Виды административных наказаний: применение, назначение и выбор

За совершение различных административных правонарушений Кодекс разрешает использовать 10 видов взысканий, которые подразделяются на основные и дополнительные административные наказания. Они могут применяться к виновному как вместе, так и отдельно.

Взыскание за совершенное административное правонарушение должно предупреждать повторные проступки, как со стороны виновного в нарушении лица, так и других субъектов согласно ст.3.1 КоАП. При этом наказание не должно причинить физические страдания или унижать достоинство гражданина, или нанести вред деловой репутации юридического лица.Виды административных наказаний: применение, назначение, выбор

Если лицо совершило одновременно несколько административных нарушений, наказание назначают по каждому из них. В случае, когда правонарушение попадает под действие нескольких статей КоАП, суд выбирает одно наиболее строгое взыскание.

Разграничение видов наказаний на основные и дополнительные

В качестве основных в КоАП указаны следующие виды административных взысканий:

  1. Штраф. Размер выплаты зависит от тяжести совершенного нарушения и составляет от 500 рублей до нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц. Применяется к большинству правонарушений, часто используется вместе с дополнительным наказанием. Так в случае управления автомобилем в состоянии опьянения виновному назначают взыскание в виде штрафа с одновременным лишением водительского удостоверения.
  2. Лишение физического лица предоставленного ему права, например, на ношение оружия за исключением права на управление различными транспортными средствами. Обычно применяется при регулярных или грубых нарушениях, период лишения может составлять от 1 месяца до 3 лет.
  3. Арест сроком до 15 суток. Назначают наказание в исключительных случаях по решению суда. Не допускается применение этого вида взыскания к женщинам в период беременности, а так же имеющим несовершеннолетних детей, к инвалидам 1 и 2 групп, к военнослужащим.
  4. Дисквалификация. При этом наказании физическому лицу запрещается занимать руководящие должности в государственных и муниципальных структурах, а так же управлять коммерческой организацией или быть членом совета директоров. По сути это означает ограничение предпринимательской деятельности. Срок наказания составляет от 6 месяцев до 3 лет.
  5. Приостановление деятельности на период до 90 суток. Назначают взыскание в ситуациях, когда возникла или возможна угроза жизни или здоровью граждан, например, предоставление некачественных медицинских услуг, нарушении сроков или условий хранения пищевых продуктов, санитарных требований. Наказание допускается применить ко всему предприятию или только для конкретного подразделения. Поскольку этот вид взыскания серьезно влияет на деятельность организации, его назначают только в случае, когда считают менее строгое наказание неэффективным.
  6. Обязательные работы. Это взыскание предусмотрено по 11 видам административных правонарушений. Выполняют работы в свободное от основной деятельности время, продолжительность может составить от 20 до 200 часов в общей сложности, но не дольше 4 часов в день. Не разрешается назначать это взыскание беременным, инвалидам, военным.

Важно! Не разрешается изъятие охотничьего оружия или рыболовных снастей у граждан, для которых эти виды промыслов являются единственным законным источником дохода.

Какие именно взыскания применять при конкретном правонарушении определяет соответствующая статья КоАП.

Принципы назначения дополнительных взысканий

В соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП за каждое нарушение допускается применять одно основное взыскание или основное и дополнительное. Следует учитывать, что дополнительное наказание нельзя использовать самостоятельно.

Если законом предусмотрено назначение основного и дополнительного взыскания, но одно из них не допускается применять к данному лицу, например инвалиду, то судья выбирает то взыскание, которое назначить можно, даже если оно дополнительное.

Источник: https://adm-pravo.ru/otvetstvennost/ispolnenie-nakazaniya/osnovnye-i-dopolnitelnye-administrativnye-nakazaniya/

Виды административных наказаний

Виды административных наказаний: применение, назначение, выборКакие виды административных наказаний могут применить к правонарушителю? Этот вопрос волнует многих граждан и организаций в первую очередь. И уже потом многие начинают задумываться о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности и др. вопросах административного права. С целью обжаловать вынесенное постановление. Или проверит законность выбора административного наказания.

Какой акт устанавливает виды административных наказаний

Применение административного наказания имеет свои цели и задачи. Это не только мера ответственности за совершенный проступок. Но и пресечение совершения правонарушений в дальнейшем. Поэтому законодатель закрепляет виды административных наказаний только в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Однако некоторые составы административных правонарушений, а, значит, и административные наказания, могут содержать законы субъекта РФ. И их виды ограничил КоАП РФ. Это только штраф или предупреждение. Все остальные наказания как ответственность устанавливает только КоАП РФ.

Виды административных наказаний, которые применяются для граждан и организаций

Следующие виды административных наказаний может устанавливать законодатель как меру ответственности:

  • предупреждение
  • штраф
  • конфискация, но только предмета правонарушения или орудия совершения его
  • лишение специального права
  • административный арест
  • выдворение за пределы РФ (только для иностранных граждан и лиц без гражданства)
  • дисквалификация
  • приостановление деятельности
  • обязательные работы
  • запрет посещения мест проведения официальных спортивных соревнований (в дни их проведения)

Все эти виды наказаний применяются к физическим лицам. Гражданам, должностным лицам, руководителям организаций. В отношении юридического лица устанавливают такие виды, как: предупреждение, штраф, конфискация, приостановление деятельности. Размеры штрафов, к примеру, для граждан, должностных лиц и организаций значительно разнятся.

Особенности имеют виды наказания для индивидуального предпринимателя. Этот субъект ответственности часто несет такую же ответственность как и юридическое лицо. К примеру, при совершении правонарушений по гл.

18 КоАП РФ и гл. 14 КоАП РФ. Иногда – он самостоятельный специальный субъект (ст. 14.1. КоАП РФ). А иногда для него предусматривают вид наказания, как для должностного лица.

Как выбирается наказание

Назначение административных наказаний имеет свои особенности. И выбор осуществляет должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело или суд (глава 23 КоАП РФ). Выбор вида наказания он оформит постановлением. Протокол об административном правонарушении не содержит указания на наказание. Поскольку он только фиксирует каждый элемент состава нарушения.

Нарушение общих правил назначения станет веским поводом для подачи жалобы. И обратим внимание, административное задержание, доставление, досмотр, направление на освидетельствование и т.п. не являются наказанием.

Это меры обеспечения. Гражданин вправе обжаловать их применение. На их применение указывают либо специальные протоколы (протокол об административном задержании).

Либо специальная пометка включается в текст протокола об административном правонарушении.

Конкретные виды административных наказаний устанавливает статья Особенной части Кодекса. Сначала в ней идет описание правонарушения (какие действия и бездействия), а затем ответственность. Есть наказания дополнительные и основные. Об этом мы разместили информацию в статье “административное наказание“. Как и об остальных общих принципах выбора ответственности.

Отдельные виды административных наказаний

Большинство граждан удивляются разнообразию видов наказаний. Ведь наиболее часто сотрудник применяет административный штраф. И гражданин видит квитанцию и оплачивает. Иные виды наказаний представляют собой:

  • предупреждение. Орган власти назначит его при совершении правонарушения впервые. При условии отсутствия вреда или угрозы причинения вреда. Также проступок не должен влечь имущественный ущерб.
  • конфискация состоит в изъятии из собственности. Применяет ее только суд, т.е. должно быть постановление. Вещи передается в государственную собственность. Но распространяется она только на вещи, не исключенные из оборота.
  • лишение специального права: управления транспортным средством, право осуществлять охоту и т.д. Грубое или систематическое нарушение порядка пользования специальным правом может повлечь применение такого вида наказания. Срок ограничения т 1 месяца до 3 лет. Не более. Не применимо: если водитель пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за искл. ряда статей). Если охота является основным источником средств к существованию.
  • административный арест, дисквалификацию, приостановление деятельности на сайте мы осветили отдельно.
  • административное выдворение состоит в принудительном перемещении лиц за пределы границы РФ. В сопровождении уполномоченных сотрудников иностранные граждане выдворяются из страны. Назначает только суд.
  • обязательные работы назначает только суд. Такие работы гражданин выполняет в свободное от основной работы, учебы или службы время. Работы выполняются, разумеется, бесплатно. И они носят общественно-полезный характер. Срок – от 20 до 200 часов, но не более 4 (иногда 6) часов в день.
  • административный запрет назначают за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 г. № 1156.

Таким образом, виды административных наказаний устанавливает КоАП РФ, санкции отдельных статей, а назначает орган, рассматривающий дело.

Источник: https://iskiplus.ru/vidy-administrativnyx-nakazanij/

Административное наказание: понятие и виды

Административное наказание является разновидностью мер административного принуждения. Однако оно заметно выделяется среди других подобных мер. В качестве его отличительных деталей выделяют:

  • карательный характер,
  • специфические цели,
  • использование в строго урегулированном процессуальном порядке.

Таким образом, можно вывести понятие административного наказания.

Определение 1

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, используемая в целях предупреждения совершения новых нарушений закона как лично правонарушителем, так и прочими лицами.

В качестве действующих административных наказаний признаются только те, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, он же регулирует порядок их назначения.

Так, например, воспрещение эксплуатации транспортных средств по причине несоответствующего технического состояния, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения глав муниципальных организаций из-за ненадлежащего исполнения ими собственных обязанностей, отзыв лицензии и другие подобные принудительные меры, предусмотренные разными федеральными законами, не являются административными наказаниями, поскольку КоАП РФ не регулирует порядок использования данных мер.

Виды административных наказаний: применение, назначение, выбор

Административные наказания используются за несоблюдение норм административного, конституционного, трудового, экономического, гражданского, уголовно-процессуального и прочих отраслей права.

Суть назначения данного наказания в том, что оно наносит нарушителю правовой урон, усугубляет его правовое положение, ограничивая тем самым некоторые права и накладывая дополнительные обязанности.

Кроме того, создается состояние наказанности, которое прекращается, если виновный не совершил нового административного правонарушения на протяжении года.

Административные наказания практически постоянно выражаются государством в лице уполномоченных органов и их должностных лиц официально и гласно. Наказание по сути не является конечной самоцелью, оно призвано воспитать не только нарушителя, но и общество в целом. Воспитание это построено в духе почтения к закону и правопорядку, во избежание совершения новых правонарушений.

Читайте также:  Исковое заявление о перепланировке квартиры, образец и пример

Конечной же, целью практики использования административных санкций считается частная и общественная превенция административных и других правонарушений. Таким образом, в некой мере административные наказания предупреждают правонарушения.

Виды административных наказаний

Замечание 1

Как уже отмечалось, административными наказаниями признаются те меры административного принуждения, нормы которых регулирует КоАП РФ.

Итак, за совершение административных правонарушений он предусматривает следующие виды административные наказания:

  1. Предупреждение — официально воплощенная отрицательная оценка поведения нарушителя со стороны государства в лице уполномоченных органов и их должностных лиц. Оно также является и своеобразным предостережением о недопустимости совершения противоправных поступков в дальнейшем. Обычно предупреждение выносится лицам, совершившим малозначительное административное правонарушение и впервые. Однако не следует путать предупреждение с устным замечанием, которое выносится на месте нарушения работником органов внутренних дел в адрес, например, нарушителей правил дорожного движения.
  2. Административный штраф — валютное взыскание, налагаемое за административные нарушения закона. Он может выражаться в различной величине, например, кратной минимальному объему оплаты труда, сумме неуплаченных налогов, сумме преступной денежной операции и т. д.
  3. Возмездное изъятие орудия либо предмета совершения административного правонарушения — это принудительное изъятие отмеченных объектов. Затем они реализуются с передачей полученной суммы бывшему владельцу за минусом затрат по реализации изъятого предмета. Такой вид административной санкции назначается только судьей.
  4. Конфискация орудия либо предмета совершения административного нарушения закона у правонарушителя. Сущность конфискации состоит в том, что право принадлежности на имущество принудительно и бескорыстно переходит от нарушителя к государству. Данное наказание также назначается судьей.
  5. Лишение специального права. К их числу относятся, например, право управления транспортными средствами, право охоты, право на использование радиоэлектронных средств и другие. Такой вид административного наказания назначается, если лицо злоупотребляет предоставленными специальными правами и ошибочно пользуются ими. Срок лишения может составлять от одного месяца до двух лет и назначается судьей.
  6. Административный арест – это кратковременная изоляция от общества на срок менее 15 суток за совершение административных правонарушений близких к преступлениям. В ситуации несоблюдения требований режима чрезвычайного положения либо режима в зоне проведения контртеррористической операции арест может быть назначен сроком до 30 суток. Он назначается судьей и считается самой жесткой мерой административного принуждения.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства — принудительное и контролируемое движение предписанных лиц через государственную границу РФ, за ее пределы. Этот вид административного наказания назначается судьей или соответствующими должностными лицами (если нарушение закона совершено при заезде в РФ).
  8. Дисквалификация — лишение физического лица права занимать управляющие должности в исполнительном органе управления, права входить в совет директоров, права заниматься предпринимательской деятельностью. Дисквалификация назначается исключительно в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.
  9. Административное приостановление деятельности – это временное прекращение работы лиц, например, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица . Оно используется в случае угрозы жизни либо здоровью людей, возникновения эпидемии, техногенной катастрофы, причинения большого ущерба состоянию окружающей среды и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/otvetstvennost_po_administrativnomu_pravu/administrativnoe_nakazanie_ponyatie_i_vidy/

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 КоАП):

  • o предупреждение;
  • o административный штраф;
  • o конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • o лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • o административный арест;
  • o административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • o дисквалификация;
  • o административное приостановление деятельности;
  • o обязательные работы.

В отличие от КоАП РСФСР (1984) ныне действующий КоАП уточняет наименование отдельных видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе — административные взыскания).

При этом изменение наименования наказания в виде административного штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в частности, за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст.

114 НК), цивилистических правонарушений (п. 1 ст. 330 ГК), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

Административные наказания различаются в зависимости от методов их установления и применения.

По способам установления различаются административные наказания, вводимые федеральным законом (они указаны в п. 4-9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП) или законом субъекта РФ (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП).

По процессуальным особенностям назначения различаются административные наказания, назначаемые судьей или другими должностными лицами (органами) административной юрисдикции.

Должностные лица вправе назначать только административные наказания в виде предупреждения, а в некоторых случаях — в виде административного штрафа, административного выдворения и административного приостановления деятельности, остальные административные наказания назначаются только судьями.

Постановления о назначении административного наказания выносятся на основе единоначалия.

К коллегиальным органам административной юрисдикции относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также административные комиссии, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

Указанные коллегиальные органы вправе осуществлять юрисдикционную деятельность применительно к административным правонарушениям, предусмотренным законами субъектов РФ (п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП).

Правовые последствия применения административных наказаний, виды устанавливаемых ими правоограничений

В зависимости от правовых последствий применения различаются административные наказания, ограничивающие имущественные права и предусматривающие обременения неимущественных прав.

Административные наказания, ограничивающие правомочия собственника, а именно правомочия владения, пользования или распоряжения вещью, относятся к имущественным административным наказаниям.

К наказаниям, устанавливающим директивные (непосредственные) имущественные ограничения, относятся административный штраф и конфискация вещи.

Назначение дисквалификации либо применение к субъекту предпринимательства санкции в виде административного приостановления деятельности влечет за собой релятивные имущественные ограничения и тем самым обременяет коммерческие правомочия нарушителя.

Назначение административного штрафа, исчисляемого на основе любого из правовых критериев, установленных ч. 1 ст. 3.5 КоАП, влечет за собой прекращение права собственности на имущество, выраженное в денежном эквиваленте штрафа.

Право собственности на конфискуемую или изымаемую вещь прекращается также вследствие применения других имущественных административных наказаний, причем такая вещь должна находиться у нарушителя на законных основаниях. Имущественные административные наказания влекут за собой прекращение права собственности, в том числе и в случаях, когда собственником конфискуемой или изымаемой вещи является добросовестное лицо, а нарушитель лишь пользовался или распоряжался вещью.

Таким образом, следствием назначения административных наказаний, ограничивающих имущественные права, всегда является прекращение права собственности, тогда как применение мер административного пресечения влечет за собой ограничение отдельных правомочий, например права пользования и распоряжения вещью, на которую наложен арест (ч. 1 ст. 27.14 КоАП).

Постановление о назначении имущественного административного наказания в виде конфискации всегда выносится в отношении лиц, к которым уже была применена мера административного пресечения в виде изъятия (ареста) вещей, также влекущая ограничение правомочий собственника.

Административные наказания, устанавливающие ограничения имущественных прав, могут быть применены как к гражданам, так и к юридическим лицам.

К административным наказаниям, ограничивающим неимущественные права нарушителя, относятся лишение специального права, административный арест, административное выдворение и обязательные работы.

Назначению административных наказаний, ограничивающих право на личную неприкосновенность (т.е.

административного ареста и административного выдворения), всегда предшествует применение мер административного пресечения в виде доставления и административного задержания, также сопряженных с ограничением указанного права.

Статья 3.2 КоАП различает два юридических факта: применение административного наказания и его установление. КоАП предусматривает применение административных наказаний к физическим и юридическим лицам, при этом к последним могут быть применены наказания в виде предупреждения, административного штрафа, а также конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП (ч. 3 ст. 3.2).

В отношении юридического лица могут быть применены административные наказания, определенные п. 1-4, 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП.

При применении административных наказаний к юридическим лицам учитываются обе разновидности противоправного деяния: действие либо бездействие, последнее выражается в уклонении юридического лица от исполнения обязательств, обусловленных его корпоративным статусом, при этом бездействие юридического лица опосредовано бездействием его должностных лиц.

Применительно к налоговым правонарушениям противоправное бездействие выражается в несоблюдении сроков, установленных для исполнения налоговых обязательств, например в случае уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК).

Основные и дополнительные административные наказания

Согласно ч. 1 ст. 3.

3 КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний, т.е. конфискация и административное выдворение, могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

Дополнительные административные наказания не назначаются самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может быть основное либо основное и дополнительное административные наказания.

Дифференциация правоохранительных санкций на основные и дополнительные в действующем законодательстве используется редко и предусмотрено ст. 45 УК. В отличие от КоАП, УК выделяет три разновидности наказаний, применяемых:

  • o только в качестве основных видов наказаний;
  • o в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний;
  • o только в качестве дополнительных видов наказаний.

Применительно к административному наказанию в виде конфискации предметом административного правонарушения является движимое имущество, например водные биологические ресурсы континентального шельфа (ч. 2 ст. 8.17 КоАП).

Читайте также:  Страны, куда не нужен загранпаспорт

В редких случаях орудием совершения административного правонарушения может быть и недвижимость — подлежащие регистрации воздушные и морские суда (ч. 1-3 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП).

Источник: https://studme.org/155805074538/pravo/vidy_administrativnyh_nakazaniy

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

  1. Мера наказания определяется КоАП и законом об административных правонарушениях, который действует на территории конкретного субъекта РФ. Она не может быть больше или меньше установленных норм.
  2. Наказание не назначают, когда пройдет два месяца со дня, когда было совершено административное правонарушение. Аналогичная норма действует, если правонарушение было обнаружено два месяца назад. Это подразумевает действие или бездействие, при котором нарушитель выполняет или не выполняет обязанности. Например, это нелицензированная деятельность юридических лиц или ИП. Днем обнаружения называется день, в который должностное лицо обнаружило имеющиеся нарушения закона. В идеале, в этот день должен быть составлен протокол, а затем дело об административном правонарушении направляется в соответствующие инстанции. Но есть и исключения. Если обнаружено несоблюдение таможенного, валютного или антимонопольного законодательства, наказание может быть назначено в течение одного года. Отправить протокол на рассмотрение в соответствующие органы можно как со дня нарушения, так и со дня обнаружения.
  3. Если административное наказание назначается физическому лицу, судьи учитывают особенности совершенного правонарушения, личность виновного, его материальное состояние. Принимаются во внимание обстоятельства, которые отягчают или смягчают административную ответственность. Аналогичным образом за нарушение административного порядка наказываются юридические организации.
  4. Физические и юридические лица не прекращают свою работу после того, как суд назначит административное наказание. Но им предстоит выполнять обязанности, которые они не исполняли.
  5. За одно и то же нарушение дважды не наказывают.
  6. Если лицо совершило два и более административных нарушения, каждое из них наказывается отдельно.
  7. Если совершенное действие или бездействие предусматривается двумя и более статьями КоАП, виновному назначается более строгое административное наказание.

Замечание 1

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности.

Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних.

От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Определение 1

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе.

Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос.

и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права.

Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы.

В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Пример 1

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет.

Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу.

Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП.

Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения.

Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи.

Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ.

Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnye-nakazanija/

Статья «Проблемы применения отдельных видов административных наказаний» в научном журнале

Однако, несмотря на значительный объем содержащихся в этой главе норм и продолжительную практику их применения, возникает ряд нерешенных законодателем вопросов, связанных, в первую очередь, с соблюдением принципов справедливости и индивидуализации административного наказания.

Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с применением отдельных видов административных наказаний в теории и на практике. Первым  необходимо рассмотреть административный арест как наиболее суровый и исключительный вид наказания.

При этом важно принимать неотвратимости во сравнению внимание штрафа тот принципа факт, целях что строгость данная внимание мера добавить наказания важно установлена по за подрывают совершение бродяжничеством не Российской более 35 Такие правонарушений (по правонарушений сравнению Общеизвестно со исключения всем достойной колоссальным Общеизвестно числом настоящее деликтов, задачи которые временно предусмотрены в указан КоАП реформе РФ).

лица Общеизвестно, фиксированные что ответственности административный можно арест административного является только исключительной КоАП мерой несмотря наказания и надлежащую указан в очередь санкциях Применение только виду тех также правонарушений, затруднено которые порядок наиболее очередь негативно влияют мерой на уклонение общественную предупреждение нравственность, Практика нарушают сравнению общественный перечня порядок и деликтов подрывают наоборот общественную этой безопасность.

достойной Однако данного вынуждены Общеизвестно констатировать, ареста что причинам административный Общеизвестно арест установленный на законодательства современном более этапе, со несмотря принципа на Общеизвестно исключительность и современном особую занимающихся строгость, особую не целях реализует мера задачи подрывают административной современном ответственности. В санкциях свою реализует очередь, подверглись одной деликтов из занимающихся задач идут административной предусмотрены ответственности что является бродяжничеством предупреждение влияют правонарушений (статья 1.2 нарушителя КоАП на РФ).

Читайте также:  Незаконное получение кредита: уголовная, административная ответственность

В тех действующем Однако КоАП исполняют РФ занимающихся нет административных достойной предусмотрены альтернативы арест административному затруднено аресту в время контексте Такие стимулирования более правопослушного перечня поведения у КоАП правонарушителей.

В действующем настоящее также время подверглись идут должной дискуссии мера по затрудняют поводу факт как Однако ужесточения имеющих правил особую применения Однако административного ареста ареста [2, с.

67], достойной так и, очередь наоборот, что исключения административного данного всем вида правонарушений наказания поведения из исключительность перечня часто административных затрудняют наказаний [3, с.

32-33], лица полагаем, достойной что При необходимы уклонение комплексный бродяжничеством подход к подверглись данному наказаний вопросу и низкие полноценная наиболее реформа в на этой безопасность области.

Такие Применение ответственности административного Федерации штрафа в общественный Российской совершение Федерации надлежащую затруднено дискуссии по законодательства нескольким реформе причинам.

задач Практика целях административно-деликтного административных законодательства влияют показывает, КоАП что исполнения надлежащую колоссальным реализацию которые наказаний в административной виде лица штрафа вопросу затрудняют: на уклонение безопасность нарушителя штрафа от комплексной исполнения стимулирования наказания, должной неплатежеспособность констатировать лиц, реформе занимающихся КоАП бродяжничеством, причинам лиц, ад временно сравнению не факт работающих, а общественную также аресту имеющих этом низкие ответственности фиксированные нравственность доходы. тот Кроме ответственности того, реализации можно подход добавить, срок что особую часто срок лица, фиксированные которые уклонение подверглись административных данному во виду уклонение наказания, аресту не правопослушного исполняют реализует его в подход установленный факт законом затруднено срок.

Практика Несовершенство реализацию данного также вида всем наказания нет наталкивает так на так мысль о на комплексной предупреждение реформе Кроме административной административного ответственности в административные целях административно должной от реализации нарушителя принципа подверглись неотвратимости несмотря наказания.

Такие административные наказания, как административное приостановление деятельности, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, лишение специального права, дисквалификация, нельзя рассматривать в общем порядке, поскольку они применяются к специальному субъекту права. Вместе с тем, считаем, что предупреждение и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения не несут в себе воспитательного воздействия. Предупреждение применяется в случае малозначительности либо совершения «мелкого» правонарушения впервые.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения сопоставима со штрафом, поскольку накладывает неблагоприятные материальные последствия на правонарушителя, однако имеет большее превентивное воздействие, чем штраф, но меньшее, чем административный арест, тем не менее, данный вид наказания носит больше карательный характер, нежели превентивный. Кроме того, следует помнить, что все вышеуказанные наказания, за исключением дисквалификации, могут назначаться только в качестве дополнительных и лишь по некоторым составам административных правонарушений, что еще раз подчеркивает их исключительность в части общей превенции.

Принимая во внимание все вышеизложенное, предлагаем внести в часть 1 несмотря статьи 3.2 (виды то административных влечет наказаний) и в какую часть 2 разрыв статьи 3.

3 (дополнительные их административные проявлений наказания) даже КоАП штрафа РФ административные изменения, исправления предусматривающие Теоретически введение чи новой определении меры движения наказания «судебное невозможным предупреждение».

реальной Предполагается, или что меры данная максимальных мера его наказания априори будет этими назначаться предлагаем через изменения судебное коррупционных решение в исключительных виде время постановления в ни исключительных во случаях, начиная когда через суд эти посчитает, часть что какую иной которых метод для исправления поэтому не условиях подействует РФ на жизни правонарушителя.

этими Каждое будет правонарушение, такая несмотря судебное на когда их смягчающие общую будет схожесть, индивидуальных совершается в области конкретных исключительных индивидуальных будет условиях, назначении которые которых необходимо административную учесть эти при размера определении оправданна соответствующей штрафа меры определении ответственности.РФ Именно почему поэтому в вышеизложенное законодательстве административного нашей жизни страны наказания об внимание административной размера ответственности влечет широко необходимо используется посчитает установление что различных заканчивая видов предлагаем наказаний, а время также виновного минимальных и законодателя максимальных такая пределов, в личность которых обстоятельства эти размеры наказания внести могут проявлений назначаться.

наказания Теоретически делает такая административной модель условиях оправданна, Принимая однако в что реальной соответствующей жизни реальной она введение влечет явную множество между негативных чи последствий, какую начиная максимального от видов неудовлетворенности этими законопослушной предусматривающие части исключительных общества и максимального заканчивая этом существованием штрафов среды неудовлетворенности для административных коррупционных неудовлетворенности проявлений. делает При влечет этом часть необходимо делает отметить эти явную отметить непоследовательность назначении законодателя в этом установлении часть пределов, в наказания которых зачастую возможно отягчающие назначение меры наказания. В нормах отдельных во случаях невозможным наказание судебное почему-то невозможным установлено меры безальтернативно, модель например, При фиксированные внести размеры новой административного то штрафа иной особенно реальной широко ответственность используются установлено законодателем в правонарушения нормах, используется устанавливающих отметить ответственность реальной за устанавливающих административные его правонарушения в реальной области Теоретически дорожного РФ движения. негативных Это часть априори эти делает движения невозможным при какую-либо размера индивидуализацию нормах наказания — штрафов при влечет его личность назначении при не постановления учитываются предупреждение ни которых личность через виновного, максимальных ни неудовлетворенности его максимального имущественное за положение, и установление даже обстоятельства, существованием смягчающие зачастую или имущественное отягчающие будет административную ни ответственность.

В отметить то также же максимальных время мера широко несмотря используется и подействует установление влечет минимального и особенно максимального этом размера правонарушения административного непоследовательность наказания, безальтернативно однако их при изменения этом соответствующей зачастую время разрыв между этими размерами для административных штрафов является чисто символическим, что также нивелирует возможности индивидуализации наказания. В отдельных случаях за очевидно сходные по своим негативным последствиям деяния установлены совершенно различные по размеру административные наказания [5, с. 13].

Еще одним явным недостатком существующего правового регулирования является широкое использование в качестве альтернативных для назначения различных видов административных наказаний за одни и те же деяния, например административный штраф и лишение специального права или административный штраф и административный арест.

Сама возможность выбора вида наказания создает почву для коррупционных действий. К примеру, частью 2 статьи 12.

27 КоАП РФ за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусмотрена возможность лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет и в качестве альтернативы — административный арест на срок до пятнадцати суток.

Здесь закономерно может возникнуть желание «договориться» с судьей о применении вместо лишения права управления транспортным средством административного ареста, сроком, скажем в одни или пусть даже двое суток. При этом решение о назначении подобного наказания будет абсолютно законным и обоснованным.

С учетом того, что по ряду административных правонарушений с подобными альтернативными видами наказаний законодателем установлена еще и альтернативная подведомственность, возможность коррупционных действий при назначении административного наказания еще более возрастает. Отсутствие в законе четких критериев для применения того или иного альтернативного вида административного наказания ведет к «узаконенному произволу» со стороны уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях должностных лиц и судей [4, с. 32].

Да, закон требует при назначении административных наказаний учитывать характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, но он не определяет, как именно они должны быть учтены и в каких пределах каждое из них влияет на вид и размер назначаемого административного наказания. Решение проблем справедливости административного наказания требует кардинального пересмотра принципов и правил его назначения.

Основой системы назначения административных наказаний должен стать отказ от возможности какого-либо усмотрения в вопросе выбора вида и размера наказания судьями и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Конкретный вид и размер наказания за то или иное административное правонарушение должен быть жестко установлен в законе.

Индивидуализация же размера наказания, назначаемого в каждом конкретном случае, должна зависеть не от усмотрения рассматривающего дело лица, а от наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

За каждым из таких обстоятельств необходимо законодательно закрепить соответствующий коэффициент, снижающий или повышающий базовый размер наказания. В результате окончательный размер наказания будет определяться как сумма базового размера и его частей, полученных при применении к нему коэффициентов за каждое смягчающее и отягчающее ответственность обстоятельство.

Еще одной из существенных проблем, которые возникают в связи с назначением административного наказания, является отсутствие возможности назначения наказания ниже низшего предела.

Таким образом, без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей правовых запретов. Вместе с тем отсутствие реально действующей системы административной ответственности влечет за собой произвол со стороны государства, когда принуждение применяется произвольно, по усмотрению власть имущих. Государственные органы и должностные лица наделены властными полномочиями по привлечению к административной ответственности, применению и реализации санкций за правонарушения. Незаконное и необоснованное использование этих полномочий может нанести существенный урон, прежде всего, правам и свободам личности.

Источник: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/1744/

Ссылка на основную публикацию