Состав суда при рассмотрении гражданских дел, аппарат суда

Состав суда при рассмотрении гражданских дел, аппарат судаДля рассмотрения каждого дела назначается определенный состав суда. И решая вопрос об обращении в суд, нужно учитывать, как и кем будет рассмотрено то или иное дело. какие полномочия есть у судей при коллегиальном (3 и более) рассмотрении, как истец (заявитель) может влиять на состав суда.

Судебная власть в нашей стране реализуется исключительно через судей. В этой публикации размещена информация о судейском составе, его полномочиях, а также дополнительные сведения, с помощью которых может быть заявлен отвод судье.

Классификация судов РФ по гражданским делам

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа – суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы – рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа – апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но  это дела по защите избирательных прав).

Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство.

Если интересуют совсем частности.

В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях – при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора – состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей – председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями. 

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются:

  • в подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • в контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • в подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда.

Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются:

  • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
  • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • в планировании расходов суда
  • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Состав суда при рассмотрении дела

При единоличном рассмотрении производства, судья действует от имени суда, а не от своего лично.

Ознакомьтесь с правилами поведения в судебных заседаниях: к суду обращаются и дают пояснения стоя, без разрешения суды пояснения и доводы не озвучиваются, при входе судьи в помещение и оглашении решения все встают.

К суду обращаются “уважаемый суд”. Если коротко, только судья руководит процессом и осуществляет правосудие не от своего имени, а от имени Российской Федерации.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-suda/

Статья 14 ГПК РФ. Состав суда

(действующая редакция ст 14 ГПК РФ с ми)

1. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение дел в кассационном или апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей.

Рассмотрение дел в надзорном порядке осуществляется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в составе, определяемом в соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

3. Состав суда для рассмотрения каждого дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы.

В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

Комментарий к статье 14 ГПК РФ в действующей редакции

Состав суда при рассмотрении гражданских дел, аппарат судаСтатья 14 ГПК РФ в действующей редакции дает понятие состава суда в гражданском процессе и развивает закрепленный в статье 7 ГПК РФ принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел.

Независимо от того, единолично (то есть одним судьей) или коллегиально (несколькими судьями) рассматривается гражданское дело, судьи в гражданском процессе действуют от имени суда.

Один судья в процессе – это тоже суд. Судьи в Российской Федерации осуществляют свои полномочия на профессиональной основе.

Если дело рассматривается коллегиально, то состав суда составляют только профессиональные судьи.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей является председательствующим. Полномочия председательствующего в судебном заседании, его права и обязанности закреплены в статье 156 ГПК РФ. Другие судьи имеют право совещательного голоса. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе подробно рассмотрен в статье 15 ГПК РФ.

В статье 14 ГПК РФ в новой редакции закреплено важное правило о порядке распределения поступающих гражданских дел между судьями. Основными критериями распределения дел являются:

  • нагрузка судей; она должна быть у всех судей одного суда равномерной по количеству дел, категориям споров, сложности рассмотрения и разрешения дел;
  • специализация судей; то есть закрепление за определенными судьями определенных категорий гражданских дел. Такой порядок устанавливается в больших, многосоставных судах, куда поступает большое количество дел, требующих однообразного и быстрого разрешения. Очевидно, что узкоспециализированные судьи будут рассматривать дела определенной категории более быстро и качественно.

В настоящее время можно отметить некоторые тенденции к формированию следующих специализаций гражданских судей:

  • по социально-трудовым спорам;
  • по рассмотрению дел, вытекающих из публичных правоотношений;
  • по семейным спорам.

В большинстве судов распределением дел между судьями занимаются председатели судов (их заместители), которые субъективно оценивают показатели, закрепленные в комментируемой статье, распределяют дела исходя из собственного видения ситуации.

Преимуществом такого подхода является то, что можно оперативно регулировать нагрузку на судей с учетом сложности находящихся в производстве дел, учитывать опыт и стаж работы судьи, отписывая молодым и малоопытным судьям более простые дела и дела, по которым уже сформирована судебная практика.

Однако в последнее время суды стали все чаще использовать автоматизированное распределение гражданских дел.

В такой системе исковые заявления после регистрации их в канцелярии суда в случайном порядке распределяются между судьями, исходя из установленных в программе критериев.

Преимущество такого подхода в исключении постороннего влияния на выбор судьи при рассмотрении конкретного дела, закреплено в статье 14 ГПК РФ.

Дополнительный комментарий

ГПК РФ содержит статью 14, посвященную составу суда. Возвращение к данному институту оправданно в связи с теми изменениями, которые внесены действующим законодательством, регулирующим состав суда при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Единоличное рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции означает, что он действует всегда от имени суда.

Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично (п. 1 ст. 14 ГПК РФ в действующей редакции). Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях Российской Федерации» мировые судья единолично рассматривают дела, отнесенные к их компетенции Федеральным законом (см. комментарий к ст. 23 ГПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 152 ГПК РФ предварительное судебное заседание проводится судьей единолично.

Дела по жалобам на постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьей районного суда. В остальных случаях апелляционная инстанция состоит из судьи-председательствующего и 2 судей.

Федеральные судьи рассматривают гражданские дела единолично, если коллегиальный состав (из трех профессиональных судей) не предусмотрен действующим законом.

Возможность коллегиального рассмотрения гражданских дел (в составе трех профессиональных судей), отнесенных к подсудности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и окружного (флотского) военного суда, предусмотрена Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».

Читайте также:  Исковое заявление о восстановлении на работе, образец, пример иска

Пересмотр дела в кассационной инстанции происходит в составе трех профессиональных судей: председательствующего и двух судей кассационной коллегии. Для рассмотрения дела в надзорной инстанции закон предусматривает участие не менее трех судей, один из которых является председательствующим.

Судебная практика по ст. 14 ГПК РФ

Определение Конституционного Суда РФ N 1599-О

Формирование состава суда для рассмотрения дела, т.е. определение конкретного судьи или судей, осуществляется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы (часть третья статьи 14 ГПК РФ).

При этом Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, устанавливая правило, согласно которому разбирательство дела должно происходить при неизменном составе судей, в то же время допускает возможность замены одного из судей в процессе рассмотрения дела в случае заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном данным Кодексом, самоотвода или отвода судьи, длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, а также в случаях прекращения или приостановления его полномочий по основаниям, установленным федеральным законом (часть четвертая статьи 1 ГПК Российской Федерации, части 3 и 4 статьи 18 АПК Российской Федерации).

Целью такого правового регулирования является обеспечение возможности правильного и своевременного рассмотрения и разрешения судами гражданских дел с учетом разумных сроков судопроизводства (статьи 2 и 6.1 ГПК Российской Федерации).

Гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, в случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела выступает правило, согласно которому разбирательство в этом случае должно быть произведено судом с самого начала.

Таким образом, нет оснований полагать, что статьей 14 и частью второй статьи 157 ГПК Российской Федерации были нарушены конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе.

Определение Верховного Суда РФ N 203-АПГ13-1

  • Требование: О признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии о выделении жилого помещения.
  • Обстоятельства: Решением жилищно-бытовой комиссии военнослужащему было предоставлено жилое помещение на основании договора социального найма.
  • Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как доводы жалобы были оставлены без рассмотрения судом после направления дела на новое апелляционное рассмотрение, не приняты во внимание и указания военной коллегии, неправильно определены подсудность жалобы и процессуальная стадия ее рассмотрения.

Суд апелляционной инстанции, усмотрев основания, предусмотренные ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Согласно положению ст. 14 ГПК РФ рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи — председательствующего и двух судей, а в соответствии с ч. 1 ст. 329 того же Кодекса постановления суда апелляционной инстанции выносятся в форме определения независимо от правил производства по делу.

Вопреки этому требованию процессуального закона рассмотрение дела было начато по правилам ст. 14 ГПК РФ, а после принятия решения о переходе к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции судебное разбирательство было проведено единолично судьей окружного военного суда с вынесением решения, которым иск военного прокурора рассмотрен по существу и удовлетворен.

Источник: https://vseiski.ru/statya-14-gpk-rf-sostav-suda.html

Состав суда

Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

  • первая группа — суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы — рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
  • вторая группа — апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

Состав суда, как органа судебной власти

Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

  • помощник председателя;
  • помощник судьи;
  • судебный администратор;
  • консультант;
  • главный специалист;
  • специалист І категории;
  • специалист ІІ категории:
  • специалист.

Все работники аппарата — государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

Как определить состав суда

Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но  это дела по защите избирательных прав).

Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство.

Если интересуют совсем частности.

В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

Во всех остальных инстанциях — при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора — состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей — председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями. 

  Как определяется давность документа: экспертиза и ее методы

Полномочия помощника судьи

Полномочия помощника судьи заключаются:

  • в подборе правовых и нормативных актов, требуемых для рассмотрения спора;
  • в контроле сбора и анализе данных для формирования статистической отчетности;
  • в подготовке докладов.

Полномочия помощника председателя суда, кроме вышеперечисленных, также включают:

  • выполнение поручений председателя при проведении служебных проверок;
  • организационное сопровождение приема граждан;
  • подготовку ответов на обращение граждан, поступивших в суд;
  • исполнение прочих поручений председателя суда.

Полномочия администратора суда

Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда.

Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

Полномочия администратора заключаются:

  • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
  • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
  • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
  • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
  • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
  • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
  • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
  • в планировании расходов суда
  • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

Полномочия специалистов и консультантов суда

Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

Должность консультанта предусмотрена в судах, имеющих большой объем работы. Основными функциями консультанта является: справочная работа, обобщение судимости и ведение картотеки судебной практики.

Возможные схемы составов суда

В настоящее время наука уголовного процесса позволяет выделить целый ряд подходов к формированию состава суда. Они обусловлены рядом факторов, в том числе традициями и особенностями законодательства различных государств. В первую очередь нужно различать коллегиальный и единоличный составы суда. В то же время состав суда может быть профессиональный и непрофессиональный.

В первом случае судебным процессом руководит профессиональный юрист, имеющий соответствующие полномочия и привилегии, предоставленные ему государством. А во втором судьи избираются из числа общественности, при этом им не нужно иметь соответствующего образования и определенны специфических знаний.

Результатом различного соотношения вышеуказанных критериев являются следующие возможные схемы составов судов:

  • рассмотрением уголовных дел занимаются исключительно профессиональные судьи. Они могут делать это коллегиально или единолично. Подобное практикуется во многих странах, в том числе Голландии;
  • рассмотрение осуществляется непрофессиональным составом. Ярким примером этому могут послужить традиционные английские магистраты;
  • рассмотрение осуществляется профессиональными судьями и присяжными заседателями. Судьи от народа определяют имело ли место быть преступление и виновен ли подсудимый. В свою очередь, при обвинительном вердикте, профессиональные судьи квалифицируют преступное действие и назначают наказание;

Источник: https://pozakonu.site/sud/sostav-suda.html

Аппарат районного суда, его состав и полномочия

В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

  • Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.
  • Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.
  • Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
  • Возможный состав аппарата суда общей юрисдикции:
  • помощник председателя суда (судьи);
  • администратор суда;
  • помощник судьи;
  • секретарь судебного заседания;
  • канцелярия по уголовным делам;
  • канцелярия по гражданским дела;
  • приемная суда;
  • отдел кадров;
  • архивариус.

Функции аппарата суда общей юрисдикции (ст. 39 ФКЗ О судах общей юрисдикции)

Аппарат суда общей юрисдикции:

  1. принимает и выдает документы;
  2. удостоверяет копии судебных документов;
  3. производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
  4. контролирует уплату пошлин и сборов;
  5. осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
  6. оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;
  7. обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
  8. ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  9. обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
  10. осуществляет хранение дел и документов;
  11. участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;
  12. осуществляет прием граждан.
Читайте также:  Акт инвентаризации: образец и пример составления документа, унифицированная форма

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, являются адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено ст. 17 Закона о Судебном департаменте.

Администратор суда принимает меры по организационному и материально-бытовому обеспечению деятельности суда, взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время,  обеспечивает работу хозяйственной службы, осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/apparat-rayonnogo-suda-ego-sostav-i-polnomochiya

Состав суда при рассмотрении гражданских дел Особенности рассмотрения гражданских дел судами. Состав суда

В целях исключения возможных нарушений при рассмотрении гражданских дел судами, следует обратить внимание граждан на то, каким составом судей подлежат рассмотрению гражданские дела. Статьей 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично.

  • Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, за исключением случаев рассмотрения дел по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, которые рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.
  • Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.
  • Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

При этом, действующим гражданским процессуальным кодексом четко регламентированы случаи, в которых подлежит отводу судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик (ст.ст. 16, 17, 18 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

  1. Так, в целях обеспечения объективного и беспристрастного рассмотрения гражданского дела, мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:
  2. 1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
  3. 3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
  • Кроме того, в состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
  • Также установлено, что повторное участие судьи в рассмотрении дела не возможно.
  • Вышеуказанные основания для отвода судьи распространяются также на прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.
  • Эксперт или специалист, помимо того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.
  • Участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика не является основанием для их отвода.

При наличии вышеуказанных оснований для отвода, мировой судья, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда.

Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Заявление самоотвода или отвода в ходе дальнейшего рассмотрения дела допускается только в случае, если основание для самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела по существу.

Богдановичская городская прокуратура

Источник: http://www.gobogdanovich.ru/index.php/city-district/safety/procurators/1262-sostav-suda-pri-rassmotrenii-grazhdanskikh-del-osobennosti-rassmotreniya-grazhdanskikh-del-sudami-sostav-suda

Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда)

Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6457/ (дата обращения: 06.03.2020).

Говоря о роли аппарата судов общей юрисдикции в организации деятельности судов необходимо уделить должное внимание ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и иными нормативно правовыми актами РФ.

Роль аппарата связана с повышением эффективности работы по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, автономных округов, районных судов, городских и межрайонных судов, а также определяет общие принципы организации и направления деятельности аппарата федерального суда общей юрисдикции.

В своей деятельности aппарат суда руководствуется Кoнституцией РФ, ФКЗ,ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, прикaзами и распоряжениями Верхoвного суда РФ, Судебного департамента при Вeрховном суде РФ, а также необходимо отметить, что руководство деятельностью аппарата суда осуществляется председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

Необходимо указать, что аппарат федерального суда общей юрисдикции выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции по отправлению правосудия.

Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений отделов, если же численность аппарата суда не позволяет создать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей.

Что касается структуры аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, организационная структура, подчинённость подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ либо с начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ.

В своей работе я бы хотел обратить внимание на деятельность районного суда. Согласно штатного расписания, в структуру суда могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам.

Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений –отделов осуществляет председатель суда или его заместители. Непосредственно руководство структурными подразделениями осуществляется непосредственно начальниками отдела, а в их отсутствие — их заместителями.

Также в своей работе хотел бы указать на предназначение и основные задачи аппарата суда- аппарат осуществляет организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, которые включают в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Среди основных задач аппарата суда можно выделить следующие: организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства в районном суде; организационное и техническое обеспечение судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным материалам, а также по осуществлению организационно –подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственному проведению судебных заседаний, понятие и выдача документов, удостоверений копий документов, вручение документов, уведомление и вызов сторон, контроль уплаты государственной пошлины, обеспечение ведения протокола судебного заседания, ведение учёта движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и т. д.; организация и ведение архивного делопроизводства, и осуществление хранения дел и иных материалов; организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, а именно внесение надлежащей информации сведений в базы данных ГАС «Правосудие»; организация и сопровождение кадровой деятельности; осуществление приёма граждан и документов; организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации.

В штатном расписании районного суда утверждён ряд должностей, одной из которых является — должность секретаря судебного заседания. Указано, что он является субъектом процессуальной деятельности, в связи с чем часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах.

Вместе с тем, более подробно функция секретаря судебного заседания изложены в Инструкции по делопроизводству. При подготовке дела к судебному рассмотрению секретарь судебного заседания путём выписки повесток и извещений осуществляет вызов участников судебного разбирательства, свидетелей с указанием времени и места рассмотрения судом.

Непосредственно перед началом судебного разбирательства секретарь проверяет явку участников процесса иных лиц, вызванных в судебное заседание, выясняет причину неявки какого-либо и докладывает судье.

Основная обязанность секретаря судебного заседания состоит в ведении протокола судебного заседания — процессуального документа, который должен отразить точно и полно ход судебного заседания. До ведения в судопроизводстве аудиозаписей нередко поступали замечания на неполноту протоколов судебного заседания.

Ведение в районном суде аудиозаписи судебного процесса исключило поступление замечаний на неполноту протоколов судебных заседаний, поскольку более полно фиксируется в протоколе ход судебного заседания.

Если до введения аудиозаписи протокол судебного заседания составлял 150 -200 страниц (при рассмотрении уголовного дела в общем порядке), то теперь почти каждый протокол содержит 400–600 страниц.

Также среди обязанностей секретаря судебного заседания выделяются — контроль за вручением копий обвинительных заключений (по уголовным делам); направление копий исковых заявлений (по гражданским делам); подготовка и направление запросов по рассматриваемым делам; составление списка дел, назначенных к рассмотрению и вывешивание его на специально оборудованное место; ознакомление лиц участвующих в деле, осужденного, потерпевшего с материалами дела; оформление исполнительных листов и передача их по принадлежности; оформление дел об административных правонарушениях; оформление материалов, связанных с исполнением приговоров, решений, а также не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Читайте также:  Исковое заявление о расторжении брака, образец и пример иска

После рассмотрения дела с вынесением судебного решения или определения секретарь судебного заседания составляет опись материалов дела, делает отметку в журнале учёта дел, результаты рассмотрения, после чего передаёт их в отдел делопроизводства по уголовным делам секретарю суда или главному специалисту.

Что касается организации аппарата мировых судей (имеют статус судов общей юрисдикции) решены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно законодательства на участках мировых судей обеспечивают два вида государственных служащих — секретарь судебного заседания и секретарь участка, а также помощники судей.

Но также не решена проблема по поводу сотрудников, обеспечивающих надлежащий уровень информатизации судебных участков, внедрение компьютерной техники.

Подводя итог своей работе, я хотел бы показать структуру, предназначение и задачи аппарата суда, а также роль одного из субъектов процессуальной деятельности — секретаря судебного заседания. Именно часть его прав и обязанностей указана в процессуальных законах.

В дальнейшем необходимо распространение законодательства о государственной гражданской службе на всех государственных служащих аппаратов всей страны. Служба в аппаратах судов имеет ряд специфических особенностей, обусловленных содержанием и принципами функций правосудия.

К сотрудникам аппаратов судов должны предоставляться повышенные квалификационные требования, единые для аппарата всех звеньев судов исходя из общих требований для гражданской службы, а также специальные дополнительные требования, включая отличное знание процессуального законодательства, знание информационных технологий, связанных с осуществлением правосудия.

Суды занимают особое положение в системе обеспечения законности в стране, в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Поэтому как сами судьи, так и лица, обеспечивающие исполнение судьями полномочий, государственные служащие аппаратов судов должны строго соблюдать Конституцию РФ, законы, быть компетентными и высокими профессионалами.

Говоря о формировании государственной службы в аппаратах судов, т. е. в сфере осуществления правосудия, необходимо также учитывать специфику задач данной ветви государственной власти.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации;

2.         ФКЗ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

3.         ФКЗ от 7.022011г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/139/6457/

Понятие состава суда (штатно-должностной состав суда)

Суд как государственный орган может осуществлять свою деятельность только при наличии соответствующих судей и штатных работников это специализированного учреждения. Поэтому одним из основных понятий, раскрывающих судоустройство и конкретизирующих организацию реализации судебной власти, является состав суда.

Судьи и сотрудники конкретного суда непосредственно организуют его работу, проведение судебных разбирательств, соблюдение порядка в помещении суда.

Специальный правовой статус судей, осуществляющих правосудие, штатно-должностные обязанности работников суда, выполняющих организационно-распорядительные и технические обязанности, предусматриваются законом или иными нормативными актами.

Совместная и согласованная деятельность судей и работников суда организуется руководителем суда или судебного органа – председателем. Для учета всех должностей и работников в суде, как и на любом другом предприятии, ведется штатное расписание.

Штатное расписание — это нормативный документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности. Штатное расписание отражает существующее или планируемое разделение труда между работниками, описанное в должностных инструкциях.

Состав суда – это предусмотренный законно или иным нормативным актом штатно-должностной перечень судей и работников конкретного суда судебной системы, осуществляющих правосудие, выполняющих организационно-функциональные обязанности или работающих в суде согласно штатному расписанию этого судебного органа.

В судах высшего звена и в судах больших по количеству судей могут выделяться и создаваться обособленные структурные подразделения для решения более конкретных вопросов в организации работы суда. В таких подразделениях осуществляют свою еще более специализированную работу судьи и сотрудники суда. В таком случае можно говорить о конкретном составе сотрудников структурного подразделения суда, например председатель коллегии по уголовным делам, судьи это коллегии, помощник судей, секретари это коллегии и т.д. Значительную часть в количественном отношении в суде, наряду с судьями, могут составлять работники аппарата суда.

Статья 32. ФКЗ О Судебной Системе Аппарат суд 1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. 2.

Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Осуществляющие организационно-техническую работу, — это конкретные лица, занимающие установленные законом или штатным расписанием должности в конкретном суде.

Судебный состав, осуществляющий правосудие. Порядок привлечения присяжных заседателей к осуществлению правосудия по уголовным делам

Понятие судебный состав, осуществляющий правосудие, дает ответ на вопрос, кто осуществляет правосудие.

Судебный состав, осуществляющий правосудие – это предусмотренное законом количество судей и представителей народа, которые управомочены осуществлять правосудие при рассмотрении конкретного судебного дела в определенной судебной инстанции.

Судебный состав зависит от вида судопроизводства, в рамках которого слушается конкретное дело (конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное), а также от судебной инстанции, в которой оно рассматривается (первая, апелляционная, кассационная, надзорная).

Мировые судьи единолично рассматривают все дела, отнесенные законом к их компетенции (уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях).В федеральных судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично судьей.

Статья 30 УПК РФ предусматривает также два вида коллегиального состава при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции: а) 3 профессиональных судьи; б) 1 судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей.

Так, в составе трех профессиональных судей рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого.Уголовные дела, подсудные областному и равным ему судам, при наличии ходатайства обвиняемого, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

Гражданские дела по первой инстанции в федеральных судах общей юрисдикции рассматриваются судьей единолично.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ст.14 ГПК РФ).

Судья единолично рассматривает и некоторые категории дел, возникающих из административных правоотношений, дела об административных проступках, разрешает вопросы, возникающие в ходе исполнения уголовного наказания, отнесенные к компетенции суда.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако есть и исключения из этого правила.

Законом предусмотрено два коллегиальных судебных состава: а) три профессиональных судьи и б) судья и два арбитражных заседателя, а также случаи, когда дела рассматриваются коллегиально.

Так, в составе трех судей-профессионалов рассматриваются: дела, относящиеся к подсудности Арбитражного Суда РФ; дела об оспаривании нормативно-правовых актов; дела о несостоятельности (банкротстве); дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (ст. 17 АПК РФ). Второй коллегиальный судебный состав – судья и два арбитражных заседателя – рассматривает дела в том случае, если какая-либо из сторон заявит ходатайство об этом.

Конституционный Суд РФ вправе рассматривать дела, отнесенные к его компетенции только коллегиально. Он принимает решения в тех случаях, когда в заседаниях палаты участвовало не менее трех четвертей ее состава от 9 или 10 судей, а в пленарных заседаниях – при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О Конституционном суде РФ»).

Рассмотрение дел в апелляционной и кассационной инстанции осуществляется, как правило, в составе трех членов суда. Лишь рассмотрение дел по апелляционным жалобам и представлениям на решения и приговоры мировых судей осуществляется единолично судьей районного суда.

В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе не менее трех членов суда. Президиум соответствующего суда рассматривает дела в порядке надзора при наличии большинства членов президиума. Присяжные и арбитражные заседатели в рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции не участвуют.

Конституцией РФ (ч.2 ст.47) закреплено право обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

С начала возрождения в России этой формы судопроизводства около 20 процентов обвиняемых ежегодно заявляют ходатайства о рассмотрении их дел с участием присяжных заседателей. Указанная процедура рассмотрения уголовных дел, кроме того, гарантирует и конституционное право граждан на участие в осуществлении правосудия (ч.4 ст. 123).

Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, осуществляется в соответствии с требованиями главы 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», регламентируется порядок составления списков присяжных заседателей, требования предъявляемые к присяжным заседателям, их материальное обеспечения, гарантии безопасности и другие вопросы.В соответствии со ст.

2 Федерального закона граждане России (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 654;

Источник: https://studopedia.net/9_33342_ponyatie-sostava-suda-shtatno-dolzhnostnoy-sostav-suda.html

Ссылка на основную публикацию