются следующая информация:

  1. Данные судьи, список членов коллегии.
  2. Дата и место рассмотрения ходатайства.
  3. Данные заявителя.
  4. Текст прошения.
  5. Обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения заявления.
  6. Решение относительно ходатайства.

Когда рассмотрение ведется коллегией, то вердикт выносится на основании большинства мнений.Решение должно быть подписано должностным лицом или судьей-заседателем коллегии.

Виды

Результатом рассмотрения дела является решение о передаче дела:

  • судье для определения административного наказания;
  • на рассмотрение по подведомственности при несоответствии подсудности.

Наказание без составления протокола

Суд может определить наказание, исключая необходимость протокола, если оно заключает в себе предупреждение или штраф.

Аналогичные наказания могут определить сотрудники органов внутренних дел.

Исправление ошибок

Допускаются только ошибки, которые не влияют на содержание постановления или определения.

Исправлять опечатки дозволяется только в виде определения по ст. 29.12.1 КоАП РФ. Определения об исправлениях отправляются всем участникам судебного заседания не позднее трех дней.

Принятие мер по устранению причин и условий, повлекших событие

Когда судом были установлены условия правонарушения, повлекшие за собой событие, организации и должностные лица должны предпринять действия для изменения этих причин.

Подтверждение устранения должно быть направлено лицу, вынесшему решение, в течение тридцати дней с момента получения решения.

Обжалование

Право на обжалование имеется у каждой из сторон по итогам вынесения решения.

Сторонам дается 10 дней с момента вынесения решения для его обжалования, вступление в силу происходит по истечении этого срока.

Судебная практика

Судебная практика показывает, что большинство дел рассматривается по стандартному сценарию.

Ходатайства и обжалования решения судьи поступают только в серьезных случаях, исключающих мелкие штрафы и предупреждения. В качестве примера можно взять дело об уклонении от исполнения установленного наказания административного порядка.

Гражданин В.П. не исполнял необходимый объем обязательных работ, назначенных судом, так как виновный таковым себя не считал. Было подано ходатайство о пересмотре дела, в связи с допущенными ошибками на стадии подготовки дела.

При рассмотрении доводов, судья не увидел оснований для удовлетворения протеста в настоящих обстоятельствах. Итогом стало сохранение вынесенного решения судом нижестоящей инстанции.

Источник: http://pravoznay.ru/rassmotrenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Каков срок рассмотрения административного дела?

Сроки рассмотрения административного дела в суде и иных органах

Сроки рассмотрения административного дела (далее — АД) определены в ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

ВАЖНО! В рамках данной статьи под АД понимаются дела об административных правонарушениях, производство по которым регулируется КоАП РФ.

Если же речь идет об АД, не связанных с привлечением к административной ответственности по КоАП РФ, например по делам об оспаривании нормативных актов, то применяются положения о сроках рассмотрения административного дела, установленные Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Чч. 1 и 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливают общие сроки рассмотрения АД, в то время как в последующих частях указанной статьи (чч. 2–7) определены возможности продления общих сроков либо установлены специальные сокращенные сроки.

Продолжительность сроков варьируется в зависимости от субъекта, который будет рассматривать дело. Так, согласно ч. 1 ст. 29.

6 КоАП РФ общий срок для рассмотрения дела должностным лицом или уполномоченным на рассмотрение органом власти установлен продолжительностью 15 дней и исчисляется с момента поступления указанному органу или лицу протокола и материалов АД.

Аналогичный срок и порядок исчисления установлены для случаев получения данных о правонарушении с использованием специальных техсредств, работающих в автоматическом режиме (фото- и видеофиксация).

Сроки рассмотрения административных дел в судах определены ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ и являются более длительными — 2 месяца.

Определение о продлении срока рассмотрения дела

Установленные чч. 1 и 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ сроки не являются предельными сроками для производства по АД и могут быть продлены. В соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ продление срока оформляется определением о продлении срока рассмотрения административного дела, которое выносится судьей, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, и должно быть мотивированным.

Основаниями для вынесения такого определения могут послужить:

  • ходатайство одного из участников производства по АД;
  • необходимость дополнительного выяснения обстоятельств АД.

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/kakov_srok_rassmotreniya_administrativnogo_dela/

О сроках рассмотрения, вынесения постановления об административном нарушении

Все совершённые административные правонарушения подлежат рассмотрению в соответствии с нормами КоАП РФ. По сравнению с общим судопроизводством отличаются большей оперативностью и особыми сроками. Это объясняется более лёгким установлением самого факта правонарушения.

Процесс рассмотрения

Чтобы возбудить административное дело, необходимо должностное лицо, наделённое правом составлять соответствующий протокол. Если инициативу о возбуждении проявил прокурор, то он выносит для этого соответствующее постановление.

Рассмотрение административных правонарушений

Расследование производится тем должностным лицом, которое составляло протокол, или другим чиновником, которого уполномочил руководитель этой организации. В определённых законом случаях такие дела могут рассматриваться и судом.

После подготовительного этапа и сбора всех необходимых документов, происходящего в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, решается вопрос о виновности лица и в соответствии со ст. 29 КоАП РФ определяется мера его наказания. Слушание и вынесение решения происходят в соответствии с нормами ст. 29.7 и 29.9 КоАП РФ.

Обратите внимание! На процессе обязательно должен присутствовать сам виновник. Без него могут провести рассмотрение только после того, как он был извещён надлежащим образом, но не попросил о переносе места и времени. Если решением суда может стать арест или выдворение за пределы РФ, то присутствие обвиняемого в этом случае обязательно.

Обвиняемый человек получает по закону комплекс процессуальных прав, которые позволяют ему:

  • в любой момент знако­миться с материалами дела;
  • давать объяснения;
  • предъявлять письменные или устные доказательства;
  • заявлять письменные или устные ходатайства;
  • заявлять отводы;
  • иметь в процессе своего юриста или адвоката.

По существу процесс проходит в установленном порядке:

  • сначала оглашается составленный административный протокол и иные относящиеся к делу документы;
  • затем заслушивают­ объяснения виновного лица или его представителя;
  • выступают другие участники процесса, свидетели, специалисты, эксперт и прокурор;
  • происходит исследование любых других доказательств;
  • составляется протокол.

Основной задачей рассматривающего дело органа является правильная оценка деяния на основании имеющихся доказательств и квалификация содеянного с учётом характера проступка и степени вины лица, в отношении которого был возбуждён процесс.

На заметку. После установления фактических обстоятельств, важно дать им правильную и объективную оценку, а затем применить к виновной стороне справедливое и законное наказание. Результатом процесса будет вынесение постановления или о прекращении производства по начатому делу или о назначении наказания в соответствии с нормами КоАП РФ.

Постановление приобретает статус административного акта, который после вступления в силу обязателен для исполнения не только для виновного, но и для других физических, юридических или должностных лиц. Постановление оформляется должным образом и подписывается лицом, рассматривающим дело.

Решение объявляется сразу после окончания рассмотрения, затем копия постановления вручается заинтересованным лицам под роспись. Если они не присутствовали при оглашении, документ в трёхдневный срок после вынесения высылается по почте. В случаях, предусмотренных законом, копия постановления может быть выслана в соответствующие организации.

Место и сроки рассмотрения

Статья 29.5 КоАП РФ предусматривает рассмотрение дела в первую очередь по месту его совершения.

Если сначала проводилось расследование, то дело рассматривается по месту нахождения того органа, который его производил.

Если виновное лицо ходатайствует о рассмотрении по месту жительства, то административный орган может пойти ему навстречу.

Если рассматриваются нарушения, связанные со статьями 5.35, 6.10 и 20.22 КоАП РФ, то происходит это по месту проживания обвиняемого. Это же правило относится к делам в отношении несовершеннолетних.

На заметку. Если дело связано с лишением прав на управление автомобилем за вождение в состоянии алкогольного опьянения, когда были грубо нарушены ПДД и ГИБДД вынесло соответствующее постановление, то его рассматривают по тому месту, где транспортное средство стоит на учёте.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении зависят от того, какой орган этим занимается и по какой статье было возбуждено дело. Общая продолжительность по делам, наказанием за которые является штраф, не может превышать 15 суток после получения документов.

Если рассматривается дело о выдворении из РФ, то для вынесения решения даётся 48 часов после задержания. Это же относится и к административному аресту физического лица.

Если наказание планируется назначить по статьям 5.1–5.25, 5.45–5.52 и 5.56 КоАП РФ, то рассмотрение сокращается до пяти дней без продления сроков.

Такой же срок предусмотрен и для нарушений, связанных с наказанием в виде приостановления деятельности или временного запрета на деятельность.

Обратите внимание! Если участники процесса ходатайствовали о продлении срока или если нужно дополнительное время для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, то на основании мотивированного определения соответствующего органа рассмотрение может быть продлёно не более чем на месяц.

При передаче дела судом исследование доказательств может затянуться до двух месяцев со дня получения документов или ходатайства о совершении нарушения, что указано в статье 29.6 КоАП РФ.

Возможность продления сроков вынесения постановления об административном правонарушении зависит от ходатайств участников и наличия веских причин. Это происходит не так часто. По своей инициативе судья может продлить конечные сроки рассмотрения, но не более чем на месяц. Для этого он должен вынести определение, соответствующее нормам закона.

Последствия нарушения сроков

Возбуждение дела об административном правонарушении

При несоблюдении сроков рассмотрения административного дела нарушаются не только нормы закона, но и право физического лица на защиту от посягательств других физических, а также юридических или должностных лиц на его права и интересы. Поэтому суд или иной рассматривающий такие дела орган обязан предпринимать все меры к устранению затягивания сроков.

При нарушении общих сроков проведения процесса действия должностного лица или судьи можно обжаловать в вышестоящей инстанции, подкрепляя свои доводы не только нормами законодательства, но и конкретными примерами.

Обратите внимание! Нередко загруженность судов приводит к увеличению ожидания времени для удовлетворения административных жалоб. Поэтому выбирать, каким образом поступить в этой ситуации, нужно каждой из сторон процесса, так как быстрота не всегда может привести к взвешенному и правильному решению.

Сроки давности

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Если, к примеру, по уголовным делам предусмотрены достаточно длительные сроки привлечения к ответственности, то в административном праве они максимально короткие.

По основным делам постановление соответствующим органом или судом выносится не позднее двухмесячного срока после совершения проступка.

В случае нарушения налогового или антимонопольного законодательства, законов, связанных с таможенным или валютным регулированием, закона о рекламной деятельности или о защите прав потребителей, а также в некоторых других областях привлечь к ответственности могут не позднее года после обнаружения правонарушения.

Таким образом, для основных видов административных дел предусмотрен общий срок проведения процесса и вынесения постановления, равный 15 дням. Максимум, на что может рассчитывать одна из заинтересованных сторон, — это 2 месяца с момента поступления документов для рассмотрения. Нарушение сроков можно обжаловать в вышестоящий орган.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/administrativnoe-pravonarusenie.html

Ссылка на основную публикацию