Состав административного правонарушения: элементы и объекты преступления

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).Состав административного правонарушения: элементы

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

  • общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;
  • противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;
  • виновность – деяние  признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;
  • наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

     Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

  • объект административного правонарушения;
  • объективная сторона административного правонарушения;
  • субъект административного правонарушения;
  • субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами.

  • Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
  • Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
  • Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
  • Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.
  • Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
  • Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.
  • Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
  • Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Состав административного правонарушения: элементы

Источник: http://webmyoffice.ru/site/advokatclub/1797/

Какие элементы включает в себя состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения включает в себя несколько элементов, которые мы перечислим и охарактеризуем в статье. Если один из элементов отсутствует, то нет и нарушения. Подробнее об этом читайте далее.

Понятие и признаки административного правонарушения

В КоАП РФ нашли отражение понятие, признаки, состав административного правонарушения.

Правонарушение — это противоправное общественно опасное виновное деяние, за совершение которого предусмотрена ответственность различных видов – от предупреждения до ареста. Как заменить штраф на предупреждение читайте в статье.

Из определения правонарушения вытекают его признаки.

К ним относятся:

  1. Противоправность. Это значит, что действия или бездействие нарушителя направлены против интересов общества, государства, собственности, и т.д.
  2. Общественная опасность. Данный признак предполагает, что деяние виновного представляет опасность для окружающих и его совершение влечет различные негативные последствия.
  3. Виновность. Лицо, совершающее правонарушение действует либо умышленно, то есть осознает противоправность действий и желает, либо сознательно допускает наступление общественно опасных последствий. Кроме того, нарушение может совершаться в форме неосторожности.
  4. Наказуемость. Это значит, что за совершение определенных действий, которые порицаются законом, предполагается возможность привлечения нарушителя к ответственности при обнаружении нарушения.

Характеристика элементов, входящих в юридический состав административного правонарушения

Элементами, входящими в состав административного правонарушения, являются:

  1. Объект нарушения — это общественные отношения, на которые посягают противоправные действия нарушителя. Например, если нарушаются правила дорожного движения, то нарушитель посягает на безопасность в сфере дорожного движения.
  2. Объективная сторона. Это обстоятельства совершения нарушения, например, место совершения, время, способ, и т.д. Говоря простыми словами, это описание произошедшего события, например: «В 12 часов 12 минут 12 апреля 2018 года Иванов Иван Иванович, находясь в квартире, по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, 12-32, общеопасным способом, совершил поджог…»
  3. Субъект правонарушения – это элемент состава, характеризующий нарушителя. Не каждый человек является таковым. Так, нарушитель должен быть дееспособен, быть достаточно взрослым, чтобы понимать противоправный характер своих действий (достичь 16 лет). В качестве субъектов также могут выступать должностные лица, ИП, организации.
  4. Субъективная сторона – это отношение правонарушителя к деянию. Нарушение может совершаться или умышленно, либо неосторожно.

Состав административного правонарушения: элементы

Наличие каждого из элементов является обязательным, чтобы лицо можно было наказать. В противном случае, дело должно быть прекращено, а не начатое производство не может быть возбуждено.

Существуют и факультативные обстоятельства, которые учитываются при назначении наказания, но не признаются частью состава нарушения. Например, это смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

Таким образом, в состав административного правонарушения входят 4 элемента, при отсутствии одного из которых привлекаемое лицо не может считаться виновным. В обязанности должностного лица, составившего протокол, входит доказывание факта наличия всех элементов состава. Сомнения в виновности нарушителя трактуются в его пользу.

Источник: https://zakoved.ru/pravonarusheniya/kakie-e-lementy-vklyuchaet-v-sebya-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

newinspire

Состав административного правонарушения

  • Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.
  • Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.
  • Объект административного правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).

В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая часть — обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/764-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Читайте также:  Акт оказания услуг: образец и пример составления документа, как заполнить с физическим лицом?

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

  • Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.
  • Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
  • Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).
  • Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Понятие состава административного правонарушения и его элементы

  • Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
  • Элементы состава административного правонарушения:
  • • объект административного правонарушения;
  • • объективная сторона административного правонарушения;
  • • субъект административного правонарушения;
  • • субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

  1. По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
  2. По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
  3. В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
  4. дминистративное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, ее отсутствие исключает признание деяния административным правонарушением, даже при формальном обладании признака противоправности.

Административной ответственностью является наступление неизбежного юридического последствия — назначение административного наказания, установленного КоАП, законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Признаки, содержащиеся в понятии административного правонарушения, необходимо рассматривать в совокупности с его юридическим составом. Так, деяние, обладающее всеми признаками административного правонарушения, может не обладать юридическим составом.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям.

Несмотря на то что признаки состава административного Правонарушения представляют собой неделимое целое, они группируются по элементам состава.

Элементом состава административного правонарушения является Однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Элементами административного правонарушения являются:

  • · объект правонарушения;
  • · объективная сторона правонарушения;
  • · субъект правонарушения;
  • · субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности, на которые посягает деяние. Объект правонарушения по широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, подразделяется на общий, родовой и видовой объект.

Общий объект — вся совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права, возникающих в сфере государственного управления, а в ряде случаев — конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

Родовым объектом являются группы однородных, близких по содержанию общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных деяний. Родовые объекты перечислены в ст. 1.

2 КоАП и сформулированы в главах Особенной части раздела II КоАП (права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность и др.).

Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

Видовой объект представляет собой непосредственно охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на материальные и формальные.

Состав административного правонарушения материальный, если в формулировке диспозиции правовой нормы административного правонарушения указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними.

При формальном составе наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

Объективная сторона правонарушения — специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

Читайте также:  Приказ о назначении ответственного за обработку данных - пример и особенности составления

Факультативными признаками объективной стороны являются место, время, способ, средство совершения правонарушения если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки, как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение и способное понести административную ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП), а также юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Факультативные признаки выступают в виде цели и мотива и служат квалифицирующими признаками правонарушения, если содержатся в диспозиции нормы.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/4967.html

2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав — явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение.

С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности.

Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка — внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.

Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Ряд ученых полагает, что состав административного правонарушения — это его теоретическая конструкция, модель, закрепленная в законодательстве Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник для юридических вузов. М.: Эксмо, 2005. С. 288..

Вместе с тем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует понятие состава административного правонарушения. Несмотря на это, пунктом 2 ст. 24.

5 КоАП РФ предусмотрена обязанность уполномоченных лиц не возбуждать либо прекратить производство по делу об административном правонарушении при отсутствии состава административного правонарушения.

Действительно, каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое.

Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.

Существует и несколько иное мнение о том, что состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало; Теис, 1996. С. 275..

Кроме того, в науке административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение Аверина Е.А. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.

Представляется, что приведенные выше определения, достаточно полные и обоснованные, вместе с тем нуждаются в некоторой конкретизации.

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения.

Как известно, в любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения). К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, так и юридические лица (в том числе иностранные юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.

2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю).

Так, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ правонарушение будет иметь место только в случае умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий; на основании ст. 9.

10 КоАП РФ повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности, влечет за собой административную ответственность.

Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.

1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению.

Учитывая, что в этом случае не требуется доказывать наличия умысла, можно говорить, что для образования состава правонарушения для привлечения юридического лица к административной ответственности достаточно установить наличие любой формы вины.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания».

Учитывая вышеизложенное, представляется, что включение вышеприведенного понятия состава административного правонарушения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации будет способствовать наполнению содержания законодательной нормы, закрепит правомерность и сущность понятия состав административного правонарушения, чем позволит создать дополнительные гарантии защиты прав участников производства по делам об административных правонарушениях, непосредственным образом связанных с реализацией прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и которые нередко нарушаются правоприменителями на практике.

Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/70876

Административное право России: учебник для вузов

 Состав административного правонарушения – установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние может признаваться административным правонарушением.

Как явление реальной действительности правонарушение обладает огромным числом признаков. Среди них следует различать имеющие и не имеющие юридического значения. Первая группа, в свою очередь, делится на входящие в состав (конструктивные) и не входящие в состав обстоятельства (смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка военнослужащим, несовершеннолетним и др.).

Проступок – факт реальной действительности. Состав проступка – логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства реальных явлений, т. е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы.

Читайте также:  Заявление об установлении факта проживания, образец и пример

Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной частью нормативной основы ответственности. Перечень закрепленных в ней признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава.

Состав органичен – отсутствие хотя бы одного из его признаков означает отсутствие состава в целом.

Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили нормами Общей части КоАП РФ (например, в ст. 2.3, закрепляющей возраст наступления ответственности).

Поэтому в тексте любой нормы, устанавливающей административную ответственность, нет полного перечня всех признаков состава.

Для правильного уяснения содержания конкретного состава помимо конкретной статьи нормативного акта необходимо рассматривать ее в связи с нормами Общей части КоАП РФ, с иными частями нормативной основы.

Как законодательная модель административного правонарушения состав проступка является важной частью его нормативного основания. Он образует гипотезу нормы, устанавливающей административную ответственность.

Совершение деяния, содержащего все признаки состава, – фактическое основание наступления ответственности, юридический факт, влекущий возникновение правоотношений ответственности.

Иными словами, если лицо совершило нарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть фактическое основание для применения административных наказаний.

Совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, – это юридический факт, способный вызвать деликтные административные правоотношения.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных признаков. В нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъекта и его психическое отношение к деянию.

В проступке также имеются четыре части (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Отражая это реальное явление, состав проступка конструируют как совокупность четырех сторон (групп признаков): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.

Необходимо подчеркнуть, что в состав правонарушения входят не объект, субъект и т. д., а признаки объекта, субъекта.

Каждый элемент состава представляет собой систему признаков, характеризующих объект и субъекта проступка, его объективную и субъективную стороны.

Признаки выступают как наипростейшие части состава. Их группы образуют его элементы (стороны), а органичное единство четырех сторон – это состав проступка.

Взаимосвязь, взаимодействие всех признаков образуют целостные (системные) свойства состава: общественную вредность и противоправность, которые, будучи интегративными признаками, сами не входят ни в одну из его сторон.

Общественная вредность и противоправность – вторичные, производные свойства состава, на существование которых особым образом влияет каждый первичный признак любой его стороны.

Состав правонарушения можно рассматривать как трехуровневую систему: первичные признаки (места, субъекта и др.), интегративные, системные признаки (именно их включают законодатель и ученые в определение административного правонарушения) состав в целом.

Следует выделить две группы признаков: конструктивные признаки состава и признаки юридической техники, использованные законодателем при конструировании составов. Все эти признаки можно использовать при делении составов на виды.

Начиная группировку составов по их конструктивным признакам, прежде всего нужно вспомнить, что сам законодатель группирует составы по признаку родового объекта, разделяя их по главам КоАП РФ. Составы принято делить по наличию в нем признака вреда на материальные и формальные.

Можно при группировке составов использовать и другие признаки объективной стороны. Например, по месту совершения (общественное место и т. д.), по средствам (наркотические, транспортные и т. д.), по деянию (действие, бездействие). В КоАП РФ много статей, которые устанавливают ответственность за бездействие.

Большое значение имеет разграничение правонарушений по признакам субъекта (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо, водитель и т. д.), по формам вины и др.

По признакам юридической техники нужно различать составы общие (общая норма) и специальные (специальная норма). Если одно и то же деяние подпадает под признаки общей и специальной нормы (например, ст. 14.1 и 20.16 КоАП РФ), то действует специальная норма.

Составы могут быть поделены по нормативной основе: кодексам, нормативным актам, в которые они включены (в НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, законы субъектов Федерации).

Для глубокого изучения полезно различать составы с определенными и с неопределенными признаками.

Неопределенные признаки делятся на бланкетные и оценочные. Из бланкетных можно назвать такие: нарушение санитарных правил, законодательства о рекламе, нарушение сроков. Оценочные признаки предполагают их выведение правоприменителем из конкретной ситуации (например, ненадлежащее управление, грубое нарушение, оскорбительное приставание, злостное неповиновение).

Источник: https://iknigi.net/avtor-demyan-bahrah/31778-administrativnoe-pravo-rossii-uchebnik-dlya-vuzov-demyan-bahrah/read/page-35.html

Юридический состав административного правонарушения. Объект и предмет административного правонарушения

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ).

  • Элементы состава административного правонарушения:
  • 1) объект административного правонарушения;
  • 2) объективная сторона административного правонарушения;
  • 3) субъект административного правонарушения;
  • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

  1. Виды составов:
  2. По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
  3. По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
  4. В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения,состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
  5. Объектадминистративного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям относятся :

§ посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

  • § в области охраны собственности;
  • § в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • § в промышленности, строительстве, энергетике;
  • § в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
  • § на транспорте и в области дорожного движения;
  • § в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
  • § в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
  • § посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • § в области воинского учета.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

  1. Значение объекта административного правонарушения:
  2. 1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
  3. 2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
  • 3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.
  • Виды объектов административного правонарушения:
  • 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
  • 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
  • 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
  • 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);
  • 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
  • 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).
  • Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
  • Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
  • 1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
  • 2) предмет является факультативным элементом объекта;
  • 3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Источник: https://poisk-ru.ru/s1250t1.html

Ссылка на основную публикацию