Авторские права: что такое, защита и интелектуальное право

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора.

При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения.

Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Авторские права: что такое, защита, интелектуальное право

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности.

Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации.

Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем.

В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения.

Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы.

Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

Авторские права: что такое, защита, интелектуальное право

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности.

В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору.

Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом.

Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной.

Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами.

Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств.

Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Авторские права: что такое, защита, интелектуальное право

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание.

Читайте также:  Претензия в интернет-магазин: образец и пример составления документа

Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность.

Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки».

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: https://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

Интеллектуальная собственность: авторское право, основные положения

Авторские права: что такое, защита, интелектуальное право Защита авторских прав сегодня является одной из наиболее актуальных тем в гражданско-правовом обороте. О том, что такое интеллектуальная собственность, что относится к объектам интеллектуальной собственности, и как защитить свои авторские права мы подробно расскажем в нижеприведенной статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

В гражданском законодательстве РФ существует такое понятие, как интеллектуальная собственность, под которым предполагается совокупность личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, принадлежащих автору, а также его наследникам или другим гражданам и юридическим лицам по закону или на основании договора. Интеллектуальная собственность имеет важное значение в постоянно расширяющемся списке сегментов в областях IT–технологий, науки, техники, литературы и искусства. Огромный поток информации, который каждый день воспринимается интеллектом человека, в обобщенном и переработанном состоянии дает в результате самые неожиданные идеи и предложения, способные значительно улучшить экономические и производственные показатели. В свою очередь, обладание уникальными потребительскими качествами, основанными на патентовании объектов промышленности и патентных исследованиях, может служить основанием для реализации конечного продукта на рынке по более высокой цене.

Интеллектуальная собственность в России – основа конкурентной способности не только выпускаемой продукции, но и конкурентных преимуществ национальной экономики в целом.

В отличие от права собственности и иных вещных прав, права на интеллектуальную собственность территориально ограничены и носят срочный характер.

Сроки действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности устанавливаются Гражданским кодексом РФ и иными законодательными актами, которыми регулируются отдельные виды определенных объектов. По истечении установленного срока исключительные права могут быть использованы без согласия на то правообладателя и уплаты вознаграждения.

Однако, стоит отметить, что личные неимущественные права создателей объекта интеллектуальной собственности должны соблюдаться в полном объеме, так как они являются неотчуждаемыми и действуют бессрочно.

Правовая система интеллектуальной собственности

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации, классифицируются определенной системой, основанной на законодательных актах и международных договорных обязательствах. Данная система базируется на нескольких основных принципах:

1. Принцип дуализма — нематериальные объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в конечном продукте. Принцип дуализма включает два следствия для материальных объектов (товаров):

  • когда правообладатель нематериального объекта является его собственником, но при этом он не является собственником продукта, воплощенного в данном объекте;

К примеру, заключение договора с автором книги на ее издание является своего рода сделкой, в результате которой автор передает издательству свое исключительное право, а последний, в свою очередь, становится собственником произведения.

  • когда собственник продукта не является собственником интеллектуальной собственности, воплощенной в данном нематериальном объекте;

К примеру, книга, приобретенная в торговой сети, становится собственником покупателя, но при этом он не будет являться собственником объекта интеллектуальной собственности.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону
+7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Важно заметить, что гражданским законодательством разрешено использование продукта интеллектуальной собственности, но при этом, запрещено использование объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в продукте.

К примеру, приобретение антивирусной программы дает право установки ее на свой компьютер, но вместе с тем, не допускает копирование и продажу другим лицам.

2. Принцип исчерпания права на распространение объектов интеллектуальной собственности. Исключительное право, дающее право на использование объекта интеллектуальной собственности, базируется на:

  • право на воспроизведение – исключительное право на копирование и изменение конечного продукта, воплощающего объекты интеллектуальной собственности;
  • право на распространение — это исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты интеллектуальной собственности.

К примеру, если автор книги передал по договору свои права издательству, то его право на распространение этой книги было исчерпано.

3. Принцип ограничения права интеллектуальной собственности – находящееся в свободном доступе использование объекта интеллектуальной собственности, не требующее согласия правообладателя и не являющееся нарушением закона.

К примеру, цифровые копии книг, предлагаемые в Интернете, или обратимый технологический анализ.

Важно! Использование третьими лицами трудов интеллектуальной деятельности, которые являются объектом исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя.

В гражданском праве выделяют несколько групп объектов интеллектуальной собственности:

  • авторские и смежные права (научные, литературные и художественные произведения, компьютерные программы, базы данных и т.д.);
  • объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства);
  • средства индивидуализации (работы, услуги, товарные знаки, фирменные наименования/бренды, знаки обслуживания);
  • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).

В этой статье мы более подробно остановимся на группе интеллектуальной собственности – авторское право.

Понятие, объекты и субъекты авторского права

Авторское право является основой гражданско-правовых отношений по использованию произведений науки, литературы и искусства, возникающих вследствие создания произведения автором.

Авторское право регулируется Гражданским кодексом РФ и в объективном смысле предполагает совокупность норм гражданского права, на основании которых признается авторство и возникают гражданско-правовые отношения по охране произведений науки, литературы и искусства, наделению авторов этих произведений имущественными и неимущественными правами, защите прав авторов и иных правообладателей, а также определению режима использования авторских продуктов. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ любое творческое произведение может быть защищено авторским правом, независимо от его достоинства и назначения. Однако, стоит отметить, что правовая защита данному произведению может быть предоставлена только в случае выражения его в какой-либо объективной форме.

Показателем творческого характера является оригинальность и новизна произведения, и как свидетельствует арбитражная практика, исключительные права автора не распространяются на произведения, в содержание которых включены неоригинальные элементы.

Согласно п. 3 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ в обширный перечень объективных форм произведения также входят:

  • устная (публичное произнесение, исполнение и др.);
  • письменная (машинопись, рукопись, нотная запись и др.);
  • аудио- и видеозапись (цифровая, механическая, магнитная и др.);
  • объемно-пространственная (макеты, сооружения, скульптуры, модели и др.)

Объективная форма произведения может быть выражена посредством материальных носителей (бумага, диск, USB-носитель и другое). Также стоит отметить, что практически на все материальные носители распространяется вещное право — право собственности. В п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ представлен полный перечень объектов авторского права, где, кроме основных групп, отмечены:

  • производные произведения — самостоятельные авторские работы, которые органически связаны с другими произведениями и являются их внешней формой (обзоры, аннотации, резюме и другие переработки);
  • составные произведения – авторские работы, представляющие собой результат интеллектуального труда касаемо подбора и публикации материала (базы данных, сборник и т.д.).

Гражданским законодательством также определены объекты, которые не наделяются авторским правом, это:

  1. различные официальные документы, в т.ч. законы, судебные решения, административные документы и их официальные переводы;
  2. государственные знаки и символы, в частности, гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.;
  3. сведения о произошедших фактах и событиях, которые носят информационный характер;
  4. произведения, которые являются результатом народного творчества.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

При этом, объектом их правовой охраны являются формы произведения, а автор не приобретает исключительных прав на использование темы, то есть другие лица вправе создать собственное произведение, используя тот же сюжет. Защита авторского права зависит также и от места обнародования творческих произведений и гражданства их автора. Так, в соответствии со ст.

1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные или необнародованные произведения, которые находятся в любой из объективных форм на территории РФ, при этом не учитывается гражданство авторов или их правопреемников.

В случаях нахождения обнародованного или необнародованного произведения за пределами РФ – авторское право распространяется только на авторов и их правопреемников — граждан России. Авторское право граждан других государств регулируется международными договорами.

К субъектам авторского права относятся авторы/соавторы произведений науки, литературы и искусства или их правопреемники (в т.ч. наследники или лица, которые получили исключительные права на основе авторского договора), а также иные лица, приобретшие авторские права по закону или договору. На основании п. 4 ст.

1259 ГК РФ авторское право, возникшее у создателя произведения, не требует регистрации. Однако, при этом, любой владелец авторских прав может осуществить регистрацию своего произведения в нотариальном органе и Российском авторском обществе. Каждый обладатель авторских прав может использовать знак охраны авторского права (копирайт), который размещается на каждом экземпляре произведения и включает в себя три элемента:

  • латинская буква «С» в окружности © Copyright;
  • имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав;
  • год первого опубликования данного произведения.
Читайте также:  Претензия о расторжении договора

Отметим, что знак «копирайт» не имеет правовых последствий, однако, он информирует других пользователей о наличии обладателя исключительных прав на данное произведение.

В случаях, если произведение является результатом совместного творческого труда при участии более 2-х лиц, оно принадлежит всем соавторам, независимо от его целостности (ст. 1258 ГК РФ).

Вместе с тем, каждый из соавторов имеет право использовать по своему усмотрению созданную им часть произведения с самостоятельным значением, при этом право на использование этого произведения целиком принадлежит совместно всем соавторам, правоотношения между которыми определяются соответствующим соглашением.

В случаях, когда произведение, созданное соавторами, является неразрывным целым, ни один из соавторов не имеет права запретить использование этого произведения.

Авторы сборников (составители) на основании п. 2 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на результат их творческого труда, в частности, подбор и публикацию составного произведения.

Составитель может использовать свое авторское право при условии соблюдения им прав всех авторов, произведения которых включены в сборник составителя, при этом авторы вправе использовать свои произведения по своему усмотрению.

Авторское право составителя не может воспрепятствовать другим лицам создавать собственные составные произведения с использованием тех же материалов.

Издатели энциклопедий и словарей, газет, журналов, периодических и продолжающихся сборников научных трудов в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ приобретают исключительные права на использование таких изданий. Кроме того, издатель имеет право указывать свое наименование, независимо от использования издания.

Переводчики и авторы иных производных произведений на основании п. 1 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на переводы, переделку и иные виды обработок материалов, и при этом, их авторское право не может препятствовать другим лицам осуществлять переработку тех же материалов.

Авторское право на аудио- и видео- произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ принадлежит:

  • автору сценария;
  • режиссеру-постановщику;
  • автору музыкального произведения, композитору.

Заключение договора на создание индивидуального произведения предполагает передачу от автора продюсеру исключительных прав публичное распространение этого произведения в любых его формах, если иное не предусмотрено договором (ст. 1240 ГК РФ). При этом изготовитель произведения (продюсер) вправе указывать свое имя при использовании данного произведения.

Произведение, которое было создано в ходе исполнения служебных обязанностей, охраняется авторским правом, принадлежащим на основании п. 1 ст. 1295 ГК РФ автору служебного произведения. При этом, работодатель приобретает исключительные права на использование данного служебного произведения с правом указания наименования своей организации.

Защита авторских прав

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ защиту гражданских прав осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражный и третейский суды. Дела по защите авторских прав чаще всего рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Владелец исключительных авторских прав вправе подать в суд иск, которым он требует от нарушителя незамедлительного прекращения правонарушающих действий и возмещения причиненных убытков.

Также истец вправе потребовать взыскать с нарушителя доходы, полученные им в результате незаконного использования авторских прав, выплаты компенсаций в размерах, установленных законом, и уничтожения всех экземпляров произведения, которые были изданы незаконным

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/intellektualnaya-sobstvennost-avtorskoe-pravo/

6 способов защиты авторского права

Обучающая платформа LendWings готовится к совместной работе с одним правильным Бизнес-Ангелом из Беларуси и мы решили перенести запуск на 1-е сентября, чтобы MVP не был в совсем сыром состоянии.

Ближе к запуску, мы обязательно расскажем про весь процесс оформления наших отношений с инвестором и участниками команды, опишем как решали проблемы и готовили проект. Перед включением боевого режима, я расскажу о нескольких интересных курсах и авторах, с которыми мы планируем работу. Начну с довольно простого, но актуального материала. Речь пойдет о бесплатном курсе по защите интеллектуальной собственности.

Лен Смит (Len Smith) — владелец компании Copyrighting On Demand, специалист по защите авторских прав, копирайтингу и продажам в сети. Лен Смит – профессионал с 20-ти летним опытом, тренер по продажам для многих стартапов, а также партнер и друг крупнейших мировых компаний. Среди его клиентов – Vodafone, The Financing Leasing Association, Lloyds и многие другие.

В своем курсе “Защита интеллектуальной собственности” он раскрывает основные приемы защиты и дает несколько интересных советов. Я попрошу Хабр ознакомиться с превью и несколькими главами из курса, которые были переработаны автором специально для LendWings и переведены нашей командой. Я постарался выбрать самое интересное, а весь курс целиком будет доступен на нашей платформе в бесплатном доступе. Надеюсь, вы найдете для себя полезную информацию. Я должен еще раз подчеркнуть, что все изложенное мною – это лишь исключительно мое мнение и основано на моем личном опыте в этой сфере. И эта информация практически бесполезна для тех, кто юридически подкован. Но, как мы знаем, таких людей на практике очень мало. Мои лекции это лишь краткий, но легко усваиваемый курс по защите ваших прав. А еще я использую приемы, которые не подскажет вам ни одна юридическая компания в мире.

Авторское право защищает продукты интеллектуального труда: контент вебсайта, программное обеспечение, кино, аудиозаписи, статьи, художественные и научные работы. Авторское право не позволяет другим людям использовать продукт вашей творческой деятельности без вашего разрешения. Оно позволяет вам требовать плату за право использования вашего продукта. Исключения 1. Идеи (сюжет романа) 2. Чистые факты 3. Все, что не зафиксировано (находится в чьей-то голове, и не сохранено на носителях информации) 4. Короткие названия: имена, заглавия, или маркетинговые лозунги Чтобы защитить вашу работу авторским правом не нужно никаких длительных приготовлений, как в случае с патентом. Вы просто должны сохранить вашу работу на любом материальном информационном носителе и использовать следующую подпись после любой вашей работы:

Казалось бы все просто. Но обратная сторона медали заключается в том, что доказать именно ваше авторство крайне сложно. Я бы хотел поделиться несколькими советами, которые могут быть вам полезны: Этот прием я назвал так, потому что он крайне прост и работает практически в любом уголке мира. Везде, где есть государственная почта. Обратите внимание, что частная компания уже не будет таким неопровержимым доказательством. Вы берете плод своего интеллектуального труда, указываете нужную символику защиты авторских прав, относите на почту на любом информационном носителе, желательно как можно более долговечном, покупаете конверт и … отправляете письмо самому себе. На вашем конверте будет стоять штамп почтовой службы с датой. Этот конверт будет являться неопровержимым доказательством вашего авторства в любом суде мира, в то время как тяжбы по похищению интеллектуальной собственности с веб-сайтов могут длиться годами. В нашем обществе авторитет порой значит больше, чем доказательства. Если вы работаете с крупным заказчиком, или у вас есть дядюшка в Вашингтоне, то их свидетельства и поддержка в вашем деле против злоумышленников могут быть очень важны. В роли влиятельного знакомого может выступить любой человек со связями, который располагает сведениями о вашей причастности к продукту интеллектуального труда. Данный метод не совсем честный с правовой точки зрения, но эффективный. Я раскрою вам данный способ, рассказав небольшую историю: Однажды, серфя по интернету я наткнулся на свой сайт. На нем были мои материалы, мои услуги и продукты и даже моя фотография. Но другое доменное имя и другие реквизиты. Я начал «копать»: нашел один из электронных ящиков моего противника, нашел контакты его хостера и платежных систем, которые использовал злоумышленник, но на мои письма и требования никто не отреагировал. Такое бывает, если злоумышленники используют откровенно пиратских абузоустойчивых хостеров. Я понял что ситуация практически тупиковая. И вот что я предпринял: 1. Я составил письмо со всеми требованиями “закона об авторском праве в цифровую эпоху” (dmca). Письмо было подписано мной, заверено, обосновано и содержало контактную информацию. 2. Я подделал в фотошопе письмо от влиятельной американской правительственной организации, в котором говорилось, что некоторые материалы, размещенные на моем сайте, в частности, статьи для правительственных сайтов, могут быть искажены и использованы злоумышленниками во вред национальной безопасности. И теоретически это могло быть правдой. 3. Я передал информацию в платежную систему, которую использовал пират, вместе с поддельным скриншотом ответа хостера. 4. Дождался испуганной реакции платежной системы и отправил материалы вместе с “чистым” ответом платежной системы — хостеру. 5. Написал на личный ящик злоумышленника, что его кошельки арестованы, и можете не обращаться за помощью к хостеру, потому что даже удаление материалов, не спасает ситуацию. 6. Далее я написал еще одно письмо хостеру, в котором я сослался на закон, который не освобождает от ответственности, если нарушитель удалит материалы, с припиской, что единственным выходом из ситуации будет полное удаление веб-сайта. 7. На следующий день сайт перестал существовать. В своих подделках я использовал измененные названия правительственных организаций и их символики, поэтому меня было нельзя уличить в подделке официальных документов. Я был защищен, и при этом, создал достаточно правдоподобную легенду, которой вполне хватило, чтобы убедить хостера закрыть сайт и платежную систему — кошельки своего клиента. Прошу заметить, что в случае борьбы против злоумышленника, который размещает свой сайт на сервере “белой” хостинг компании, вам достаточно пройти первый пункт и ваши требования будут обязаны выполнить. Что такое ISBN? Это международный стандартный книжный номер. Это официальная, международно-признанная форма регистрации, которую используют издатели, книготорговцы и библиотеки для заказа, составления списков и складского учета. По сути это просто инвентарный номер. Но я знаю некоторых самоиздающихся писателей-романистов, которые защищали свои работы при помощи этого номера. В большинстве стран не существует государственных и или полугосударственных органов, регистрирующих авторские права. Исключением являются Соединенные Штаты Америки. У них есть сайт www. сopyright.gov

Читайте также:  Уведомление Роспотребнадзора о предпринимательской деятельности: описание документа

В Великобритании есть ведомство интеллектуальной собственности — www.ipo.gov.uk — это невероятно полезный сайт, но он не выполняет функции регистратора.

Есть много независимых коммерческих организаций, которые вы можете найти в интернете, которые предлагают выступить в качестве регистратора ваших авторских прав за небольшую плату. Некоторые называю себя официальными организациями, используя в названии своей компании слово «Авторитет», а некоторые даже не просят вас выслать им копию вашей работы – от вас требуется регистрация и оплата. Последним, я бы не стал доверять. Если вы решили заручиться поддержкой он-лайн регистратора, я советую вам проверить гарантии, которые они предлагают. Стоить такая услуга вам будет примерно 50-60 долларов за пять лет регистрации. И по сути, их работа заключается в том, чтобы по первому вашему требованию приступить к работе по первым трем, вышеописанным пунктам.

6. Специализированные онлайн сервисы

В связи с ростом популярности и значения музыкальной индустрии появился целый ряд компаний, предлагающий услуги по удалению пиратского контента. Они стали настолько популярными и успешными, что даже книгоиздатели активно пользуются их услугами. В отличие от компаний, о которых мы говорили раньше, предлагающих регистрацию авторских прав, они предлагают более активные действия по защите ваших материалов. Вместо того чтобы просто регистрировать ваши авторские права, они активно ведут борьбу по недопущению распространения вашего материала в сети. Некоторые пошли еще дальше. Без вашего непосредственного участия и принятия вами решений, они круглосуточно следят за возможным явлением нарушения ваших прав. Поиск в интернете предоставит вам огромный выбор подобного рода компаний.

Я могу порекомендовать только одну, так как я писал детальный обзор этой компании и беседовал с ее управляющими – это Линкбастерс. Они утверждают, что удаляют 99% пиратского контента с файлообменников и 70% с торрент-сайтов. Проверьте их работу, но прежде чем примите решение, проанализируйте и другие компании предоставляющие такие услуги.

Источник: https://habr.com/post/189338/

Авторские права: что под защитой?

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

4 часть ГК о защите интеллектуальной собственности

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

  • Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:
  • Создал = поработал головой и руками.
  • Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

Произведение науки, литературы и искусства

  1. Статья, комикс, сценарий, лекция
  2. Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом
  3. Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста
  4. Пантомима

Закону плевать на значимость, он защищает любое творение: комментарий в фейсбуке «Да ты олень» и исходный код Гугла. Еще для закона не важен размер — защищать целое творение или часть. Поэтому под защиту попадает любой куплет «Шкалят датчики» из песни Земфиры и песня целиком.

Что закон не защищает

С исключениями не всё так просто, потому что есть пограничные случаи и работает принцип: «два юриста — три мнения».

Язык программирования — это исключение. Но если вы написали компилятор или интерпретатор для чужого языка, он войдет в категорию «программа для ЭВМ». Закон защищает эту категорию произведений.

Договор — это официальный документ, казалось, бы авторских прав на него нет. Это не всегда так. Допустим, юрист взял договор не из интернета, а составил свой: отказался от актов, сократил привычные юризмы, сверстал на страницу вместо десяти. Юрист сам создал договор, поэтому закон такой договор защищает.

Анекдоты — тоже исключение, а авторская шутка нет. Денис Чужой пошутил у себя в твитере, а портал «Адми» забрал шутку себе. Если шутка — авторское произведение, а не народный анекдот, использовать ее просто так нельзя. При использовании надо сослаться на автора и источник. Не факт, что суд будет на стороне Дениса, но попытаться можно.

Денис опубликовал шутку 24 апреля, Адми выпустил ее 3 мая:

[IMG name=»399-2-1-den21.png»]

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

О борьбе за подошву — рассказывают Ведомости

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

Идея без защиты

Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

«Идея на минус миллион» — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Но если бы идею защищали авторские права, в мире стало бы скучно. Раз использовать идею нельзя, не было был книг о любви после Ромео и Джульетты, ноутбуков после Эпла и парков после Диснея.

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Процитировать 5 секунд рекламного ролика на лекции «Особенности создания сценариев для производителей прохладительных напитков» факультета рекламы

Вырезать 5 секунд ролика Кока-Колы и вставить в ролик, который рекламирует квас «Веселье»

Проиллюстрировать статью «8 комиксов из жизни с неожиданной развязкой» комик-стрипами Портшери

Отсканировать комиксы и выложить на сайт

Доказать правоту в споре о роли союзников во Второй мировой войне с помощью цитат современных историков

Написать реферат, где половина текста — цитаты историков, а ссылок на них нет

При цитировании нужна ссылка на источник, как в курсовых. Допустим, блогер нашел статью Дела и решил ее процитировать, правильно сделать так:

В цитате лучше использовать только часть произведения. Закон не говорит, как определить часть, зато говорит вот что: «в объеме, оправданном целью цитирования». Это значит, конкурент может опубликовать половину книги, но если автор подаст в суд, ему придется обосновать длину цитаты.

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/copyright

Ссылка на основную публикацию