Освобождение от административной ответственности: основания и в каких случаях наказания можно избежать?

В этой статье мы напомним вам о том, что представляет из себя административная ответственность, каковы ее разновидности. А главное, познакомим вас со случаями, в которых подобной ответственности можно избежать.

Безусловно, лучше всего — не совершать противозаконных действий и не подвергаться присуждению каких-либо санкций, но если вы или ваши близкие все-таки оказались в неприятной ситуации — прочтите нашу статью, она может оказаться полезной.Освобождение от административной ответственности: основания

Административная ответственность — что это

Административные правонарушения преступлениями не считаются, поэтому Административный кодекс предусматривает за них достаточно мягкие наказания. Ответственность, которую они составляют, чаще всего внесудебная. Обратим внимание на то, какие санкции она подразумевает:

  1. Предупреждение. Это официальная бумага, выдаваемая уполномоченным ведомством. Наличие предупреждений у вновь привлекаемого к административной ответственности гражданина может послужить основанием для ужесточения наказания.
  2. Денежная санкция. Размер зависит от совершенного деяния, указывается в соответствующих статьях кодекса.
  3. Возмездная конфискация предмета, при помощи которого нарушение было совершено. Орудие продается с аукциона (выгодность сделки роли не играет), нарушителю возвращаются средства.
  4. Конфискация предмета, при помощи которого было совершено противозаконное деяние, без возврата денег за него.
  5. Лишение некоторых прав. Например, права управлять автомобилем на некоторой срок, лицензии на вырубку леса, рыбалку.
  6. Кратковременный арест. В зависимости от совершенного деяния может иметь продолжительность до месяца.
  7. Выдворение за пределы России. Применимо к иностранным гражданам.
  8. Решение о том, что нарушитель не может работать по некоторым специальностям некоторое время, не может заниматься определенной деятельностью.
  9. Приостановление деятельности в административном порядке.

В каких случаях административной ответственности можно избежать

Самый общий принцип освобождения от законных санкций, предусмотренных административной ответственностью, — совершенное деяние должно быть малозначительным, несерьезным.

Неизбежность нарушения положений кодекса

Административную ответственность могут снять с человека, который совершил правонарушение, которого нереально было избежать. Это может быть защита собственных здоровья и прав, здоровья и прав окружающих людей. Также в качестве примера можно привести защиту интересов государства.

В подобной ситуации непременно должны соблюдаться следующие принципы:

  • Совершенное правонарушение представляет меньший вред, чем то, которое удалось предотвратить.
  • Опасность нельзя было устранить иначе.

Невменяемость

От административных санкций могут освобождаться люди, которые совершали противоправные действия в неадекватном состоянии. Примером являются медицинские диагнозы в области психологии и психиатрии, некоторые стрессовые состояния личности.

Само собой, факт неадекватности в момент совершения противоправного деяния должен быть доказан. Наркотическое или алкогольное опьянение не считается серьезным основанием для освобождения от ответственности, поскольку в такое состояние человек себя вводит осознанно и самостоятельно.

По усмотрению суда/другого уполномоченного органа

Если при тщательном рассмотрении всех факторов, повлиявших на совершение противозаконного деяния, всех обстоятельств и нюансов рассматривающий дело орган сочтет нарушение малозначительным, нарушителя могут освободить от ответственности.

В таком случае «наказание» носит воспитательный характер и представляет собой устное предупреждение.

Юридических последствий в такой ситуации не будет, а сам нарушитель Административного кодекса будет считаться лицом, которое не подвергалось административному наказанию.

Несовершеннолетние граждане

Когда административные правонарушения совершаются несовершеннолетними (люди старше 16, но моложе 18 уже несут ответственность за свои поступки на юридическом уровне), уполномоченный орган вправе не выносить решений о присуждении какой-либо административной ответственности. Молодые граждане ограничиваются устным предупреждением, их родителям могут назначаться денежные санкции.

Замена наказания

В некоторых случаях статьи КоАП требуют достаточно серьезных санкций за нарушения, которые в своем конкретном случае к серьезным последствиям не привели. Тогда по усмотрению органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, наказание может быть изменено в пользу более мягкого.

Для лиц, находящихся при исполнении своих должностных обязанностей (касается представителей ВС РФ, полиции, ВАИ, МЧС и подобных структур) и совершивших какое-либо административное нарушение, вынесенное наказание может быть заменено на дисциплинарное взыскание по месту работы. Решение за расследующим органом.

  • Лучший способ избежать ответственности за административные правонарушения — не совершать их.
  • Малозначительные нарушения КоАП могут оставаться «безнаказанными» в соответствии с решением уполномоченного органа.
  • Освободить от ответственности могут человека, который на момент совершения противоправного деяния был неадекватен, и этот факт доказала психиатрическая экспертиза.
  • Если нарушения невозможно было избежать, ответственность снимается.
  • Суровые административные наказания, оказавшиеся, по сути, малозначительными, могут заменяться на смягченные.

Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/ot-administrativnoy.html

Освобождение от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

Основания освобождения от административной ответственности

   Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение.

Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении.

Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

   Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

  •    При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.
  •    Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.
  •    Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния.

Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

Читайте также:  Стороны исполнительного производства: взыскатель и должник, права и обязанности

По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

Освобождение от административной ответственности

  • Законодательство предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
  • Освобождение от административной ответственности представляет собой основанный на законе властный правоприменительный акт компетентного органа (должностного лица), уполномоченного решать дело, о неприменении или неисполнении в полном объеме административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения, при наличии на то предусмотренных обстоятельств.
  • В качестве условий освобождения от административной ответственности выступают: 1)норма права, предусматривающая возможность и альтернативу неприменения административного взыскания или неисполнения его в полном объеме; 2)совокупность обстоятельств, достаточных для вывода о возможности освобождения данного правонарушителя (ввиду его личности и характера проступка) от ответственности, либо наличие иных, предусмотренных законом обстоятельств.

Законодательству известны следующие основания освобождения от административной ответственности: при малозначительности правонарушения (статья 2.9 КоАП); в связи с передачей материалов о правонарушении на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних (часть 2 статьи 2.3 КоАП); в связи с передачей материалов о правонарушении для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности (статья 2.5 КоАП); в связи с добровольной сдачей наркотических средств (статья 6.8КоАП); причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости (статья 2.7 КоАП); лицо, находящееся во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости (статья 2.8); добровольно обратившееся в лечебно — профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 2.9).

Перечисленные случаи нуждаются в особом рассмотрении.

Нередко личность виновного и характер совершенного административного проступка ввиду его малозначительности не представляют общественной вредности и нет необходимости в применении к нему административных взысканий, хотя формальный повод к этому имеется. Статья 2.

9 КоАП предоставляет должностному лицу или органу, рассматривающему дело, возможность при малозначительности совершенного правонарушения освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, то есть применить способ воздействия, который не является ни административным взысканием, ни мерой общественного воздействия. Устное замечание не влечет для нарушителя никаких юридических последствий, стой, однако, оговоркой, что он должен осознать противоправность своего поведения и впредь не допускать таких правонарушений.

Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагировать на каждое правонарушение, в том числе малозначительное.

Освобождение от административной ответственности возможно не за все малозначительные проступки. Статья 2.9 КоАП не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные проступки, а предусматривает только право принять такое решение.

В связи с этим при решении вопроса о возможности применения статьи 2.

9 КоАП должны учитываться различные, объективные и субъективные факторы (обстоятельства проступка, причиненный им вред, личность виновного и так далее), позволяющие считать, что совершением правонарушения не нанесен сколько-нибудь значительный вред поэтому целесообразнее ограничится устным замечанием.

В соответствии со статьей 2.3 КоАП за ряд административных проступков несовершеннолетние правонарушители подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Однако с учетом характера содеянного и личности нарушителя дела в отношении несовершеннолетних, совершивших данные правонарушения, могут быть переданы на рассмотрение районных (городских), комиссий по делам несовершеннолетних.

Налицо, таким образом, еще один случай освобождения от административной ответственности: несовершенные правонарушители за данные правонарушения могли подлежать административной ответственности, но будут наказаны в ином порядке, применением иных мер, а не административных взысканий.

Решение о направлении дела в комиссию принимается также при необходимости установить постоянный контроль за поведением нарушителя, работой или учебой, использованием свободного времени и тому подобное.

Военнослужащие, военнообязанные, призванные на сборы, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел — особые субъекты административной ответственности.

На общих основаниях они подлежат административной ответственности только за ряд составов правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, а также за контрабанду.

В остальных случаях административного правонарушения они могут привлекаться лишь к дисциплинарной ответственности по соответствующим уставам.

Однако и при совершении указанных административных правонарушений эти субъекты могут быть освобождены от административной ответственности: органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут передать материалы о правонарушениях соответствующим органам Министерства Обороны РФ и Министерства Внутренних Дел РФ для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности (статье 2.5 КоАП). В данном случае закон не связывает вопрос об освобождении от административной ответственности ни с целесообразностью применения общественного воздействия, ни с малозначительностью проступка.

Выбор, что целесообразнее — привлечь к административной ответственности или передать материалы для привлечения к дисциплинарной ответственности — полностью передан на усмотрение соответствующего правоохранительного органа.

В соответствии с примечанием к статье 6.8 КоАП, Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

А также Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Таковы предусмотренные законом виды, основания и порядок освобождения от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, ее исключающих. Административная ответственность исключается согласно статье 24.5 КоАП при следующих обстоятельствах:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. отмена закона, установившего административную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отличие от освобождения от административной ответственности обстоятельства, ее исключающие, не содержат в себе никакого элемента усмотрения.

Ни характер правонарушения, ни его малозначительность, ни личность виновного, ни какие-то иные обстоятельства не влияют на вопрос, быть ли административной ответственности.

Она именно исключена, невозможна либо по причине отсутствия самого фактического основания административной ответственности — состава административного правонарушения, либо вследствие других обстоятельств процессуального или иного рода.

Освобождение от административной ответственности должно быть процессуально оформлено. В статье 29.

1 КоАП закреплена обязанность органа (должностного лица) в числе других обстоятельств выяснить основания освобождения от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности процессуально оформляется постановлением о прекращении дела производством (статья 29.9 КоАП).

Существует также институт ограничения административной ответственности.

Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемые правоприменителями в рамках административного усмотрения.

В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных взысканий в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.

  • Административный арест не может применяться к беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.
  • Лишение права управления транспортными средствами не применяется к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, не выполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушении установленных правил места дорожно- транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
  • Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником средств к существованию, они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.
  • К военнослужащим, призванным на сборы военнообязанным, а также к лицам рядового и начальствующего составов органов внутренних дел не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами.
  • В законодательном порядке предусматривается ограничение оснований для применения административных взысканий в отношении судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.
Читайте также:  Заочное решение суда: когда выносится и как его отменить, алгоритм действий

Таким образом, основания освобождения от ответственности являются обстоятельствами, которые приобретают реальную юридическую силу только в сочетании с актом правоприменительного органа.

Эти обстоятельства являются ориентирами, которые указывают правоприменительным органам на факты, которые могут быть приняты во внимание при решении вопроса о необходимости возложения ответственности и об объеме ответственности.

Роли между составом правонарушения и основаниями освобождения от административной ответственности распределены следующим образом: состав правонарушения призван обеспечивать строгое проведение начал законности, неотвратимости ответственности, исключения произвола из сферы государственного принуждения, а основания освобождения от ответственности призваны обеспечить учет разнообразных индивидуальных обстоятельств. Они выступают ориентирами для конкретизации решений и устанавливают рамки для усмотрения правоприменительных органов.

Источник: https://studbooks.net/1167357/pravo/osvobozhdenie_administrativnoy_otvetstvennosti

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности

Исходя из принципа гуманизма, КоАП устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии крайней необходимости, невменяемости или при малозначительности проступка.

Статья 2.9 КоАП предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е.

для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости не только освобождает лицо от административной ответственности, но и позволяет не считать такие действия административным правонарушением.

Институт крайней необходимости способствует повышению социальной активности людей, предоставляет им возможность принимать участие в предотвращении вреда правам человека, интересам государства и общества. При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем.

Примером источников угрожающей опасности при крайней необходимости могут являться стихийные силы – наводнения, пожары, землетрясения; поведение животных, например при их нападении на человека. Причинение вреда можно признать оправданным, если у человека не было иного выхода для спасения более ценного блага.

Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны находиться непротивоправные пути предотвращения или устранения такой угрозы, а если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес.

При сопоставлении вреда причиненного и вреда предотвращенного нужно учитывать социальную значимость интересов, причем при сопоставлении жизни и здоровья человека и имущественных интересов предпочтение отдается жизни и здоровью людей.

В ст. 2.8 КоАП указано, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е.

не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость характеризуется двумя критериями – юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим), которые, в свою очередь, имеют несколько признаков.

Юридический критерий невменяемости включает указание на отсутствие у физического лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак).

Медицинский критерий складывается из: хронического психического расстройства, которое в силу динамики болезненного процесса имеет длительное течение – от нескольких лет до нескольких десятков лет и полной неизлечимости процесса, временного психического расстройства, представляющего собой кратковременное или само по себе проходящее состояние, слабоумия, являющегося поражением мыслительных способностей человека и иного болезненного состояния психики. Для признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного признака юридического критерия в сочетании с хотя бы одним признаком критерия медицинского.

Невменяемость в административном праве устанавливается на момент совершения административного правонарушения. Установление его возлагается на органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении. Обязательное участие в этом принимают эксперты-психиатры.

Своеобразным освобождением от административной ответственности является пропуск судьей, органом или должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП.

Согласно указанной норме постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено но истечении двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Установлен также годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства, об охране окружающей среды, об энергосбережении, об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ряда других законодательных актов.

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или законодательства РФ о таможенном деле установлен двухлетний срок давности, а за нарушение законодательства о противодействии коррупции – шестилетний срок давности со дня совершения административного правонарушения.

Источник: https://studme.org/89896/pravo/osnovaniya_usloviya_posledstviya_osvobozhdeniya_administrativnoy_otvetstvennosti

Понятие освобождения от административной ответственности и административного взыскания. Виды оснований освобождения от административной ответственности

Малозначительное деяние – это деяние содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

2) Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность – ст. 8.3 КоАП;

  • Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из следующих смягчающих административную ответственность обстоятельств (если они не указаны в качестве признака административного правонарушения):
  • — предотвращение лицом совершившим административное правонарушение вредных последствий такого правонарушения;
  • — добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • — совершения административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной служебной или иной зависимости.

3) Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим – ст. 8.4 КоАП;

Если совершенное административное правонарушение, влечет административную ответственность по требованию потерпевшего либо его законного представителя.

4) Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине – ст. 8.5 КоАП;

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

5) Освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие заболевания – ст. 8.6 КоАП;

Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, препятствующим исполнению наложенного административного взыскания, по ходатайству органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания, может быть освобождено органом, вынесшим указанное постановление, от административного взыскания или назначенное административное взыскание может быть заменено на более мягкое.

6) Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми – ст. 8.7 КоАП;

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по ст.

181 УК РБ, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена ст.

171, 171-1, 181-1, 182, 187 УК освобождается от административной ответственности.

7) Освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера – ст. 8.8. КоАП.

  1. Юр.лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения:
  2. — в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;
  3. — в области предпринимательской деятельности;
  4. — против порядка налогообложения;
  5. — против порядка таможенного регулирования;
  6. — против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов.
Читайте также:  Минимальная пенсия: размер, назначение, где установлена, доплаты

— если совершенное должностным лицом или иным работником юр.лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юр.лицом выгоды имущественного характера, за

Выгода имущественного характера — это доход, который юр.лицо получило (могло получить), либо затраты, которых юр.лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юр.лица административного правонарушения.

Источник: https://cyberpedia.su/12x4c23.html

Освобождение от административной ответственности: понятие, условия и основания

Освободить от административной ответственности— означает не наложить на виновное лицо административное взыскание, несмотря на наличие основания для этого, отменить наложенное взыскание или заменить его более мягким. [85, с.270]

Условия для освобождения от административной ответственности:

· Наличие основания для привлечения к административной ответственности. Им может быть, как известно, только административное правонарушение. Признать присутствие правонарушения может только орган (должностное лицо), компетентный налагать административное взыскание.

· Дело о совершении правонарушения должно быть рассмотрено компетентным органом (должностным лицом).

· Существование убежденности у органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, в том, что цели административной ответственности будут достигнуты без применения административного взыскания.

1) Малозначительность правонарушения (ст. 8.2 КоАП).

Определение малозначительности приводится в части 2 статьи 8.1 КоАП. Малозначительным признается деяние физического лица, содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного КоАП, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить вред охраняемым КоАП правам и законным интересам.

2) Наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3 КоАП).

  • предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • · добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
  • · совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

3)Примирение с потерпевшим (ст. 8.4 КоАП).

Статья 8.4 КоАП устанавливает, что физическое лицо, совершившее административное правонарушение, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо с его законным представителем.

  1. Условия для освобождения от административной ответственности по рассматриваемому основанию:
  2. · совершенное правонарушение должно входить в перечень, данный в статье 4.5 КоАП;
  3. · необходимо примирение физического лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим либо с его представителем;
  4. · должно быть требование протерпевшего либо его законного представителя.

Освободить от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим возможно только при совершении отдельных видов административных правонарушений. Их насчитывается всего лишь девять: умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП); клевета (ст. 9.2 КоАП); оскорбление (ст. 9.

3 КоАП); отказ от предоставления гражданину информации (ст. 9.6 КоАП); присвоение найденного имущества (ст. 10.6 КоАП); причинение имущественного ущерба (ст. 10.7 КоАП); уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8 КоАП); умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.

9 КоАП) и разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13 КоАП).

4) Наличие таких субъектов ответственности, как военнослужащие или иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 8.5 КоАП).

  • Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, является частично новым для административно-деликтного права. К ним относились:
  • · нарушение правил пожарной безопасности;
  • · нарушение правил дорожного движения;
  • · нарушение правил охоты;
  • · нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов;
  • · административные таможенные правонарушения;

5) болезнь виновного лица (ст. 8.6 КоАП).

В КоАП 1984 г. не содержалось норм об освобождении лица от административного взыскания или замены его более мягким вследствие болезни. В КоАП 2003 г. присутствует статья 8.

6, которая предусматривает освобождение от административного взыскания в связи с болезнью.

Такая статья необходима, так как на практике не исключаются случаи, когда лицо, подвергнутое административному взысканию за совершенное административное правонарушение, может заболеть болезнью, препятствующей исполнению наказания.

Освобождение от административной ответственности следует отличать от непривлечения к ответственности при наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (имеется в виду необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение) (гл. 5 КоАП), и обстоятельств, исключающих административный процесс (ст. 9.6 ПИКоАП).

61. Административный проступок: понятие, признаки. Отличие административ­ного проступка от других видов правонарушений.

Административным правонарушением признаётся противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственност.

Административные правонарушения представляют собой разновидность правонарушений. Как и иные виды правонарушений, они обладают соответствующими признаками.

Исходным в характеристике признаков административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности.

Правовые проступки не являются общественно опасными. Они просто общественно вредны.

Общественная вредность административного правонарушения выражается в первую очередь в том, что их совершение сопровождается разрушением (нарушением, расстройством) установленных правом общественных отношений.

Противоправность – один из важнейших признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений.

Следующий не менее важный признак административного правонарушения – виновность, наличие вины в совершении противоправного деяния.

Административной ответственности подлежат лишь лица, виновные в совершении административного правонарушения.

Вина – психическое отношение физического лица к совершённому им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ч.1 ст. 3.1 КоАП).

Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ч. 1 ст. 3.2 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.

Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично

Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ч. 1 ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение (ч. 2 ст. 3.3 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (ч. 3 ст. 3.3 КоАП).

Важный признак административного правонарушения — его административная наказуемость.

Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если оно прямо предусмотрено нормой права и его совершение влечет наказание виновного в виде применения административного взыскания или иного государственного либо общественного реагирования. [44,с.267]

Отличие административного правонарушения от иных видов правонарушений.

Наиболее близко административное правонарушение по своему характеру к преступлению и дисциплинарному проступку. Однако такая близость не ведет к их тождественности. [85, с.67]

Административные правонарушения отличаются от преступлений по целому ряду критериев. Их можно разделить на два вида: общие и специальные. Общие – это такие, которые присущи всем административным правонарушениям и отличают от любых преступлений:

  1. · административные правонарушения причиняют меньший вред общественным отношениям;
  2. · предусмотрены нормами административно-деликтного права, в то время как преступления – только УК;
  3. · за административные правонарушения и преступления установлены различные меры ответственности;

1. Размер причиненного имущественного ущерба.

2. Грубое совершение деяния.

3. Наличие или отсутствие тяжких последствий.

4. Повторное совершение административного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за первое является квалифицирующим признаком, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления.

На степень общественной вредности деяния оказывают влияние и субъективные признаки. В отдельных случаях деяние признается административным правонарушением только тогда, когда оно совершенно умышленно.

Административные правонарушения отличаются от дисциплинарных проступков. Те и другие не являются общественно опасными.Между тем, административные и дисциплинарные проступки имеют и существенные различия:

1. У них разная нормативная правовая база. Административные правонарушения формулируются, и даётся описание их составов в нормах административно-деликтного права.

2. Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых (служебных) обязанностей (ст. 197 ТК).

3. Субъект дисциплинарного проступка – это всегда член определенного устойчивого коллектива, физическое лицо. Субъектом административного правонарушения может быть любое физическое, а также юридическое лицо.

4. Административные правонарушения обеспечиваются мерами административной ответственности, дисциплинарные правонарушения – мерами дисциплинарной ответственности. Одни и другие существенно отличаются как по характеру, так и по последствиям в случае их применения.

Источник: https://megalektsii.ru/s63617t3.html

Ссылка на основную публикацию