Установление вины в ДТП: как собирают доказательства и почему нельзя оставлять место аварии

Оказаться участником дорожно-транспортного происшествия может любой водитель. Большинство аварий решаются прямо на месте столкновения, когда стороны вызывают сотрудников ГИБДД, устанавливают виновного, получают все необходимые документы, а после обращаются в страховую, чтобы пострадавший смог получить свою выплату по страховке.

Однако в некоторых случаях разрешение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия возможно только в суде.Установление вины в ДТП, обоюдная вина

Это могут быть ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению относительно обстоятельств случившегося, или прибывший на место автомобильной аварии сотрудник ГИБДД не может определить виновника столкновения, так как участники ДТП не соблюли меры, предусмотренные ПДД (передвинули транспорт, не зафиксировали последствия происшествия на камеру).

Установление вины в ДТП в судебном порядке – популярный способ определиться, по чьей вине произошла авария. К сожалению, зачастую установить этот фактор иными способами не представляется возможным.

Как устанавливается вина в ДТП в судебном порядке

Конечно, большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит с участием адекватных водителей, которые стремятся как можно быстрее разобраться с этой проблемой, определить виновника столкновения и покинуть место автомобильной аварии.

Несмотря на то, что дача взятки должностному лицу строго наказывается, многие автомобилисты рискуют, а нечестные на руку полицейские этим пользуются. В результате, постановление об административной ответственности получает водитель, который никаким образом не нарушил Правила дорожного движения, и является пострадавшей стороной в этом происшествии.

Именно в этом случае необходимо определение вины в ДТП в судебном порядке. Решение, выданное судьей по результатам такого разбирательства, является окончательным и законным.

Еще одна ситуация, в которой для установления вины в ДТП необходимо обратиться в суд: когда оба участника аварии не могут самостоятельно определить виновника столкновения, из-за чего этого не может сделать и сотрудник ГИБДД (отсутствуют прямые указания на то, кто именно стал зачинщиком дорожно-транспортного происшествия, а участники и свидетели путаются в своих показаниях).

В этом случае также происходит установление вины в ДТП в суде, так как для определения виновника потребуется больше времени на сбор всех необходимых доказательств (проведение экспертиз и других исследований).

Основанием для обращения в суд может стать постановление ГИБДД о невозможности определить виновное лицо в совершении ДТП. Также бывает, что одна из сторон аварии не согласна с установленной степенью вины и требует провести разбирательство для объективного решения этого вопроса.

После изучения обстоятельств дела судья может назначить автодорожную экспертизу, в ходе которой исследуется состояние дороги и дорожных знаков на момент совершения ДТП. Дополнительно проводится трасологическая экспертиза. Она необходима для изучения оставшихся на дороге и транспортных средствах следов от аварии.

По итогам разбирательства суд выносит решение, которое может как отменить постановление ГИБДД, так и оставить его в силе.

Как происходит установление вины в ДТП на месте аварии

Если автомобилист понимает, что в дальнейшем ему придется много времени и сил потратить на установление своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии, он должен начать активно действовать сразу же после столкновения.

Если водителю удастся правильно выполнить все предусмотренные для такого случая действия, то если дело дойдет до судебного разбирательства, ему будет гораздо проще доказать свою невиновность. Если же первые доказательства данного события будут утрачены, то, в некоторых случаях, установить реальные обстоятельства случившегося будет невозможно.

Не оставлять место аварии

Прежде всего, водитель должен сохранять спокойствие. Чтобы в последующем доказать свою невиновность, автомобилист ни в коем случае не должен покидать место дорожно-транспортного происшествия. Делать это запрещено и по собственной инициативе, и по уговорам второй стороны.

В соответствии с нормами законодательства, за подобное нарушение Правил дорожного движения, водитель привлекается к административной ответственности. Помимо этого, такие действия могут быть восприняты как желание избежать наказания за ДТП.

По ПДД, водитель имеет право покинуть место дорожно-транспортного происшествия только в том случае, если ему необходимо доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, и он знает, что сможет сделать это быстрее скорой помощи (авария произошла на трассе, отсутствует возможность вызвать экстренные службы).

Кроме этого, у автомобилиста должна отсутствовать возможность отправить пострадавшего с другими водителями (нет машин, все отказываются).

Собрать доказательства

Установление вины в ДТП, обоюдная винаСледующий обязательный шаг – сфотографировать место дорожно-транспортного происшествия. Лучше всего сделать это сразу же после вызова на место столкновения сотрудников ГИБДД, ведь в этом случае на снимках буду запечатлены первые обстоятельства случившегося, что в дальнейшем может потребоваться для доказывания невиновности этого водителя.

По закону, такие материалы имеют юридическую силу только при условии, что они были собраны в течение 1 часа с момента инцидента.

Фотографировать место происшествия нужно со всех четырех сторон. Важно, чтобы на кадрах были видны номерные знаки всех транспортных средств, принявших участие в этом столкновении. Причем автомобили должны быть сфотографированы относительно крупных стационарных объектов, чтобы в случае судебного разбирательства удалось точно определить место столкновения.

Если в дальнейшем будет определение вины в ДТП в судебное порядке, важно, чтобы на фотоснимках были видны все осколки и детали транспортных средств, которые остались на дороге после дорожно-транспортного происшествия. В случае судебного разбирательства это позволит яснее увидеть всю картину произошедшего.

Собрать свидетельские показания

Конечно, по закону, сбором показаний свидетелей случившегося должны заниматься сотрудники дорожной инспекции, прибывшие на место происшествия. Но, как показывает практика, лишь малое количество очевидцев аварии соглашается ждать приезда инспекторов на вызов, ведь, как правило, это занимает несколько часов.

В этом случае автомобилисту необходимо взять с таких свидетелей письменные показания, которые в дальнейшем можно будет приложить к протоколу об автомобильной аварии, а также их личные данные. Данные потребуются в случае начала судебного разбирательства для определения вины водителя в ДТП. Только при наличии контактных данных таких свидетелей в дальнейшем можно будет пригласить в суд.

Что делать дальше

После сбора всех доказательств, автовладельцу потребуется только дождаться приезда на место столкновения сотрудников ГИБДД, которые также будут проверять обстоятельства произошедшего и определять виновника ДТП. При наличии каких-либо вопросов и спорных ситуаций, инспектора вызывают водителей в отделение на разговор.

Если даже после такого допроса полицейским не удастся определить виновника столкновения, установление вины в ДТП будет проводиться в судебном порядке.

Как происходит определение вины в ДТП в суде

Определение виновника ДТП в судебном порядке достаточно трудоемкая процедура, которая занимает у обеих сторон произошедшего много времени и нервов. Поэтому, по возможности, лучше попробовать решить этот вопрос на месте столкновения.

Если же по каким-либо причинам сделать этого не удается, автомобилист должен инициировать начало судебного разбирательства по этому делу, подав исковое заявление.

Стоит помнить о том, что подача иска необходима не только для того, чтобы установить реального виновника дорожно-транспортного происшествия, но и чтобы стребовать с него компенсацию.

Следовательно, к документам обязательно должны быть приложены неопровержимые доказательства того, что в результате столкновения пострадавшему был причинен вред, который он требует возместить за счет водителя, виновного в ДТП или за счет его страховой компании.

Правила составления искового заявления

При составлении искового заявления автомобилист должен придерживаться некоторых правил, в частности:

Установление вины в ДТП, обоюдная винаВ заявление обязательно должна быть вписана страхования компания, так как в этом случае она выступает в качестве соответчика по делу. Если не сделать этого, то сроки получения страховой выплаты могут увеличиться в несколько раз, ведь страховщик, чтобы сэкономить свои деньги, также будет оспаривать свою причастность к этому дорожно-транспортному происшествию.

  1. В соответствии с нормами законодательства, у автомобилиста есть всего 10 дней, чтобы подать свое исковое заявление в суд. В противном случае, определение вины в ДТП в судебном порядке так и не будет проведено, никто не будет привлечен к ответственности. А, значит, пострадавший автовладелец не сможет получить страховую выплату для восстановления своего поврежденного транспортного средства.

Какие доказательства предоставить суду

После того, как судья рассмотрит полученное исковое заявление и примет решение о целесообразности установления вины в ДТП в суде, отцу и ответчику придут повестки с указанием точного времени и места проведения заседания. Автомобилист обязательно должен присутствовать на таком разбирательстве, так как по закону, именно та сторона, которая не явилась на суд, автоматически признается виновником ДТП со всеми вытекающими из этого последствиями.

На судебное разбирательство истец обязательно должен предоставить доказательства своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии. Он может приложить к документам:

  1. Письменные показания свидетелей аварии. Лучше всего, чтобы очевидцы произошедшего присутствовали на разбирательстве и смогли дать показания самостоятельно прямо в зале суда.
  2. Доказательства, собранные автомобилистом, чтобы доказать свою невиновность в произошедшем. Это могут быть фото и видеозаписи, снятые на месте происшествия сразу же после инцидента, а также записи видеорегистраторов проезжающих мимо автомобилей.
  3. Заключение независимой экспертизы об определении реальной стоимости ремонта транспортного средства для устранения причиненных в результате столкновения повреждений.

Что делать, если не устраивает решение суда

По закону, если ответчик не является на судебное заседание, на котором происходит определение виновника ДТП в суде, он автоматически считается нарушителем, из-за которого произошла автомобильная авария.

Если автомобилиста не устраивает решение суда, в течение 10 дней с момента получения определения он может обратиться в суд вышестоящей инстанции для подачи апелляции.

В целом, установление вины в ДТП в суде сводится к тому, чтобы пострадавший смог получить компенсацию за причиненный в результате столкновения ущерб. Это может быть как компенсация от виновника дорожно-транспортного происшествия, так и от его страховой компании.

Установление вины в ДТП, обоюдная вина

Нужно ли обращаться к адвокату для определения вины в ДТП в судебном порядке

Большинство автомобилистов считает, что определение вины в ДТП в суде невозможно без привлечения к делу адвоката.

Как показывает практика, привлечение к разбирательству специалиста действительно полезно, так как это позволяет существенно сэкономить время истца. Так, к примеру, юрист поможет правильно составить исковое заявление и подготовить доказательства случившегося, чтобы у ответчика не было возможности сразу же их обжаловать, а судья быстро принял решение о виновности второго автомобилиста.

Стоит помнить о том, что обращаться в суд необходимо только в тех случаях, когда у водителя есть реальные доказательства своей невиновности. В противном случае определение вины в ДТП в судебном порядке может обернуться для него «боком», автовладелец только потратит свое время и деньги на различные судебные издержки.

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/ustanovlenie-viny-v-dtp-v-sudebnom-poryadke/

Обоюдная вина в ДТП: как получить компенсацию?

Для начала отметаем простые аварии, где все очевидно и нет спора о виновности. В большинстве столкновений виноват кто-то один. Водитель, к примеру, не заметил запрещающий сигнал светофора или прозевал знак «Уступите дорогу». Результат — столкновение. Тут вина именно невнимательного водителя.

Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.Сразу разобраться, кто здесь прав, а кто нет, невозможно. Бывает, что для определения виновника нужно провести трасологическую экспертизу.
Но бывает и так, что все участники аварии твердят о своей невиновности, а инспектор ДПС, приехав на место происшествия спустя час, вообще сразу не сможет разобраться, кто тут прав, а кто нет. В таких случаях назначают «группу разбора». И в том случае, если анализ материалов по ДТП позволяет сделать вывод, что нарушали Правила движения оба водителя, в Госавтоинспекции выносят постановление в отношении каждого участника.

Читайте также:  Замена паспорта при порче: как поменять документ и пошаговая инструкция, сумма штрафа

Вот типичный пример. Водители автомобилей не учли погодных условий и выбрали для движения слишком большую скорость. Виноваты, казалось бы, оба. Правда, на одном автомобиле была установлена летняя резина, что и сыграло решающую роль в столкновении.

По идее, пострадавший в аварии должен получить выплату по ОСАГО. Но каждый пострадавший является еще и виновником. Кто же кому будет этот вред возмещать?

Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?Обязанность выплаты лежит на страховой компании виновника. Размер ущерба определяется по специальным методикам. Но как быть, если виновниками являются оба водителя?

«…Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

В законе же об ОСАГО сказано следующее: страховые выплаты производятся с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована (пункт 22 статьи 12 Закона).

Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.Установить, кто из водителей нарушил ПДД, может помочь видеозапись с регистратора. Но не все участники движения пользуются этими помощниками.

Другими словами, участникам таких ДТП нужно обратиться в суд, где будет установлена степень вины каждого, и только после этого страховая компания выплатит деньги. Причем не в полном объеме. Суд, к примеру, может установить следующее.

Допустим, в аварии участвовали два автомобиля «А» и «В». У «А» ущерб на 100 тысяч рублей, у «В» — на 50.

Суд определил, что степень вины водителя автомобиля «А» (который не уступил дорогу) — 70 %, а у водителя автомобиля «В» (который ехал, допустим, с превышением скорости и не успел из-за этого остановиться) — 30%.

Получается, что водитель автомобиля «А» должен заплатить водителю автомобиля «В» 35 тысяч рублей (70% от 50 тысяч), а тот, соответственно, будет должен 30 тысяч (30% от 100 тысяч). Исходя из этого и будет произведена страховая выплата по ОСАГО.

Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.Типичный случай. Черный автомобиль начал выезжать на главную дорогу со второстепенной и не уступил дорогу синему. Синий успел вовремя затормозить и остановиться. А вот водитель автобуса среагировать вовремя не смог и въехал в синюю легковушку. С точки зрения Правил, виноваты водитель черного автомобиля и водитель автобуса.
Однако в большинстве случаев страховые компании выплачивают страховку и без судебных решений. В том же 22-м пункте статьи 12 Закона об ОСАГО сказано, что если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, страховые компании выплачивают возмещение в равных долях. Здесь по умолчанию принимается вина водителей 50 на 50. Если брать за основу приведенный выше пример, то водитель автомобиля «А» может рассчитывать в этом случае на выплату 50 тысяч рублей страхового возмещения, а водитель автомобиля «В» — 25 тысяч.

Причем отказать в выплате половины стоимости ремонта без определения степени вины судом страховая компания не вправе. Эта позиция Верховного суда, которая закреплена в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2.

 А вот если выплаченной суммы, на ваш взгляд, не хватает и вы убеждены, что степень вины второго участника намного больше, тогда и нужно обращаться в суд. Если в суде будет подтверждена ваша позиция, со страховой компании суд взыщет недостающую сумму в вашу пользу. При этом никаких неустоек и штрафов получить от страховой компании не получится.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/907579-oboyudnaya-vina-v-dtp-kak-poluch/

Степень вины участников дтп определяет суд

В былые времена у сотрудников автоинспекции были законные полномочия выносить приговоры автомобилистам. Тогда попадающим в аварии водителю выдавали справку о том, что он признан виновником ДТП, а после этого автомобилист сам принимал решение об обращении в суд или в добровольном порядке возмещал нанесенный ущерб.

Позднее в КоАП внесли коррективы, действующие и в 2018 году. Они основываются на том, что определением вины в ДТП занимается суд. На практике изменения не так значительны, как можно представить.

Автоинспекторы по-прежнему выписывают справки об аварии, однако о вине водителя они ничего не говорят.

Протокол теперь является исключительно документом о нарушении ПДД автомобилистом, а его всегда можно оспорить.

Как происходит установление вины в ДТП, обоюдная вина водителей которого еще не доказана

Установление виновника ДТП возможно несколькими способами. О них мы рассказали подробно в соответствующей статье. Это и работа органов ГИБДД, и подача искового заявления в суд.

В случае, когда авария имела место быть из-за обоюдной вины водителей, органами ГИБДД выдается справка о ДТП (в которой, кстати, про вину нет ни слова, а только фиксация нарушений).

А также постановления по делу об административном правонарушении. Нередко вручается определение об отказе в возбуждении дела.

Потому что показания водителей и свидетелей противоречивы и вина не может быть установлена.

С указанными документами каждый из водителей с заявлением о прямом возмещении ущерба (в случае оформления ОСАГО) обращаются в свою страховую компанию. Ведь ОСАГО – страхование автогражданской ответственности.

А значит, каждый из водителей имеет право получить выплату, размер которой определяется в зависимости от степени вины и оценки причиненного ущерба. Разумеется, выплата не может превышать установленного лимита.

Страховая компания после получения документов, которые водитель оформил после того, как попал в ДТП, производит оценку ущерба, определяет степень вины и выплачивает страховую выплату.

Именно потому, что исходя из документов, составленных сотрудниками полиции, степень вины не устанавливается (только решением суда), обращение в суд в таких ситуациях практически неизбежно. Ведь в силу п. 22 ст.

12 Закона об ОСАГО, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, страховая компания обязана возместить вред в равных долях (50%).

При полном отказе от выплаты подайте жалобу на страховую компанию.

Порядок установления вины водителя в ДТП в каждом случае приблизительно одинаков. Процедура выполняется по следующему алгоритму:

  • Группа разбора устанавливает водителя, нарушившего правила дорожного движения.
  • По этому факту выносят постановление, а справки получают оба участника ДТП. Виновника аварии в них не указывают, а лишь обозначают нарушителя ПДД.
  • На нарушителя согласно КоАП на 2018 год накладывают штрафные санкции.
  • Иногда после разбора ДТП оказывается, что оба водителя невиновны в ситуации, а дело прекращают по статье 24.5 из КоАП. Штрафы никому не назначают, а участникам ДТП на руки выдают справки в виде постановлений об отсутствии виноватых.
  • Если один из водителей не согласен с вынесенным постановлением, его можно оспорить через суд, определив реального виновника аварии.
  • К исковому заявлению для суда нужно приложить постановление автоинспекции и пакет документов, доказывающий нанесенный ущерб, доказательства вины/невиновности.
  • Суд занимается разбирательством, а при необходимости требует передачу вех материалов из ГИБДД по официальному запросу.
  • Суд вправе не соглашаться с принимаемым автоинспекцией решением об отсутствии виновников. После этого должно назначаться дополнительное расследование, экспертизы и опросы очевидцев.
  • По результатам экспертизы и расследования происходит новое определение степени вины при ДТП в суде.
  • С решением суда водители отправляются в страховую компанию.
  • Если суд признает обоюдную вину участников аварии, у обоих водителей будет право на частичное возвещение нанесенного материального ущерба.

Предлагаем ознакомиться  Как определить лицевой счет по кварплате

Как видите, все достаточно просто на словах, однако на деле установление степени вины автомобилистов в ДТП – это сложный и длительный процесс. В сложных ситуациях рекомендуется обращаться к юристам, специализирующимся на подобного рода делах.

Источник: https://judoperm.ru/stepen-viny-uchastnikov-opredelyaet/

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Правовое регулирование

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Читайте также:  Судебные экспертизы: заявления и правила назначения, какие типы проверок назначаются судом?

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.

  • Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.
  • К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.
  • Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Источник: https://avtoyurist.org/dtp/oboyudnaya-vina-pri-dtp/

В каких случаях наступает обоюдная вина при дтп и какие она несёт за собой последствия для участников аварии

Наверняка вы слушали такое выражение, как обоюдная вина при ДТП. Но знаете ли вы, когда она наступает и чем грозит такая ситуация? Если нет, то сейчас я вам расскажу. Сразу замечу, что ситуация это всегда непростая, и имеет очень неприятные последствия для всех участников аварии.

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица.

Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении.

В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в дтп

Автоинспекторы не могут установить вину в ДТП. Они лишь фиксируют нарушение ПДД. А вину в ДТП может быть установлена только судом. Но если нарушение было со стороны только одного водителя, то признаётся виновным он один. Впрочем, это можно оспорить.

Когда нарушение ПДД не приведёт к обоюдной вине

Если были нарушения со стороны обоих участников, то считается, что оба они виновны в равной мере. Для определения конкретной степени вины необходимо судебное разбирательство, ведь человек может быть виновным в несоблюдении правил движения, но невиновным в совершении ДТП.

Яркий пример – когда в авто, водитель которого пьян или не застраховал своё авто, но при этом не нарушал другие пункты ПДД, и, например, стоял на светофоре, врезается из-за превышения скорости или несоблюдения дистанции другая автомашина. Хотя оба водителя нарушили правила, но нарушения со стороны первого водителя не послужили причиной аварии, следовательно, об обоюдной вине речь идти не может. В данном ДТП виноват только второй водитель.

Поэтому важно установление не только факта совершения действий, нарушающих ПДД, но и их причинно-следственной связи с конкретным происшествием. Когда же нарушение правил движения обоими водителями стало причиной ДТП, можно говорить об обоюдной вине.

Когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым

Стоит отметить каверзный пункт 10.1 ПДД, который устанавливает, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей контролировать ситуацию, а при опасности тормозить вплоть до остановки.

Когда водитель не смог предотвратить аварию торможением, хотя имел техническую возможность сделать это, его действия (бездействия) считаются причиной происшествия, следовательно, он также признаётся виновником ДТП, и несёт ответственность за последствия, даже если второй участник явно нарушил правила. Поэтому будьте внимательны и аккуратны на дороге.

А если вы попали в ситуацию, что вас считают виновным из-за неправильно выбранной скорости и недостаточного торможения, необходима тщательная экспертиза, которая должна точно установить, мог ли предотвратить столкновение управлявший автомобилем. В подобных случаях счёт идёт на сантиметры!

Видеопример аварии с обоюдной виной

Вот видеозапись ДТП, в котором была признана вина обоих водителей.

Как вы могли увидеть, управлявший «Газелью» не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущество (движущемуся по главной дороге), а водитель легковушки совершил обгон с нарушением правил движения. Таким образом, в сложившейся ситуации виновны оба участника.

Как доказать обоюдность вины

Как уже я говорил, виновность в совершении аварии устанавливает суд в процессе разбора происшествия. Но по умолчанию считается, что все, кто нарушил ПДД, являются виновниками. Поэтому если в документах о ДТП не определена виновность каждого из участников или указана их обоюдная вина, но вы не считаете её равной, необходимо обращение в суд.

Читайте также:  Лишение права наследства: порядок и процедура, что это такое?

Но иска по определению виновника в ДТП не предусмотрено. Степень вины может быть определена только в процессе разбирательства по иску к лицу, нанёсшему вред, о взыскании ущерба, в котором надо указать просьбу определить степень виновности. В качестве ответчиков необходимо указать не только второго участника происшествия, но и его страховщика, так как они оба обязаны возмещать вам ущерб.

Как вести себя в суде

В судебном процессе определяющее значение будет иметь обоснованность представленных стороной доводом в свою пользу, активность и правильность действий. Поэтому активно участвуйте в разбирательстве. Возможно, нелишним будет обратиться к опытному адвокату за помощью.

Для определения степени виновности потребуется предоставление как можно более обширных материалов по ДТП. Скорее всего, потребуется проведение трасологической или иной автотехнической экспертизы.

Если всё сделаете правильно, суд установит меру вины всех участников аварии, а на основании этого, определит размер положенной вам выплаты.

Кто платит за причинённый ущерб

Так как при обоюдке каждый из водителей является и пострадавшим и потерпевшим, то все они могут получить компенсацию ущерба, но вместе с тем и обязаны возместить вред, нанесённый другим участникам. Если ответственность участников застрахована, то возмещать вред страховая компания по «автогражданке» возместить только ту часть ущерба, в которой виновен её страхователь.

Если же у кого-либо автовладельцев нет полиса ОСАГО, решение о возмещении вреда необходимо принять по взаимной договорённости, или добиваться возмещения через суд.

Так как по ОСАГО страхуется только гражданская ответственность владельца ТС, следовательно, платят только потерпевшему, то от определения меры вины в ДТП будет зависеть кому и сколько выплатят по «автогражданке».

Как рассчитывается сумма возмещения

Согласно п. 22 статьи 12 Закона «Об ОСАГО» страховые компании будут выплачивать потерпевшим возмещение ущерба пропорционально размеру вины их страхователя. Для расчёта СК используют степень вины, определённую судом, а если судебного решения на счёт этого нет, то степень виновности признаётся равной.

Примечание. Если вина (заметьте, вина, а не степень вины) ни одного из водителей не установлена, то выплаты не будет.

То есть, если водитель признан виновным на 70%, то ему выплатят только 30% от суммы понесённого им ущерба (разбил машину на 100 000, заплатят 30 000), а второму участнику (который виноват, соответственно, на 30%), выплатят 70% от суммы, требуемой согласно страховому законодательству на ремонт его авто (например, на восстановление требуется 40 000, СК выплатит 28 000).

Примечание. Независимо от того, кем именно нанесён вред, ответственность за него несёт виновный в аварии водитель. Это относится к случаям, когда в результате столкновения машина невиновного в ДТП автолюбителя ударяет третий автомобиль.

Право выбора вида возмещения при обоюдке в 2017 году

Для урегулирования убытков по договорам ОСАГО, заключённым после 27 апреля 2017 года, то есть после вступления в силу новых поправок, обоюдная вина станет обоснованием получения денежного возмещения вместо ремонта. Выплата будет рассчитываться так же, как написано выше, с учётом износа.

Если же потерпевший, признанный частично виновным, захочет всё-таки восстанавливать своё ТС по натуральному возмещению убытков, ему придётся доплатить соразмерно со своей виновностью. То есть если ремонт на 50 000 р., а водитель на 50% виновен в аварии, 25 000 р. ему придётся оплатить автотехсервису из своего кармана.

Но во многих случаях это всё равно останется выгодным предложением, так как в случае выплаты деньгами участник аварии с обоюдной виной получит тоже только половину (или иную часть, смотря по виновности), но с учётом износа, что зачастую серьёзно снижает размер возмещения.

Как получить выплату по страховке ОСАГО

Если виновников дорожного происшествия несколько, то потерпевший может обратиться за выплатой к страховщику любого из них.

Страховая компания возместит ему весь, положенный к компенсации по ОСАГО, вред, а потом будет сама разбираться, сколько она заплатила за своего страхователя, сколько за чужого. И взыскивать по регрессу с «чужих» виновников (или с их страховщиков).

Процесс получения выплаты

Если вас и второго участника аварии устраивает получение половины от необходимой на восстановление суммы (определяемой, естественно, по единой методике) или оплата половины стоимости ремонта в СТО, в суд можно не обращаться, тем более если сумма ущерба незначительна. В таком случае отправляйтесь в страховую сразу как получите документы от ГИБДД, в которых указаны нарушения со стороны каждого из водителей.

Если вас не устраивает вина 50/50, то для получения выплаты необходимо:

  1. уведомить страховщика о случившемся ДТП;
  2. дождаться решения суда, который точно установит меру вины каждого участника;
  3. получить возмещение по постановлению суда или в обычном порядке, но в размере, пропорциональном степени виновности других участников.

Стоит заметить, что судебный процесс обычно занимает несколько месяцев, но, как правило, соотношения виновности, заданного по умолчанию он не меняет. Поэтому в суд обращаться стоит, когда:

  • нет ни одного виновника по мнению автоинспекции;
  • преобладающая мера вины одного из участников очевидна или легко доказываема;
  • ущерб серьёзный, поэтому получения максимально возможного страхового возмещения имеет большое значение.

Если страховая не хочет платить

Но иногда СК отказывает в возмещении, когда речь заходит об обоюдной вине. Если она не приводит незаконных обоснований, требуйте от неё выплаты сначала в досудебном порядке, а потом и через суд.

Получить выплату по каско

Со страховкой по каско всё намного проще. Там для восстановления автомобиля средствами страховщика достаточно лишь предоставить документы, подтверждающие факт аварии, виновность страхователя не имеет значения.

Статья в тему: Как получить выплату по КАСКО: подробная пошаговая инструкция + разбор всех возможных вариантов

Тут следует вспомнить о суброгации с виновника ДТП. Так как по каско виновность страхователя не учитывается, то с причинителя вреда страховая компания, восстановившая автомобиль, потребует полностью оплатить стоимость ремонта авто страхователя.

Статья в тему: Что такое суброгация по ОСАГО с виновника ДТП: как ее избежать + судебная практика

Расширенное страхования ответственности

В случае с обоюдной виной на помощь может прийти добровольная «автогражданка». Точные условия выплаты должны быть прописаны в договоре, так как законы по ОСАГО не распространяются на ДСАГО. Но в любом случае это будет дополнительным источником покрытия ущерба, причинённого потерпевшим лицам.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Если в аварии нет пострадавших и обстоятельства происшествия, в том числе, и кто насколько виновен не вызывают разногласий у участников происшествия, они вправе не вызывать сотрудников автоинспекции, а:

  • оформить Европротокол сами;
  • оформить ДТП в ближайшем отделении ГИБДД;
  • ничего не оформлять официально.
  • Статья в тему: Можно ли уехать с места ДТП и ничего не нарушить при этом?
  • В случае с обоюдной виной первый вариант не подходит, так как Европротокол предусматривает виновность только одного водителя.
  • Второй вариант, в принципе, имеет право на жизнь, но заметьте, что разногласий между водителями по поводу вины быть не должно, а в случае с обоюдной виной это бывает крайне редко.

Ну а если все попавшие в ДТП стороны решают не оформлять происшествия, так как понимают каждый вину за собой и при этом пострадавших людей нет, они на законных основаниях могут разъехаться. Никакого наказания за то, что уехали, в таком случае не будет.

Только обязательно напишите расписки о взаимном отсутствии претензий! Иначе можно оказаться на 100% виноватым в аварии, да ещё и лишиться прав за оставление места ДТП. Почему это возможно и другие подробности о покидании места происшествия водителями по обоюдному согласию читайте в статье: Какие последствия могут быть, если оба водителя покинули место ДТП, и как их избежать.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Если пострадал только пассажир

А вот если пострадало лицо, которое невиновно в аварии, например, пассажир, то одинаковое наказание за причинение травм или смерти по неосторожности понесут все виновники.

Но не забывайте, что нарушение ПДД водителем должно быть причиной происшествия. Только при этом условии он становится виновным в случившемся.

Судебная практика

Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.

Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.

А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.

Полезные советы

  • добивайтесь признания второго участника виновным на 100% в суде, если вы не считаете, что нарушение вами ПДД стало причиной аварии;
  • необходимо указывать страховую компанию в качестве соответчика наравне с виновником в иске о возмещении вреда, в процессе разбирательства по которому будет установлена мера вины каждого участника;
  • добивайтесь признания вины хотя бы поровну, так как если не будет определён ни один виновник, не будет никакой выплаты по ОСАГО.

Подведём итоги

  • обоюдная вина – когда все участники аварии виновны в том, что она произошла;
  • важна причинная связь нарушения ПДД с аварийной ситуацией, а не факт правонарушения в области правил движения;
  • все виновники несут административную или уголовную ответственность в ДТП с пострадавшими, независимо от степени вины;
  • страховую выплату по «автогражданке» потерпевший получит пропорционально вине застрахованного виновника;
  • точную меру вины устанавливает суд, но, как правило, он решает, что вина всех участников равна, что, впрочем, принято по умолчанию.

Обоюдная вина в аварии – неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несёт ущерб, во-вторых, должен отвечать за причинённый другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/oboyudnaya-vina-pri-dtp-kogda-voznikaet-i-k-chemu-privodit.html

Ссылка на основную публикацию